Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

О ПОВЫШЕНИИ ПРАКТИЧЕСКОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ

Исина Г.И. 1 Мусилимова К.С. 1
1 Карагандинский государственный университет им. Е.А. Букетова
1. Государственная программа развития образования Республики Казахстана 2011–2020 годы. Утверждена Указом Президента РК от 7 декабря 2010 года № 1118 – tp://adilet.zan.kz/rus.

В Государственной программе развития образования Республики Казахстанна 2011–2020 годы утвержденной Указом Президента РК от 7 декабря 2010 года № 1118 сказано что «Высшее образование играет важную роль в обеспечении профессиональной подготовки компетентных и конкурентоспособных специалистов для всех отраслей экономики республики в интеграции с наукой и производством Интеграция образования, науки и производства, развитие послевузовского образования на основе современных достижений науки и техники являются одними из приоритетных направлений развития экономики» [1]. Чрезмерное администрирование образовательного процесса, не позволяет гибко реагировать на достижения науки и техники, учитывать изменившиеся потребности производства. В этом аспекте актуальным направлением совершенствования образовательных программ является повышение их практической составляющей. Главной задачей современных образовательных программ (далее – ОП) становится не просто передача знаний обучающимся, а приобретение опыта и формирование достаточных практических умений и навыков.

Повышение значимости практической составляющей ОП является основой решения проблемы сбалансированности и развития сфер труда и профессионального образования.

С учетом этого нами был проанализирован ряд аспектов образовательных программ Карагандинского государственного университета (далее – КарГУ) на предмет повышения качества их практической составляющей.

В соответствии с ГОСО и Типовыми учебными планами (ТУП) доля дисциплин, связанных с общеобразовательной подготовкой обучающихся, составляет 25 %, остальные 75 % дисциплин направлены на базовую и профессиональную подготовку бакалавра.

Образовательная программа высшего образования (бакалавриат) имеет следующую структуру:

– Общеобразовательные дисциплины (ООД) – 33 кредита, что составляет 25 %;

– Базовые дисциплины (обязательный компонент – 20 кредитов, по выбору – 44 кредита);

– Профессиональные дисциплины (обязательный компонент – 5 кредитов, по выбору – 27 кредитов).

Как мы видим, на общеобразовательные дисциплины отводится только 33 кредита, большую часть – 96 кредитов – составляют дисциплины БД и ПД. Из них на элективные дисциплины – 71 кредит, что составляет 55 % от общего количества кредитов (129 кредитов) образовательной программы.

Как известно, к основным направлениям взаимодействия вуза и работодателя в формировании образовательных программ относится следующее:

1) участие работодателей в разработке рабочих учебных планов;

2) организация профессиональной практики обучающихся с использованием технологической базы предприятий, стажировок преподавателей специальных дисциплин и специалистов;

3) привлечение к процессу обучения специалистов-практиков,;

4) развитие взаимодействия сторон по вопросам подготовки специалистов и содействия их трудоустройству;

5) участие в организации контроля над качеством подготовки специалистов при поведении итоговой аттестации обучающихся. Следует отметить, что на ряде факультетов к ведению дисциплин практической направленности привлекаются опытные специалисты – практики. Лекции проводят не только опытные учителя и методисты, но и действующие адвокаты, инженеры, переводчики.

В КарГУ функционирует 27 филиалов кафедр. 24 действующих филиала кафедр способствуют решению задач по подготовке студентов направления «Образование» и «Гуманитарные науки», 3 филиала – «Технические науки» и «Естественные науки»; в отдельных образовательных учреждениях действуют по 2-3 филиала кафедр (гимназии № 38, 39, 92, 93, ШОД «Дарын», Назарбаев Интеллектуальная Школа). Налицо явная тенденция к увеличению роста филиалов кафедр, что, несомненно, способствует улучшению практической составляющей образовательного процесса в вузе.

Анализ ситуации с трудоустройством выпускников показывает, что наиболее востребованы бакалавры технических наук (среднее значение за 3 года 86,6 %), образовательных специальностей (84,5 %), социальных наук, экономики и бизнеса (84,4 %). Несколько ниже процент трудоустройства по специальностям направления «Гуманитарные науки» (в среднем за три года – 77,5 %), «Право» (71,6 %).

Анализ трудоустройства выпускников магистратуры также свидетельствует о положительной динамике. Наибольший процент трудоустроенных магистрантов по направлениям «Услуги», «Образование», ниже – «Социальные науки, экономика и бизнес».

В целом, результаты соцопросов свидетельствуют о высокой удовлетворенности качеством подготовки в КарГУ: 96 % обучающихся удовлетворены качеством образовательных услуг; 92 % работодателей, причем 96 % работодателей высоко оценили свою вовлеченность в учебный процесс вуза.

По мнению выпускников университета, содержание образовательной программы соответствует требованиям работодателя. Знания и компетенции, полученные в ходе обучения, способствуют профессиональной реализации выпускников, их карьерному росту. Причем, 66 % отметили, что им было предложено трудоустроиться по результатам профессиональной практики.

Рекомендации руководителей баз практик направлены на усиление практической составляющей учебного процесса за счет привлечения специалистов-практиков к проведению учебных занятий, в том числе на базе партнерских организаций, а также за счет введения на всех специальностях учебной ознакомительной практики с выходом на производство. Пожелания работодателей также связаны с привлечением их к экспертизе учебных программ, содержания дисциплин, развитию партнерских отношений с факультетами в рамках профессиональной практики, а также обеспечением формирования у обучающихся конкретных умений и навыков. Например, по рекомендации работодателей:

– в учебные программы бакалавриата и магистратуры включены новые элективные курсы;

– расширено преподавание элективных дисциплин в магистратуре и докторантуре на английском языке;

– приобретены современные наглядные и технические средства обучения;

– открыты филиалы кафедр;

– привлечены специалисты к проведению профессиональной практики;

– проведены мастер-классы, встречи с руководителями государственных органов, организаций различных форм собственности ;

– расширен состав баз профессиональных практик целого ряда специальностей;

– организованы гостевые лекции иностранных профессоров из вузов зарубежных стран.

Анализ формирования образовательных программ показал, что в целом их практическая составляющая отвечает предъявляемым требованиям и реализуется в различных формах. С целью повышения качества практической составляющей при формировании образовательных программ мы предлагаем следующие меры: расширить практику привлечения работодателей к разработке и согласованию рабочих учебных планов и формированию перечня элективных дисциплин с учетом требований рынка труда; продолжить работу по расширению баз практик и привлечению работодателей к организации учебного процесса и проведению учебных занятий; проводить мониторинг мнений работодателей о качестве подготовки выпускников (обратная связь по оценке эффективности образовательных результатов, анализ отзывов работодателей на выпускников); продолжить практику открытия филиалов кафедр для реализации практической составляющей учебного процесса; усовершенствовать имеющиеся договоры о филиалах кафедр; рассмотреть возможность подготовки специалистов по договорам с предприятиями и организациями Карагандинского региона, т.е. оосуществления целевой подготовки выпускников вуза для предприятий, фирм и организаций города и области; привлекать работодателей, членов Ассоциации выпускников факультета к проведению тренингов, научно-практических конференций, семинаров, круглых столов для повышения практической составляющей образовательных программ.

 


Библиографическая ссылка

Исина Г.И., Мусилимова К.С. О ПОВЫШЕНИИ ПРАКТИЧЕСКОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 11-4. – С. 584-586;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=8647 (дата обращения: 21.12.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674