Основоположником теории является немецкий ученый Карл Виттфогель. Основные положения теории сформулированы указанным автором в трактате «Восточный деспотизм».
Возникновение древнейших государственных структур связывается К. Виттфогелем с необходимостью возведения ирригационных сооружений в долинах Нила, Тигра и Евфрата, Инда и Ганга, Янцзы и Хуанхэ. Итогом указанных преобразований экономического характера становится формирование «менеджериально-бюрократического класса». Первые восточные деспотии появляются в рамках «гидравлической» или «агроменеджериальной» цивилизации.
Для отдельных регионов эта теория отчасти правомерна, однако она не носит всеобщего характера. – Крито-микенская цивилизация, в частности, была построена, по признанию греческого историка Фукидида, на «талассократии», владычестве над морями:
«Минос раньше всех, как известно нам по преданию, приобрел себе флот, овладел большей частью моря, которое называется теперь Эллинским, достиг господства над Кикладскими островами и первый заселил большую часть их колониями, причем изгнал карийцев и посадил правителями собственных сыновей. Очевидно также, что Минос старался, насколько мог, уничтожить на море пиратство, чтобы тем вернее получать доходы... С образованием флота Миноса взаимные сношения по морю усилились, потому что Минос очистил острова от разбойников и тогда же заселил большинство их колонистами...» (Книга I, 4–8) [24, с. 5, 7].
Следовательно, Фукидид ясно отмечает морской и торговый вектор развития минойской державы.
О морском величии древнего Крита неоднократно упоминается и в творениях Гомера.
Так, в «Илиаде», среди пришедших под Трою, упомянуты в Песне II критяне, а также их богатые, многолюдные города:
«Критян же Идоменей предводил, знаменитый копейщик; / В Кноссе живущих мужей, в укрепленной стенами Гортине, / Ликт населявших, Милет и град белокаменный Ликаст, / Ритий обширный и Фест, многолюдные, славные грады, / И других, населяющих Крита стоградного земли, / Был воеводой Идоменей, знаменитый копейщик, / И Мерион, Эниалию равный, губителю смертных; / Осмьдесят черных судов принеслося под критской дружиной» (Песнь 2, 645–652) [1, 32–33].
В Песне XIII в уста Идоменея Гомер вложил родословную его рода, причем Минос объявлен сыном громовержца Зевса:
«Узришь, каков я под Трою пришел, громовержцев потомок! / Он, громовержец, Миноса родил, охранителя Крита; / Мудрый Минос породил Девкалиона, славного сына; / Он, Девкалион, меня, повелителя многим народам / В Крите пространном, и волны меня принесли к Илиону, / Гибель тебе, и отцу твоему, и всем илионцам!» (Песнь 13, 449–454) [1, 185–186].
Самое знаменитое упоминание Крита и его морской, по своему духу, цивилизации, содержится в гомеровской «Одиссее»:
«Остров есть Крит, посреди винноцветного моря, прекрасный, / Тучный, отвсюду объятый водами, людьми изобильный; / Там девяносто они городов населяют великих. / Разные слышатся там языки: там находишь ахеян / С первоплеменной породой воинственных критян; кидоны / Там обитают, дорийцы кудрявые, племя пеласгов, / В городе Кноссе живущих... / В Крите гостил Одиссей; и он мною, как гость, одарен был. / В Крит же его занесло буреносною силою ветра: / В Трою плывя и у мыса Маллеи застигнутый бурей, / В устье Амизия ввел он свой быстрый корабль и в опасной / Пристани стал близ скалы Элифийской, богами спасенный» (Песнь 19, 172–203) [2, 219–220].
Из перечисленных показаний первоисточников видно, что то была цивилизация мореходов и торговцев, покорителей моря. Они бороздили моря, а не занимались строительством ирригационных систем, совершали героические деяния, но, очевидно, не гнушались торговлей.
Несмотря на это, и там из родоплеменного строя выделились города-государства, которые позднее объединились под властью Кносса в единое государство. Отсюда следует вывод – образование государства и права не повсеместно связано с необходимостью строительства гигантских ирригационных сооружений.
Следует отметить, что и Древнерусское государства возникло отнюдь не вследствие необходимости строительства ирригационных сооружений – одним из факторов явилась стремление военно-политических элит установить контроль над великими торговыми путями (Великий Волжский Путь; Путь из Варяг в Греки). Но ведь нечто подобное мы обнаруживаем и в отношении минойской цивилизации, носившей торговый и морской характер. Следовательно, факторы формирования государственных структур могли быть разнообразны, и далеко не последнюю роль среди них играла торговля.
Библиографическая ссылка
Петров И.В. ИРРИГАЦИОННАЯ ТЕОРИЯ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 12-1. – С. 47-48;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=8686 (дата обращения: 23.11.2024).