Башкирское Зауралье (далее – Зауралье) объединяет городской округ город Сибай, муниципальные районы Абзелиловский, Баймакский, Бурзянский, Зианчуринский, Зилаирский, Учалинский, Хайбуллинский районы Республики Башкортостан. Площадь региона – 40062 кв. км (27,9 % площади Республики Башкортостан). Численность населения в 2010 году составила 344271 человек (8,47 % численности населения республики) [1].
Учитывая важное географическое положение и социально-экономическую значимость данного региона для республики в феврале 2011 года было принято Постановление Правительства Республики Башкортостан «О Среднесрочной комплексной программе экономического развития Зауралья на 2011–2015 годы» от 24 февраля 2011 г. № 38 [1].
Сибай – город в Республике Башкортостан Российской Федерации – промышленный, образовательный и культурный центр, основной транспортный узел Зауралья республики, неофициально носит статус столицы Зауралья [4].
Сибайский колледж строительства и сервиса был создан на базе профессионального лицея в 2014 году на основании Распоряжения Правительства Республики Башкортостан за № 539 от 05.06.2014 года [2].
До своего преобразования в колледж образовательной организацией был пройден большой 60-ти летний путь: строительная школа ФЗО №11 (1954 г.), строительное училище № 11 (1957), городское профессионально-техническое училище по подготовке строителей смежных профессий (1963), среднее профессиональное училище № 24 (1984), профессиональное училище № 24 (1995), профессиональный лицей № 24 (1998). За эти годы в его стенах прошли подготовку, переподготовку и повышение квалификации свыше 45 тысяч рабочих, которые достойно трудятся на передовых стройках региона и страны [6]. Ежегодно более 1000 человек по профессиям преимущественно строительного направления, транспортной сферы, ЖКХ, сферы обслуживания и легкой промышленности проходят обучение в хозрасчетном отделении – Учебном центре «Перспектива», который Приказом Министерства образования Республики Башкортостан № 1385 от 25.07.2014 г. утвержден в качестве Ресурсного центра профессионального образования в строительной отрасли [3].
Сибайский колледж строительства и сервиса является одним из конкурентоспособных, востребованных на рынке труда и единственным учебным заведением Зауралья по подготовке рабочих строительного направления, включенным в Национальный реестр «Ведущие образовательные учреждения России».
В разные годы учебными заведениями руководили Ю.П. Чернов, А.Б. Юнусов, А.М. Юсуфбаев, В.X. Биктимиров, Г.П. Булякбаев, Н.А. Жаринова, Б.М. Кильдияров. 13 лет училище возглавлял Т.А. Гареев – заслуженный работник народного образования РБ, отличник профтехобразования РФ. В настоящее время директор колледжа – доцент, кандидат сельскохозяйственных наук Хасанов Г.А.
Сегодня с учетом роста российской экономики и стоящих перед нами задач модернизации всех сфер нашей жизни и прежде всего производства стало совершенно очевидно, что недостаток высококвалифицированных рабочих кадров является преградой на пути развития экономики. Поэтому вопросы подготовки высококвалифицированных рабочих кадров, специалистов среднего звена имеют ключевое значение для экономики региона.
В 2014 году на базе ГБПОУ Сибайский колледж строительства и сервиса открыта инновационная площадка по теме «Управление формированием профессиональных компетенций рабочих кадров и специалистов среднего звена в условиях профессионального колледжа».
Социальная значимость данного проекта заключается в том, что используя потенциал Многофункционального центра прикладных квалификаций, который будет создан на базе колледжа к 2018 году [5], и на основе взаимодействия с создаваемым Учебно-демонстрационным молодежным центром предпринимательской деятельности Зауралья будут открыты дополнительные новые специальности, востребованные для экономики города и региона, созданы 15–20 новых рабочих мест, сформированы у выпускников компетенции по малому предпринимательству в промышленном секторе экономики; безвозмездно оказана помощь начинающим и работающим предпринимателям в области лесопереработки, металлообработки, деревообработки, торговли, общественного питания, в легкой промышленности и др.
Также в ходе реализации проекта решается задача преодоления разрыва в подготовке конкурентоспособных рабочих кадров и специалистов среднего звена между традиционными учебными и реальными производственными задачами. Традиционные учебные задачи «очищены» от «лишних» деталей и даже слегка рафинированы для освоения профессиональных знаний, умений, навыков. Они в большей степени абстрактны и не обеспечивают в полной мере мотивацию и необходимого эмоционального фона в процессе их решения. Реальные производственные задачи даны на «языке» конкретной производственной деятельности, как правило не конкретизированы и противоречивы. В связи со сказанным, подготовка конкурентных рабочих и специалистов среднего звена возможна за счет введения боле широкого спектра и интенсификации практико-ориентированных методов и средств, где в качестве дидактических средств обучения используются макромодели синтетического характера, дающие «картину» реальных производственных задач и понимание этого процесса как рефлексивно-деятельное взаимодействие с окружающим миром. А Центр сертификации квалификаций, действующий на базе колледжа, позволит на профессиональной основе оценить знания и навыки не только выпускников колледжа, но и населения города и региона, обратившегося для подтверждения своей профессиональной квалификации.
