Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА МАГИСТРАНТОВ И СТУДЕНТОВ ЭКОНОМИЧЕСКИХ НАПРАВЛЕНИЙ ВУЗА

Зарецкий А.Д. 1
1 ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный университет»
1. Вальрас Л. Элементы чистой политической экономии, или Теория общественного богатства. – М.: Изограф. 2000. – С. 13.
2. Маршалл А. Основы экономической науки. – М.: Эксмо. 2007. – С. 68.
3. Черников В.Г. Методы научных исследований в сфере социально-культурного сервиса и туризма: учебное пособие. – Рыбинск: РГАТА. 2007. – С. 72–73.
4. Бэкон Ф. Сочинения. – Т. 1–2. – М.: Наука. 1977–1978. – С. 123.
5. Поппер К. Предположения и опровержения: Рост научного знания: пер. с англ. – М.: АСТ. 2004. – С. 383.
6. Гоббс Т. Философские основания учения о гражданине. – Мн.: Харвест, М.: АСТ. 2001. – С. 86.

Обучение в высшем учебном заведении предполагает обязательное занятие научно-исследовательской работой магистрантами и студентами. В связи с этим, вся система организации обучения в высшем учебном заведении называется «научно-образовательная деятельность», в которую вовлечен профессорско-преподавательский состав вуза и обучающиеся. Современное высшее образование не может быть легитимным, если магистранты и студенты не получают определенный навык в организации своей личной научно-исследовательской работы. Особенно это важно при обучении на экономических специальностях, где необходим научный поиск эффективной модели экономического устройства жизни современного российского общества. Магистранту и студенту в вузе необходимо приобрести определенный навык определения объекта и предмета исследования, что и обозначает вектор всего научно-исследовательского процесса, выбор цели, задач исследования, построения гипотезы.

В современной России утверждена двухуровневая система высшего образования: бакалавриат и магистратура. Обучение в высшем учебном заведении по программам подготовки бакалавров и магистров имеет свою специфику. Дело в том, что вуз – не только образовательное, но в первую очередь – это научно-образовательное учреждение, проводящее научные исследования с привлечением к этой работе студентов и магистров. Научная работа – обязательная часть образовательного процесса в вузе. Более того, для магистранта научная работа является приоритетной при освоении магистерской программы.

Научная работа позволяет будущему профессионалу приобрести умения и навыки самообразования, получить инновационный характер направленности его служебной деятельности. Наука – это сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка и систематизация объективных знаний об окружающей действительности. Понятие «наука» включает в себя как общую сумму полученных к данному моменту научных знаний, так и деятельность по получению нового знания – научное исследование. Кроме того, термин «наука» употребляется для обозначения отдельных отраслей научного знания.

Для того, чтобы называться наукой, отрасль интеллектуальной деятельности должна иметь свой объект и предмет исследований, методы их проведения и комплекс специфических (собственных) базовых аксиом и закономерностей, раскрывающих внутреннюю сущность обнаруженного процесса или явления, его генезис (зарождение), эволюцию и место в окружающем мире. Наука использует совокупность фундаментальных категорий и понятий, методов, принципов и схем объяснения, т.е. всего того, объединяют стилем мышления.

Нужно заметить, что развитие науки пронизано сочетанием процессов дифференциации и интеграции: освоение новых областей реальности приводит к дроблению науки на все более специализированные отрасли знания, однако, проблемный характер ориентации современной науки вызвал к жизни междисциплинарные и комплексные исследования.

Все научные дисциплины весьма условно подразделяются на три большие группы:

– естественные;

– социально-гуманитарные (общественные);

– технические.

По своей направленности, отношению к практике, науки принято подразделять на фундаментальные и прикладные. Если задачей фундаментальной науки является описание законов поведения и взаимодействия базисных структур природы, общества и мышления, то непосредственная цель прикладных наук – применение результатов полученных фундаментальными исследованиями для решения не только познавательных, но и практических проблем.

Важно отметить, что в науке существуют два пути исследования:

– теоретический;

– эмпирический.

