Стремительные социально-экономические изменения, происходящие в мире со второй половины XX века, актуализируют не только задачу поддержания конкурентоспособности предприятий, организаций, отраслей и самих национальных экономик, но и необходимость теоретического осмысления факторов развития экономических систем в современных условиях. Исследователями предложена целая совокупность концепций, объясняющих доминанту современного развития. Если концепция информационной экономики подчеркивает значимость технологической, концепция интеллектуальной собственности – правовой, а концепция сетевой экономики – организационной составляющих современного экономического роста, то среди движущих сил экономического развития, поддерживаемых концепциями человеческого капитала, экономики сферы услуг и инновационной экономики, важнейшее место занимает образование. При этом оно рассматривается учеными под различными углами зрения – и как специфическая область экономической деятельности; и как часть сферы услуг; и как отрасль, основным продуктом которой являются и результаты интеллектуальной деятельности и создатели этих результатов, в том числе потенциальные. Все это создает предпосылки для динамичного развития такой области научных исследований, как экономика образования. Значимость этой области в современных условиях, по мнению авторов, будет неуклонно повышаться. Учитывая вышеизложенное, в настоящее время чрезвычайно актуальным становится вопрос о тех задачах, которые могла бы решать экономика образования как наука. Обобщение теоретических подходов и практики функционирования образовательных систем приводит к выводу, что перед экономикой образования могут быть поставлены самые разноплановые задачи, в свою очередь, формирующие границы этой научной области в современных условиях.
Первой из таких задач должно стать уточнение объекта и предмета экономики образования, учитывающее специфические характеристики образования как блага в ситуации, когда информация и знания становятся ведущим производственным ресурсом (концепция экономики знаний), процесс труда претерпевает фундаментальную трансформацию (концепция постиндустриальной экономики), а индивидуализация спроса опосредуется опережающим развитием сферы услуг (концепция сервисной экономики).
В указанных условиях требуют дальнейшего глубокого изучения и уточнения формы организации деятельности в экономике образования, источники ее финансирования, а также цели и границы ее государственного регулирования с учетом внешних сетевых эффектов для экономического, социального и культурного развития национальной экономики.
Для обеспечения преемственности экономического знания особое значение имеет исторический подход к экономике образования, заключающийся в осмыслении и переосмыслении экономической научной мысли относительно роли образования как фактора экономического роста, так как вопросы влияния уровня образования на производительность труда, а, следовательно, условия получения максимальной отдачи от расходов на образование изучались с разных позиций задолго до появления концепции человеческого капитала, в том числе, в России.
Следующей задачей экономики образования должно стать исследование и систематизация особенностей функционирования образования как отрасли экономики, включая организационно-правовые формы ее субъектов, а также механизмов конкурентных и неконкурентных (сетевых) взаимодействий образовательных организаций между собой и с другими участниками экономических процессов. Особое значение имеет разработка и совершенствование методов планирования, программирования и прогнозирования развития образовательной отрасли.
Соединение традиционных микроэкономических подходов и последних достижений экономики сферы услуг создает предпосылки для решения еще одной важнейшей задачи экономики образования, заключающейся в исследовании особенностей товарных характеристик образовательного продукта, а также направлений улучшения его производства и реализации в рыночных условиях, включая особенности маркетинга и ценообразования на рынке образовательных услуг.
В настоящее время представителями различных направлений науки выявлена ведущая роль человеческого потенциала в развитии образования. Отсюда следующей задачей экономики образования является выявление специфики труда работников образования и мотивации их профессиональной деятельности, включая, в том числе, и институциональные аспекты академического вознаграждения и профессионального выгорания. Изучение особенностей воспроизводства научно-педагогических кадров должно быть дополнено обоснованием приоритетных направлений и принципов регулирования оплаты труда на уровне отрасли и региона в современных условиях.
Важнейшей задачей экономики образования является изучение эффективных способов финансирования деятельности образовательных учреждений и организаций, учитывающих свойства образования как квазиобщественного блага, а также определение рационального объема государственных гарантий в сфере образования и разработка адекватных моделей бюджетного финансирования образовательной деятельности.
Функционирование учебных заведений в рыночной среде как хозяйственных организаций вызывает необходимость систематизации и обобщения институциональных основ управления образовательными учреждением и организациями, включая особенности их коммерческой деятельности и успешные стратегии на рынке образовательных услуг, что составляет содержание еще одной задачи экономики образования. Здесь внимание следует сфокусировать на регламентации трудовых отношений, развитии материально-технической базы отрасли, а также изучению условий получения и извлечения доходов от нематериальных активов образовательных учреждений и организаций.
Повышение уровня конкурентоспособности образовательных учреждений и организаций требует исследования проблемы инновационных изменений в них, включенности высших учебных заведений в инновационную деятельность, разработки перспективных направлений их инновационной и инвестиционной политики, а также эффективных методов управления инвестиционными проектами в сфере образования.
Следующей важнейшей задачей экономики образования является обоснование частных и социальных выгод образования, подходов и методик оценки его эффективности, а также путей и факторов ее повышения для государства, общества, домохозяйств и индивидов. Рассмотрение развития образования в современных условиях в качестве ключевого фактора экономического роста должно быть положено в основу оценки эффективности направлений и способов реформирования образовательных систем.
Наконец, последнюю в числе рассмотренных нами задач экономики образования составляет изучение закономерностей глобализации, интернационализации и интеграции образования, сформирования мировых рынков образовательных услуг и труда преподавателей, а также современным формам экспорта образовательных услуг.
Представляется, что сформулированные задачи определяют границы экономики образования как научной области, отражающей, с одной стороны, специфику отраслевых характеристик сферы образования, с другой, − важнейшие черты большинства актуальных концепций, объясняющих происходящие в последние десятилетия изменения в экономике и обществе.
Библиографическая ссылка
Василенко Н.В., Линьков А.Я. ЭКОНОМИКА ОБРАЗОВАНИЯ: ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 11-3. – С. 418-419;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=8442 (дата обращения: 21.11.2024).