По историческим меркам два последних эпохальных события в жизни нашей страны – вступление во Всемирную торговую организацию (ВТО) и присоединение к Болонскому процессу с последовавшим переходом на двухуровневую систему высшего образования произошли лишь вчера.
Никто и не предполагал, что вхождение в мировое экономическое сообщество и единую европейскую образовательную систему пройдет гладко, под аплодисменты. Стоило России откликнуться на естественное желание крымчан вернуться в «родные пенаты» и поддержать Донецкую и Луганскую республики, как тут же Агропромышленный комплекс страны столкнулся с проблемой импортозамещения и не только. Естественно, говорить о том, насколько расширились возможности трудоустройства российских граждан на европейском рынке труда и о повышении конкурентоспособности европейской системы высшего образования в мире пока рано. Об одном лишь можно с уверенностью сказать, что «война» за таланты предельно обострилась и стала приоритетом как для образовательных учреждений, корпораций, так и целых стран в глобальном масштабе [3].
На всех факультетах Волгоградского государственного аграрного университета, включая агротехнологический, с которым последние 30 лет связана моя работа в качестве доцента и профессора, переход на двухуровневую систему образования завершен.
Первый цикл подготовки, продолжительностью около трех лет рассчитан на подготовку бакалавров, второй (двухлетний) дает возможность лучшим выпускникам получить степень магистра. И, наконец, элите магистров после четырехлетней учебы в аспирантуре (до прошлого года трехлетней) «светит» стать кандидатами наук. Не исключено, что прибавленный год обучения им необходим для того, чтобы сравняться с Европой и готовить в аспирантуре не кандидатов, а сразу докторов наук.
В основу организации образовательного процесса ныне положен компетентностный подход, являющийся основополагающим в стандартах последнего (третьего) поколения. Заметно возрастание требований к уровню интеллектуального и профессионального развития выпускника вуза. Наш университет был в числе первых, перешедших на рейтинговую систему оценки знаний студентов, сыгравшую на первом этапе положительную роль. Это помогало студентам приобретать более глубокие профессиональные знания за счет регулярного контроля и общения с преподавателями.
И все же, сложившуюся в России систему высшего профессионального образования (ВПО) пока оценивают как не отвечающую современным требованиям, а специалистов сельского хозяйства не конкурентоспособными на рынке труда. Работодатели в основном воспринимают бакалавров как специалистов с незаконченным высшим образованием. Впрочем, это и неудивительно, поскольку срок подготовки бакалавра уменьшился, а требования к нему постоянно растут. Кроме глубоких профессиональных знаний он должен ещё выработать стремление к их постоянному обновлению. Сейчас на рынке труда более высокие коэффициенты значимости получили такие компетенции, как аналитическое мышление, умение находить через Интернет и быстро осваивать новую информацию, работать в стрессовой ситуации [1].
Готовить высокопрофессиональные кадры бакалавров в нынешних экономических условиях непросто. Особенно с учетом потребностей у многих студентов в подработке. Знания они должны получать преимущественно в процессе активной систематической самостоятельной работы. Решением деканатов будущих бакалавров, включая и бойцов студенческих отрядов, необходимо переводить на индивидуальные графики обучения и снимать с рейтинга. Важно, чтобы графики эти были согласованы в первую же учебную неделю с преподавателями и, естественно, выполнялись.
Организация самостоятельной работы студентов и оценка уровня знаний стали возможными лишь в последние годы – с введением в практику системы дистанционного обучения по программе «Прометей». Данная система объединила все составляющие эффективного обучения: передовые методики, новейшие технологии, простоту освоения, невысокие требования к клиентским компьютерам и неограниченное количество клиентских мест [3]. Для студентов заочников, а также для лиц, не посещающих занятия по объективным причинам, это благо, которое трудно переоценить [2].
Программа хороша, прежде всего, тем, что учебные материалы доставляются по компьютерным сетям, поэтому минимизируются расходы на их тиражирование. Студенты имеют возможность в домашних условиях работать с электронными версиями учебников, учебных пособий, методических указаний по написанию контрольных, курсовых работ и тому подобное, получать консультации от преподавателя, а главное – отчитаться по своему материалу и получить объективную оценку.
На кафедре «Растениеводство и кормопроизводство» проведена большая подготовительная работа, связанная с освоением программы «Прометей». В последние годы издан ряд солидных учебно-методических пособий и учебников, причем большинство их них имеет и электронные версии: «Практикум по семеноведению», «Практикум по растениеводству», «История растениеводства», «Практикум по бахчеводству», «Бахчеводство», «Луговодство», «Кормопроизводство». В различных конкурсах они отмечались золотыми и серебряными медалями, дипломами, грамотами. Завершается подготовка к изданию учебного пособия «Адаптивные технологии возделывания полевых культур в Волгоградской области». С 2014 года студенты-заочники могли обнаружить их на сайте университета, а очники еще раньше имели возможность скачать их на электронные носители на кафедре.
Весь профессорско-преподавательский состав прошел через курсы переподготовки и готовится работать в системе дистанционного обучения.
Важно только, чтобы стремление к повышению качества образования стало взаимным – и преподавателей и студентов. Помимо совершенствования методики преподавания, укрепляется и материально-техническая база университета. В частности, на кафедре установлены мультимедийная установка и интерактивная доска.
В подготовке бакалавров предстоит сполна использовать возможности научно-агрономической и преддипломной практик на Опытном поле Учебно-научного производственного центра университета и базовых хозяйств университета.
Библиографическая ссылка
Иванов В.М. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРОВ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «АГРОНОМИЯ» // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 10-1. – С. 22-23;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=8489 (дата обращения: 23.11.2024).