Эмпирическое (чувственное) научное знание своими элементами имеет факты действительности, получаемые с помощью наблюдений и экспериментов, фиксирующие характеристики наблюдаемых процессов и явлений. Это первоначальное научное знание, которое позволяет сделать эмпирический анализ проблемы и дать направления ее дальнейшего изучения. Факты действительности, полученные на этапе эмпирического анализа, являются основой всего исследовательского процесса. Теоретический уровень научного знания, опираясь на эмпирическую основу, предполагает открытие закономерностей и законов, дающих возможность идеализированного, абстрактного описания и познания сущности процессов и явлений. Научное исследование – это объяснение и описание процессов и явлений окружающего человека природного, социального и технического мира, что и составляет предмет изучения науки, на основе открытых ею законов. Научные исследования служат базой для прогнозирования вероятного развития человека, общества и природы.

Научно-исследовательская работа – это способ самовыражения студентов и магистрантов, т.к. позволяет им проявлять лучшие свойства их интеллекта. Эта работа в вузе осуществляется под руководством профессорско-преподавательского состава вуза в соответствии с рекомендуемой ими тематикой, но тема научно-исследовательской работы должна быть выбрана самим студентом или магистрантом в соответствии с его индивидуальными предпочтениями.

Нужно отметить, что сразу эти предпочтения определить очень сложно для студента-первокурсника. Такое самоопределение студента должно произойти в процессе изучения учебных дисциплин, по мере погружения в мир научной работы. Научно-образовательная деятельность студента предполагает выполнение контрольных работ, рефератов, курсовых работ, выступлений на семинарах, студенческих научных конференциях, коллоквиумах и др. Из всего перечня разных рекомендуемых тем желательно выбрать для себя, уже на рубеже первого и второго курса, ту, которая в наибольшей степени согласуется с личными желаниями студента. По этой теме подбирать эмпирические данные и подвергать их собственному анализу, стараться выступать по этой теме на конференциях и других научных собраниях (не обязательно только в своем вузе). Таким образом, к моменту завершения общего высшего образования по направлению (бакалавриат) у студента будет выстроена собственная тема научно-исследовательской деятельности, которая и воплотится в выпускной дипломной работе.

Будущий магистр, поступая в магистратуру, уже человек с высшим образованием, занимавшийся научно-исследовательской работой и имеющий определенный навык ее организации. Поэтому сама философия магистерской подготовки предполагает сразу проведение научно-исследовательской работы и подготовку магистерской диссертации по какой-либо проблеме, которая сформировалась у будущего магистра. Собственно, наличие этой нерешенной проблемы , по сути, и должно привести его в магистратуру для проведения исследований под руководством профессорско-преподавательского состава вуза.

Основные задачи научного руководителя:

– оказание помощи студенту и магистранту в выборе темы исследования(при этом научный руководитель должен в ходе обстоятельной беседы выявить желания и наклонности соискателя);

– утверждение плана научно-исследовательской работы;

– выдача рекомендаций по подбору необходимой научной литературы;

– рекомендации по методологии исследования;

– научное консультирование в ходе проведения исследования;

– редактирование представленных материалов;

– оказание организационно-методической помощи в опубликовании представляемых научных материалов.

Следует заметить, что научный руководитель не проверяет результаты научной работы студентов и магистрантов, а руководит ее ходом и консультирует. Да иначе и не может быть, так как научная работа – творческий процесс и результаты его могут быть оценены в ходе дискуссии (защиты), которая допускает разные точки зрения по одной проблеме. Важно также отметить, что темы научных исследований должны быть актуальными, то есть, направлены на решение насущных задач, которые ставит перед наукой реальная жизнь. Поэтому особое значение приобретает учебная и производственная практика для студентов, научно-исследовательская и научно-педагогическая практика магистрантов, которые могут стимулировать их научно-исследовательскую деятельность. Кроме того, производственные практики и стажировки – это хорошая возможность для накопления необходимых фактов действительности по выбранной проблеме.

