В юридической литературе под участниками уголовного судопроизводства понимаются «все органы и лица, которые призваны играть при производстве по уголовным делам определенную законом роль и для выполнения этой роли наделяются соответствующими полномочиями, правами и обязанностями» [8, с. 74].
Нормативно круг таких участников определен уголовно-процессуальным законодательством России. К таковым относятся: суд, участники уголовного судопроизводства со стороны обвинения, участники уголовного судопроизводства со стороны защиты, иные участники уголовного судопроизводства.
Каждый участник из перечисленных групп в той или иной мере подвергается или может подвергаться преступным воздействиям со стороны заинтересованных лиц.
Но, несмотря на это, в Российской Федерации до сих пор не выработана единая концепция профилактики преступных воздействий в отношении участников уголовного судопроизводства. Данные общественно опасные деяния не только подрывают авторитет осуществления правосудия, но и причиняют серьезный вред личности, что повышает степень их общественной опасности.
Следует заметить, что зарубежные страны стали уделять особое внимание проблемам безопасности лиц, вовлеченных в уголовное судопроизводство, еще в 40-е годы прошлого столетия. О необходимости такой безопасности впервые было указано во «Всеобщей декларации прав человека», принятой и провозглашенной резолюцией 217 А (III) Генеральной Ассамблеи ООН от 10 декабря 1948 года [5, с. 39–63].
На X конгрессе ООН (Вена, 10–17 апреля 2000 года) была принята «Венская декларация о преступности и правосудии: ответы на вызовы XXI века», в соответствии с которой государствам «рекомендовано принимать национальные планы действий в поддержку жертв преступлений, в укрепление служб по оказанию помощи потерпевшим и свидетелям и осуществление политики защиты свидетелей» [4, с. 95].
В Риме дипломатической конференцией полномочных представителей (в том числе России) под эгидой ООН 17 июля 1998 года был принят Римский Стандарт Международного Уголовного Суда, в котором содержались Принципы, гарантирующие права и интересы жертв в ходе разбирательства в международном уголовном суде, среди них принцип «сведения к минимуму неудобств для жертв, охраны их личной жизни и обеспечения их защиты, а также защиты их семей и свидетелей с их стороны от запугивания и мести до, во время и после судебного процесса» [2, с. 98].
В указанных документах регламентированы основные принципы международного сотрудничества в противодействии преступным посягательствам в отношении личности, а также участников уголовного судопроизводства.
Однако в отдельных зарубежных государствах рассматриваемые проблемы решаются по-разному, что зависит от развития законодательства этих стран, национальных и иных особенностей, традиций и т.п.
Цель исследования
Изучить отдельные вопросы зарубежного законодательства, регламентирующего защиту участников уголовного судопроизводства от преступных посягательств.
Материалы и методы исследования
В целях исследования проблем защиты участников уголовного процесса от преступного воздействия изучались литературные источники по рассматриваемым вопросам, а также отдельные нормы зарубежного законодательства.
Результаты исследования и их обсуждение
Давний и богатый опыт защиты участников уголовного судопроизводства от преступных посягательств имеют США. Еще в 1968 году в соответствии с Комплексным законом «О контроле над преступностью» правоохранительные органы этой страны, оберегая жизнь свидетеля, могли прибегнуть к видеозаписи его показаний. В юридической литературе отмечается, что «суду было предоставлено право принять такие показания в качестве доказательства, если это необходимо в государственных интересах» [1, с. 55].
Начиная с 1971 года, в США осуществляется финансируемая государством специальная Федеральная программа защиты свидетелей, выступающих в судах с показаниями против опасных преступников (WITSEK – Witness Protection Program in the Organized Crime Act of 1970).
В Канаде, как и в США, достаточно эффективно функционирует Программа по защите свидетелей (Закон Канады С-13 от 20 июня 1996 года), которая осуществляется Управлением борьбы с наркотиками Канадской Королевской Конной Полиции. Именно это подразделение полиции, задолго до принятия указанного документа, оказывало помощь участникам процесса в обеспечении их безопасности.
В частности, М.П. Фадеева указывает, что «программа по защите свидетелей действует на общенациональном уровне, и участники процесса могут воспользоваться ею в любой точке Канады. Подавляющее большинство дел, где она применялась, завершалось осуждением преступников с помощью показаний свидетелей. Кроме того, не было ни одного случая убийства свидетеля за все время действия Программы» [9, с. 83].
В Германии длительное время проводились мероприятия, направленные на защиту лиц, вовлеченных в судопроизводство, но они базировались на ведомственных подзаконных актах Министерства внутренних дел и Министерства юстиции.
В конце 1996 года Федеральное министерство юстиции Германии подготовило «Обзор по защите свидетелей», на основе которого в 1998 году был принят Закон «О регулировании вопросов обеспечения защиты свидетелей, которым угрожает опасность» [7, с. 184].