В колледже решение этой проблемы станет возможным при внедрении в образовательный процесс модели формирования профессиональных компетенций рабочих кадров и специалистов среднего звена на основе включения в деятельность колледжа обозначенных центров и социального партнерства с предприятиями и организациями города.
Одновременно в ходе осуществления проекта преобразуется методическая служба в научно-аналитический центр с расширенным спектром полномочий, что также способствует решению задачи более качественного формирования профессиональных компетенций обучающихся.
Основной целью данного проекта является подготовка высококвалифицированных рабочих и специалистов среднего звена в колледже на основе использования возможностей Многофункционального центра прикладных квалификаций через реализацию «коротких» программ обучения, развитие дуального образования, и на основе сотрудничества с Учебно-демонстрационным молодежным центром предпринимательской деятельности Зауралья в сфере выставочно-экспозиционной и информационно-аналитической деятельности с элементами бизнес-образования.
Задачами проекта являются: анализ современного состояния проблемы формирования профессиональных компетенций в педагогической теории и практике и на этой основе определение критериев эффективности и комплекса организационно-содержательных условий ее решения; разработка и внедрение модели формирования профессиональных компетенций рабочих кадров и специалистов среднего звена в условиях перехода из Ресурсного центра профессионального образования в строительной отрасли в Многофункциональный центр прикладных квалификаций и взаимодействия с Учебно-демонстрационным молодежным центром предпринимательской деятельности Зауралья с использованием «инструментов» социального партнерства с предприятиями и организациями региона на основе государственно-частного партнерства; обеспечение образовательной мобильности студентов за счет разработки индивидуальных образовательных маршрутов, позволяющих реализовать концепцию обучения в течение всей жизни в соответствии с требованиями рынка труда.
Сущность проекта
Проблема формирования профессиональных компетенций рабочих кадров и специалистов среднего звена на современном этапе развития педагогической науки и практики приобретает особое значение, поскольку основная образовательная парадигма сейчас – подготовка конкурентоспособных рабочих и специалистов. В профессиональном колледже это можно осуществить на основе использования потенциала Ресурсного центра с переходом в дальнейшем в Многофункциональный центр прикладных квалификаций и используя возможности Учебно-демонстрационного молодежного центра предпринимательской деятельности Зауралья. В этой связи суть проекта состоит в научном обосновании процесса формирования профессиональных компетенций рабочих и специалистов в условиях модернизации деятельности колледжа на основе перехода из Ресурсного центра профессионального образования в строительной отрасли в Многофункциональный центр прикладных квалификаций и выстраивания взаимодействия с Учебно-демонстрационным молодежным центром предпринимательской деятельности Зауралья с использованием инструментов социального партнерства с предприятиями и организациями региона. Отслеживание результативности процесса формирования профессиональных компетенций рабочих кадров и специалистов предполагается через деятельность маркетинговой и научно-методической службы, службы информационного сервиса и социально-психологической защиты и поддержки.
Объект исследования: профессиональные компетенции рабочих кадров и специалистов среднего звена.
Предмет исследования: процесс формирования профессиональных компетенций рабочих кадров и специалистов среднего звена в условиях реорганизации профессионального колледжа.
Гипотеза исследования: процесс формирования профессиональных компетенций рабочих кадров и специалистов среднего звена в профессиональном колледже будет эффективным, если:
– на базе профессионального колледжа создан Многофункциональный центр прикладных квалификаций и организовано взаимовыгодное сотрудничество с Учебно-демонстрационным молодежным центром предпринимательской деятельности Зауралья;
– профессиональная подготовка рабочих кадров и специалистов среднего звена будет осуществляться на основе включения в его деятельность социального партнерства с предприятиями и организациями Зауралья в форме государственно-частного партнерства;
– будут скорректированы учебные планы и программы подготовки с включением соответствующих модулей;
– будет задействована в учебно-образовательном процессе социокультурная среда региона, города в формате физического окружения и социально-культурных компонентов.
Задачи:
1. Разработать и апробировать организационно-содержательную модель формирования профессиональных компетенций рабочих кадров и специалистов среднего звена в условиях перехода из Ресурсного центра профессионального образования в строительной отрасли в Многофункциональный центр прикладных квалификаций и выстраивания взаимодействия Учебно-демонстрационным молодежным центром предпринимательской деятельности Зауралья.
2. Сформировать и апробировать учебные планы и программы обучения с включением в их структуру модулей, предусматривающих участие в учебно-образовательном процессе предприятий и организаций Зауралья на основе государственно-частного партнерства.
3. Задействовать в процессе формирования профессиональных компетенций рабочих кадров и специалистов среднего звена социокультурное пространство Зауралья и города.