Особое значение в научно-исследовательской деятельности студента и магистранта имеет работа с научной литературой. Любое научное исследование предполагает предварительную работу с научной литературой. Автору необходимо ознакомиться с тем, что уже написано по выбранной для исследования проблеме, уточнить основные концепции, имеющиеся теоретические подходы, разные точки зрения и методологические принципы, уже использовавшимися другими исследователями. Эта информация должна быть отражена во вводной части работы, либо в специальном разделе (во введении). Необходимый элемент научной работы – это цитирование и ссылки на первоисточники, статистические данные. При этом нужно иметь ввиду, что недопустимо отсутствие соответствующей ссылки с подробным указанием издания (библиографическое описание), содержащего цитируемые сведения. При этом цитировать словари и справочники не рекомендуется, за исключением особых случаев, когда это оправдано. Можно цитировать законодательные и нормативные акты, но лишь ссылаясь на официальные их издания. Обязательно нужно цитировать классиков по проблеме научной работы.

Мир людей так устроен, что каждому человеку в нем приходится постоянно решать какие-либо проблемы: личные, бытовые, хозяйственные, производственные, общественные и др. При этом решение этих обычных проблем с помощью здравого смысла (или обыденного мышления) считается как бы известным и понятным занятием, которому каждый человек обучается от родителей в семье, а затем в общественно-трудовой жизни. Но человек, в отличие от других живых существ на Земле, обладает разумом и испытывает постоянное желание в узнавании чего-либо нового об окружающем мире. Это специальное занятие по узнаванию нового получило название – наука, а люди, которые им заняты – исследователи или ученые.

Каждое, даже небольшое научное исследование имеет свой объект и предмет, которые определяются (формулируются) самими исследователями. В процессе познания истины, раскрытия наиболее глубоких и общих закономерностей рассматриваемого круга явлений, при разрешении той или иной проблемной ситуации исследователю важно как можно более точно определить пространство своей познавательной деятельности и конкретизировать ее границы в соответствии с поставленной целью. Без выбора и конкретизации объекта и предмета само исследование не может состояться, т.к. эти две категории являются отправной точкой и базой любой аналитической работы, без чего невозможно продвижение научного поиска. Определив предмет и объект исследования, автор должен дать им всестороннюю характеристику и в процессе научной работы постоянно иметь их в виду.

Особенно важно правильно выделить объект и предмет исследования в квалификационной научно-исследовательской работе – диссертации, дипломной или курсовой работе, поскольку их неточное определение сужает методологические рамки анализа и снижает качество представляемой на защиту работы соискателя. К сожалению, встречаются такие научные работы, в которых объект и предмет исследования вообще не указываются. Это свидетельствует о недостаточной научной квалификации самого исследователя.

Нужно отметить, что правильный выбор объекта и предмета исследования довольно непростое дело даже для опытных ученых, поскольку их корректная формулировка требует глубокого осмысления места исследуемой проблемы в предметной области, представления о научной новизне и возможностях практического использования результатов исследования, применяемых методах и других инструментах исследования. Кроме этого существует разное понимание сущности самих этих понятий и объективное различие в зависимости от сферы научно-практической деятельности.

Исследователям важно знать, что есть понятие «объект (природный, социальный, экономический, технический, физический и др.) для исследования» и понятие «объект исследования» и различать их, поскольку это не одно и тоже. Авторское видение предполагает следующие определения понятий «объект и предмет исследования»:

Объект исследования – это наблюдаемый объективный процесс или явление, которое порождает проблемную ситуацию и поэтому избирается для исследования. Проблемная ситуация, в свою очередь, формируется субъективным выбором исследователя, и он его делает исходя из своих личных представлений о необходимости изучения той или иной проблемы. Он выбирает круг видимых и понятных лично ему явлений или процессов и очерчивает исследовательские границы. Это и становится объектом исследования.

Например, любое экономическое исследование – это поиск оптимальных экономических отношений между людьми по поводу производства, распределения, обмена и потребления экономических благ. Поэтому объект исследования в экономике – наблюдаемый уровень экономических отношений по одному из указанных направлений, который, по мнению исследователя, неудовлетворительно решен. Это весьма важно для современного российского общества, т.к. оно находится в сложном периоде перехода от одних социально-экономических отношений (социалистических), к другим – рыночным. Кроме того, в качестве объекта экономического исследования могут быть приняты различные формы социально-экономических трансформаций, которые осуществляются в современной России:

– процесс перехода от социалистических экономических отношений к капиталистическим (рыночным);

– введение новых институтов в формирующиеся экономические отношения;

– реструктуризация системы высшего, среднего и среднего специального образования;

– развитие новых философских аспектов экономического образования населения и т.п.

