Процесс приобщения индивида к существующим в обществе социально-политическим нормам и ценностям осуществляется в ходе политической социализации, которую мы рассматриваем, как процесс включения индивида в политическую систему общества посредством оснащения его опытом данной системы, позволяющим индивиду стать полноправным участником политической жизни общества, ориентироваться в сложных общественно-политических процессах, делать сознательный выбор в политике.
Проведенное под нашим руководством исследование выявило ряд интересных феноменов, характеризующих процесс социализации личности в старшем школьном возрасте. Гипотеза заключалась в том, что процесс политической социализации в старшем школьном возрасте характеризуется тенденцией к формированию политической активности. Политическую активность мы рассматривали, как деятельность, связанную со стремлением изменить политический или социально-экономический порядок и соответствующие институты, как проявление интереса к политической жизни общества; политическое участие, – как разнообразные формы непрофессиональной политической деятельности, показывающие степень реального влияния граждан на институты власти и процессы принятия политических решений [1]; политическую пассивность, – как безразличие к политике и нежелание принимать участие в политической жизни [1]; политическое отчуждение, – как чувство неудовлетворенности, разочарования, отстранения, безнадежности в отношениях к вопросам политической жизни общества [2].
Выборку испытуемых составили 150 учащихся 9–11-х классов. В исследовании применялась модифицированная нами методика «Ценностные ориентации» М. Рокича, а также анкета, направленная на выявление у испытуемых уровня политических знаний, предрасположенности к политическому участию, вовлеченности в политический процесс и интереса к политике.
При анализе результатов анкетирования особое внимание было уделено вопросам, наиболее значимым для понимания вовлеченности старшеклассников в политическую жизнь общества. Как выяснилось, подавляющее большинство испытуемых проявляют в той или иной мере интерес к политике. Всего лишь 9,3 % опрошенных никогда политикой не интересовались и не интересуются. Практически все испытуемые в той или иной мере интересуются новостями в области внутренней и внешней политики. 17,3 % испытуемых смотрят передачи такого рода ежедневно, одна треть – два-три раза в неделю и немногим более половины – от случая к случаю. Более 40 % опрошенных старшеклассников считают, что гражданин страны должен знать о политических событиях, но в то же время половина испытуемых не считают важным в них разбираться, полагая, что это дело профессиональных политиков. Что же касается конкретных знаний испытуемых в области политической и общественной жизни общества, то испытуемые продемонстрировали в целом правильное знание ветвей власти, ведущих политических партий России.
Мы попытались выявить приоритеты испытуемых в понимании того, что значит для них быть гражданином своей страны, и что вызывает у них гордость за свою страну. Для большинства респондентов (56 %) быть гражданином своей страны означает любить и защищать свою Родину. Для каждого третьего – это участие в политической жизни страны. Для 39 % – исполнение своих обязанностей согласно Конституции страны.
Мы спросили у школьников: «Был ли в Вашей жизни случай, когда Вы испытали гордость за свою страну? Что это был за случай?». Оказалось, что у каждого четвертого чувство гордости за свою страну вызывают достижения России в спорте и искусстве. 11 % связывают это чувство с победой в Великой Отечественной войне. У 44 % старшеклассников такое чувство вообще не возникало; часть из них (16,6 %) заявили, что для этого у них не было повода, а 27,3 % затруднились ответить на данный вопрос.
Пытаясь выяснить готовность испытуемых к политическому участию, мы предложили им ответить на вопросы: «Будете ли Вы голосовать на выборах после того, как приобретете право голоса?». Оказалось, что подавляющее большинство (86 %) будут участвовать в выборах; 8 % скорее будут голосовать, чем нет; 5 % заявили, что голосовать не собираются и 1 % опрошенных затруднились ответить на данный вопрос.
Чтобы выяснить некоторые факторы, обусловившие ответы наших испытуемых при анкетировании, мы решили выяснить ценностные предпочтения старшеклассников. Полученные данные демонстрируют, что респонденты отдают далеко невысокое предпочтение политическим ценностям. Терминальные ценности, связанные с политической и общественной активностью занимают нижнее положение (выделены жирным шрифтом).
Что касается инструментальных ценностей, связанных с политикой, то они занимают в основном среднее и нижнее положение. Полученные данные позволяют отметить, что испытуемые старшеклассники проявляют интерес к политике, к отдельным политическим событиям, демонстрируют потребность в политическом знании. Больше половины опрошенных, по сути, являются потенциальными участниками общественных организаций и в будущем возможно активными избирателями. Старшеклассники готовы участвовать в политической жизни страны, если интерес, который сейчас имеется, будет поддерживаться и в дальнейшем.
Обращают на себя внимание политические эмоции и чувства старшеклассников. У них есть чувство патриотизма и гордости за свою Родину, но, как мы видели, немало к сожалению и тех, кто не видит поводов гордиться своей страной, участвовать в политической жизни общества и т.д.
Исходя из выдвинутой нами гипотезы, мы сгруппировали вопросы анкеты таким образом, чтобы можно было показать, какие из вопросов непосредственно отражают показатели политической социализации, и ответы на которые позволяют охарактеризовать этот процесс у испытуемых. К таким показателям мы отнесли:
а) ориентацию на политические ценности;
б) тенденцию к политическому участию;
в) политические эмоции и чувства;
г) политическую грамотность;
д) интерес к политике;
е) потребность в политическом знании и политическом участии.
Показатели политической социализации были соотнесены с конкретной тенденцией политического поведения – политической активностью, политической пассивностью и политическим отчуждением. Обнаружено, что ориентация на политические ценности отражает политическую пассивность испытуемых. Тенденция к политическому участию характеризуется в большей мере политической активностью. Политические эмоции и чувства, а также политическая грамотность испытуемых находятся на уровне политической пассивности. Интерес к политике и потребность в политическом знании и политическом участии характеризуют испытуемых скорее как политически активных.
Таим образом, выдвинутая нами гипотеза подтвердилась частично. Половина показателей жизнедеятельности испытуемых (тенденция к политическому участию, интерес к политике и потребность в политическом знании и политическом участии) отражают тенденцию к формированию у них политической активности. В то же время, ориентация на политические ценности, политические эмоции и чувства, а также политическая грамотность характеризуют политическую пассивность.
Библиографическая ссылка
Бозаджиев В.Л. ПОЛИТИЧЕСКАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ В СТАРШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 12-1. – С. 27-29;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=8673 (дата обращения: 23.11.2024).