Охрана участников уголовного судопроизводства в Германии осуществляется и уголовно-процессуальным законодательством. Так, Б.А. Филимонов отмечает, что «в соответствии с §247 УПК ФРГ суду разрешается во время допроса удалять из зала суда подсудимого во время допроса свидетеля, если есть основания полагать, что его (подсудимого) присутствие будет мешать даче показаний свидетелей или когда свидетель отказывается давать показания в его присутствии». [10, с. 67].
Во Франции координацию и руководство всеми программами по защите лиц, содействующих уголовному судопроизводству, осуществляет Бюро по делам жертв преступлений при Министерстве юстиции. А.А. Меньших пишет, что «в этой стране учрежден межминистерский комитет и Национальный институт помощи жертвам и посредничества (ИНАВЕМ), которые оказывают помощь и координируют мероприятия 150 обществ и отделов, поддерживаемых как государством, так и органам самоуправления. Ежегодно Национальным институтом оказывается содействие до 75000 человек» [6, с. 164–165].
Также во Франции 2 февраля 1981 года был принят Закон № 81–82 «Об усилении безопасности и защиты свободы личности», повысивший гарантии личных прав и свобод участников процесса путем внесения соответствующих инноваций в УПК. А 8 июля 1983 года принят Закон «Об усилении защиты потерпевших от преступлений».
Во Франции существует уголовная ответственность за понуждение свидетеля к даче ложных показаний. В некоторых составах преступлений отягчающим вину обстоятельством признается направленность действий на свидетеля и потерпевшего со стороны обвиняемого и его связей, с целью помешать выдать факты, подать жалобу или дать показания в суде, причем это приводит к ужесточению наказания.
В государствах – бывших союзных республиках осуществлялась и осуществляется в настоящее время уголовно-правовая и уголовно-процессуальная охрана участников уголовного судопроизводства.
В 1960-х г.г. УК Эстонии в ст. 172 предусматривал уголовную ответственность за посягательства в отношении некоторых участников уголовного судопроизводства. Устанавливалась уголовная ответственность за насилие или угрозу насилия в отношении свидетеля, потерпевшего, эксперта, специалиста, переводчика, понятого при условии, что насилие применялось, чтобы воспрепятствовать осуществлению правосудия, или из мести этим лицам за выполнение своих обязанностей, или в отношении лица, совершившего преступление, а также в целях сокрытия других соучастников преступления или из мести за их разоблачение.
В УПК Республики Казахстан 16 февраля 1991 года были внесены изменения и дополнения, регламентирующие принятие мер безопасности в отношении таких участников процесса, как потерпевший, свидетель, понятой, эксперт, специалист.
13 августа 1991 года Верховным Советом Латвии был принял Закон о внесении изменений и дополнений в УПК, на основании чего в него были включены нормы, обеспечивающие процессуальную безопасность участников уголовного судопроизводства.
В настоящее время хочется надеяться на то, что позитивное влияние на деятельность по защите участников уголовного судопроизводства от преступных посягательств окажет международное сотрудничество.
Так, И.Н. Крапчатова отмечает, что «совокупность общеобязательных правил поведения и норм рекомендательного характера, закрепленных как в международно-правовых актах, так и в национальном законодательстве, создают правовую основу для решения проблемы защиты государством участников уголовного судопроизводства» [3, с. 450].
28 ноября 2006 года в Минске было подписано Соглашение стран СНГ о защите участников уголовного судопроизводства. Российская Федерация ратифицировала данное Соглашение 25 декабря 2008 года, которое на территории России вступило в законную силу 13 апреля 2009 года.
Выводы
Таким образом, участники уголовного судопроизводства являются объектами преступного воздействия во всем мире. В каждом государстве их охрана осуществляется по-разному. Это зависит от правоохранительной и судебной практики, развития законодательства, национальных особенностей и даже менталитета населения. Все же, при анализе вышеперечисленных работ, можно сделать заключение, что в мировом сообществе не существует единой комплексной программы защиты участников уголовного судопроизводства. В данном случае акцент делается либо на принятие специальных законов, либо на уголовно-правовую охрану рассматриваемых объектов, либо на защиту, основанную на процессуальном законодательстве. К сожалению, отсутствует целостная взаимосвязь мероприятий, основанных на комплексном применении указанных законов.
Библиографическая ссылка
Яшин А.В. НЕКОТОРЫЙ ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ЗАЩИТЫ УЧАСТНИКОВ УГОЛОВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА ОТ ПРЕСТУПНЫХ ПОСЯГАТЕЛЬСТВ // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 11-4. – С. 579-581;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=8644 (дата обращения: 21.12.2024).