Предмет исследования – это то, что находится в рамках выбранного объекта исследования и показывает обнаруживаемые исследователем какие-либо закономерности в развитии выбранного объекта, взаимосвязи между явлениями и процессами. И именно предмет исследования предопределяет тему самого исследования. Более того, название исследовательской работы (курсовой, дипломной работы, диссертации) по смыслу должно быть увязано с предметом исследования.

При этом уместно сослаться на мнение одного из основоположников экономической школы маржинализма Л. Вальраса, который отмечал: «…является истиной, давно высказанной в философии Платона, что наука изучает не тела, а факты, чьим театром действий являются тела. Тела уходят, а факты остаются. Факты, их отношения и законы – таков предмет научного исследования. Впрочем, науки могут различаться лишь в силу различия их предмета или изучаемых ими фактов…» [1].

В современной экономической теории господствует основное течение (мейнстрим), ядром которого является неоклассицизм. Один из его основоположников А. Маршалл, отмечает: «Экономическая наука занимается изучением того, как люди существуют, развиваются и о чем думают в своей повседневной жизни. Но предметом ее исследований являются главным образом те побудительные мотивы, которые наиболее сильно и наиболее устойчиво воздействуют на поведение человека в хозяйственной сфере его жизни» [2]. Из этого следует, что предмет исследования в мейнстриме предполагает поиск закономерностей в отношениях между людьми – то есть в системе «человек-человек» или, иными словами, «субъектно-субъектных отношениях», которые являются наиболее устойчивыми и значимыми для людей.

Такой подход характерен научным исследованиям всего гуманитарного, социально-экономического направления, и, в частности, исследованиям в сфере развития туризма и сервиса, которые заметно активизировались в последнее время. Здесь объект исследования определяется как «субъектно-субъектные» отношения между людьми по поводу организации рекреационной деятельности в обществе. Соответственно, объектом исследования могут быть: «развитие гостиничного хозяйства в муниципальных образованиях», «организация делового туризма как форма национального сотрудничества» и т.п. В качестве объекта научного исследования в сфере социально-культурного сервиса и туризма, как считает В. Черников [3], могут рассматриваются как отношения потребителей к сервисным услугам, процессу и условиям их производства и/или предоставления, их качеству и ценности, так и отношения между производителями и потребителями этих услуг.

Предмет научного исследования составляет тот круг вопросов и проблем, который интересует исследователя в объекте. Предметом исследования в указанной отрасли могут выступать различные свойства услуг, отражающие взаимоотношения людей по этому поводу. Например: общественная или индивидуальная значимость той или иной услуги, богатая или бедная содержательность, историческая, познавательная, эстетическая, гедонистическая, патриотическая и прочая ценность, безопасность услуги, ее доступность, экономичность, инновационность и др.

По этой же схеме выстраивается поиск объекта и предмета исследования в социологической, политической, психологической, педагогической, культурологической, исторической и других гуманитарных науках. Так, под объектом научного исследования в социологии, как правило, понимают область социальной реальности, включенную в процесс научного познания: общности, группы, процессы, явления и т.д., а под предметом исследования – существенные свойства и отношения объекта исследования, познание которых ставит своей целью социолог. Например, среди факторов, стимулирующих рост преступности в обществе, могут быть как общесоциальные (экономический кризис, обнищание населения, снижение общего уровня культуры и др.), так и конкретно социальные (например, пьющие родители, плохое семейное воспитание и т.д.). В отличие от предмета исследования, который определяется социологом в зависимости от целей, задач и предварительно изученных данных, объект исследования по своим эмпирическим свойствам не зависит от познающего субъекта. Формулировка предмета исследования будет зависеть от тех свойств и характеристик объекта, которые считают необходимыми изучить, чтобы получить определенный ответ на интересующий вопрос.