Конкретные методы и методики реализации исследования.
Методологическую основу исследования составляют положения диалектики о взаимосвязи и взаимообусловленности явлений; о развитии личности как субъекта познания, общения и трудовой деятельности; об активной роли личности в познании, о диалектической взаимосвязи содержания и формы, структуры и функций; о единстве эмпирического и теоретического в научном исследовании; современные теории мотивации.
Для реализации поставленной цели и задач исследования необходимо использование следующих методов:
– теоретические: теоретический анализ и синтез, обобщение опыта, абстрагирование, моделирование;
– эмпирические: наблюдение, опрос, тестирование, беседа, эксперимент, праксиметрический метод (изучение документации и результатов деятельности), модифицированные методы (конструирование производственных ситуаций, экономических отношений);
– статистические: количественная и качественная обработка материалов методами математической статистики, педагогическое измерение, множественное сравнение.
Характеристика предполагаемых результатов.
В ходе инновационной деятельности будет осуществлено:
1) разработана и апробирована организационно-содержательная модель формирования профессиональных компетенций рабочих кадров и специалистов среднего звена в условиях реорганизации профессионального колледжа;
2) разработана и апробирована организационно-правовая и учебно-программная документация в соответствии с логикой и принципами модульного обучения, основанного на компетентностном подходе в условиях реорганизации Ресурсного центра колледжа в Многофункциональный центр профессиональных квалификаций;
3) обобщен опыт работы по реализации образовательных программ, обеспечивающих конкурентоспособность выпускников центра на рынке труда в условиях модернизации деятельности профессионального колледжа с созданием на его базе Многофункционального центра прикладных квалификаций и организации сотрудничества с Учебно-демонстрационным молодежным центром предпринимательской деятельности Зауралья;
4) обобщены и систематизированы результаты инновационной деятельности в виде учебных пособий, методических рекомендаций, монографии и т.д.
Возможные потребители: Результаты исследования могут быть использованы в системе среднего профессионального образования в целях повышения качества подготовки рабочих кадров и специалистов среднего звена в РФ.
Параметры, по которым определяется эффективность инновационной деятельности:
1) уровень сформированности профессиональных компетенций студентов;
2) динамика трудоустройства и занятости выпускников колледжа;
3) рост объема современных образовательных технологий и принципов организации учебного процесса с использованием ИКТ в общей структуре процесса обучения.
4) рост задействованности социокультурного пространства в образовательном процессе (количественные характеристики).
Проведенное в ходе реализации проекта в 2014 году анкетирование по ряду индикаторов дало следующие результаты:
– Профессиональная готовность коллектива к применению современных образовательных технологий (по Л.В. Зевиной). Исследовано – 41 педагог. Высокий уровень готовности – 92, 7 %; средний уровень – 7,3 %.
Данные результаты свидетельствуют о достаточно высокой степение готовности педагогического коллектива колледжа к использованию современных образовательных технологий в целях повышения качества подготовки конкурентных рабочих и специалистов среднего звена.
– Педагогические затруднения. Анкетировано – 41 преподаватель. Наиболее неподготовленными к применению образовательных технологий педагогические работники колледжа называют следующие области:
а) в методах обучения – проблемное обучение, модульное обучение, опережающее обучение, педагогическое сотрудничество (готовность примерно 30–35 %);
б) в готовности к работе в условиях инновационной деятельности колледжа (35–40 %).
в) в умении грамотного проведения анализа своей деятельности (психолого-педагогический анализ занятий примерно 50–60 %); (рефлексивное отслеживание – 30–40 %).
Полученные данные обусловливают необходимость активизации работы с преподавателями педагогического коллектива в повышении их профессионализма в указанных областях их деятельности.
Ведется также активная работа в указанных в проекте направлениях:
– создание учебного центра профессиональных квалификаций и учебно-демонстрационного молодежного центра предпринимательской деятельности.
Схематично по проекту создание многофункционального центра прикладных квалификаций в структуре колледжа и взаимодействие колледжа с учебно-демонстрационным молодежным центром предпринимательской деятельности Зауралья в контексте формирования квалифицированных рабочих кадров и специалистов среднего звена логично представить следующим образом (рисунок).
Реализация проекта «Формирование профессиональных компетенций рабочих кадров и специалистов среднего звена в условиях реорганизации профессионального колледжа» внесет определенный вклад в социально-экономическое развитие Зауралья.
Библиографическая ссылка
Гуров В.Н., Хасанов Г.А., Плотникова И.П. ЗАУРАЛЬЕ БАШКОРТОСТАНА: ИННОВАЦИОННЫЙ ВЕКТОР В ПОДГОТОВКЕ КОНКУРЕНТНЫХ РАБОЧИХ И СПЕЦИАЛИСТОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 11-4. – С. 501-505;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=8623 (дата обращения: 21.12.2024).