Важно подчеркнуть, что одна и та же сторона социальной жизни может стать объектом исследования различных наук. Так, например, проблемы преступности могут изучать юристы, психологи, социологи, экономисты и др. Но каждый из них в этом явлении выделяет нечто свое, присущее специфике научного познания в данной отрасли знания. В свое время Нобелевский лауреат по экономике Г. Беккер, выполнил экономический анализ преступления и наказания. Он пришел к выводу, что отдельные люди, идя на преступление, заранее просчитывают возможные издержки на его свершение, а некоторые становятся преступниками потому, что с учетом вероятности поимки и осуждения, а также суровости наказания финансовые и прочие выгоды от преступлений оказываются для них сопоставимыми с доходами от легальной деятельности.

Обычно разграничивают предмет теоретического и эмпирического исследования. В первом случае – это идеализированный объект, модель, описывающая всю систему взаимодействий (как внутренних, так и внешних) в теоретических понятиях. Во втором – это изучение (на базе теории) реальных свойств объекта познания, например типа лидерства в малой группе. Так исследования в сфере социально-культурного сервиса и туризма носят преимущественно эмпирический характер. Соответственно, предмет и объект исследования связаны, прежде всего, с методическими и организационно-экономическими проблемами управления отраслью, кадровым и инфраструктурным обеспечением, качеством предоставляемых услуг, оптимизацией сферы гостеприимства.

Поскольку, как известно, (выше мы это отмечали) – все науки подразделяются на социально-гуманитарные (общественные) и естественные (технические) – целесообразно выявить как возможное сходство, так и различие в подходах к определению предмета и метода исследования.

В естественных науках, в силу их специфики, объектом исследования являются отношения между человеком и окружающим миром по принципу «человек-окружающий мир» или «субъектно-объектные отношения». Один из основоположников методологии науки англичанин Ф. Бэкон отмечал: «…наука исходит не только из природы ума, но и из природы вещей» [4].

Современные люди в целях повышения комфорта своей жизни используют множество специально созданных технических средств. Цивилизация изобрела такое количество всевозможных приспособлений, которое не поддается счету. Зачастую их использование приводит к нарушению экологического, энергетического и психофизиологического баланса. Поэтому в современном мире возрастает потребность в создании различных систем, повышающих уровень безопасности жизнедеятельности в домохозяйствах, социальных объектах, на транспорте, в производстве и т.д. Соответственно актуальными являются научные исследования в этом направлении.

Особенно значимыми являются проблемы взаимодействия власти и бизнеса как в международном аспекте, так и на федеральном, региональном и муниципальном уровнях в современной России. Определение объекта исследования при этом также непростая задача. Взаимодействие власти и бизнеса – это их социально-экономический контакт, где у каждой стороны свои интересы. Примеры проблемных аспектов при выборе темы, объекта и предмета исследования могут быть:

– развитие высокотехнологических отечественных фирм в мировом сообществе как результат деятельности государственных и региональных органов власти современной России;

– модернизация отечественного предпринимательства как приоритетное направление деятельности Правительства современной России;

– функционирование торгового предпринимательства в системе местного самоуправления России;

– совершенствование путей инновационного развития бизнес-структур под влиянием нормативно-законодательных актов муниципальных образований современной России;

– эффективность менеджмента в корпоративном управлении региональных экономических отношений;

– организация малого и среднего предпринимательства в региональном секторе экономического взаимодействия власти и бизнеса;

– некоторые особенности повышения эффективности в деятельности малого бизнеса муниципальных образований.

Выбор объекта и предмета исследования зависит от опыта профессиональной деятельности исследователя, уровня его академической и научной подготовки, актуальности проблемы для общества и т.п. Кроме того, выбор объекта и предмета исследования для дипломной работы или кандидатской диссертации зависит от круга научных интересов научного руководителя, т.к. без учета его мнения работа не может быть представлена к защите.

По смыслу предмет исследования должен совпадать с темой диссертации или выпускной дипломной работы и зависеть от замысла исследователя. Между собой объект и предмет исследования соотносятся как общее и частное. Но при этом нужно отметить, что их соотношение не является чисто механическим, а как бы метафизическим, трансцендентным (невидимым явно). При исследовании одного и того же объекта возможны разные предметы исследования.

В любой науке проводятся исследовательские работы, обнаруживаются какие-либо явления и процессы, определяется объект и предмет исследования, затем выстраивается цепочка научной технологии: гипотеза, тезис и подбираются необходимые аргументы для объяснений этого тезиса. Полученная теория подтверждается или опровергается другими теориями, поскольку у науки своя особая цель – отделить истину от «неистины», т.е. заблуждений. Но, как подчеркивает известный в научном мире методолог науки К. Поппер :«Истина не является единственной целью науки. Мы хотим большего, чем просто истины: мы ищем интересную истину – истину, которую нелегко получить… просто истины нам недостаточно, ибо мы прежде всего ищем ответ на наши проблемы… И только в том случае, – завершает свою идею К. Поппер, – если имеется ответ на некоторую проблему – трудную, плодотворную, глубокую проблему, – истина или предположение об истине приобретают значение для науки» [5].

Полученное общее теоретическое знание по обнаруженной проблеме как бы суммируется, получает практическое воплощение в реальной жизни людей. В результате многочисленных теорий и их внедрения в практику образуется новое понимание изучаемой проблемы, накопленные количественные знания переходят в новое качество, т.е. возникает совершенно новое видение проблемы. И научный цикл вновь воспроизводится, свидетельствуя тем самым о верности выбора в начале пути предмета и объекта проведенного исследования.

Например, создавая СССР, его основоположники считали, что капиталистический мир устроен неправильно, несправедливо и его необходимо заменить социалистической системой, как самой гуманной и эффективной. Вся научная деятельность в области социально-гуманитарных, экономических, естественных и технических наук строилась в СССР исходя из этого принципиального тезиса. Для его обоснования подбирались соответствующие аргументы. Те из них, которые не вписывались в «прокрустово ложе» научного коммунизма (например, воровство продукции, инструментов, материалов с государственных предприятий, рост преступности среди населения, стремление к личному обогащению руководящих работников всех уровней (партийной и советской номенклатуры), излишние затраты сырья на изготовление продукта и др.) отбрасывались, считались ложными, псевдонаучными и не заслуживающими внимания. Официальные органы страны эти факты всячески скрывали от населения и от научной общественности. Это приводило к нарушению важнейшего исследовательского правила: во внимание должны приниматься все факты реальной действительности, а не только те, которые рекомендуются властными органами, поскольку факты существуют сами по себе и не зависят ни от чьих-либо желаний.

Сокрытие и искажение фактов действительности привело к тому, что научные исследования в СССР не приводили к ожидаемым результатам. В стране стал падать жизненный уровень, экономический рост остановился, стало наблюдаться резкое социальное расслоение общества.

Известный английский философ и политический деятель Т. Гоббс в свое время отмечал, что «…государства бывают двух родов: одно – естественное, отеческое и деспотическое, а другое – установленное, которое может быть названо политическим… в первом господин приобретает себе граждан по своей воле; во втором граждане по собственному усмотрению выбирают над самим собой господина, будет ли это один человек или одно собрание с верховной властью» [6]. В настоящее время России приходится, по сути, переходить от первой формы гоббсовского определения государства, ко второй. Поэтому современные ученые вынуждены коренным образом менять все свое представление о выборе объекта и предмета исследования во всех сферах естествознания.

В современной России пока сочетаются проблемы присущие и социализму, и рынку. Поэтому, актуальным является выдвижение идей и организация действий по экономическому и политическому преобразованию России путем обновления культурных целей, политических установок и государственных институтов.

Четкость в формулировках объекта и предмета исследования позволит проводить его наиболее эффективно и достигать убедительных теоретических и эмпирических результатов.


Библиографическая ссылка

Зарецкий А.Д. НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА МАГИСТРАНТОВ И СТУДЕНТОВ ЭКОНОМИЧЕСКИХ НАПРАВЛЕНИЙ ВУЗА // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 10-1. – С. 48-53;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=8503 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674