Содержание пособия включает в себя программу дисциплины «Технологии добровольческой деятельности молодежи», методическое обеспечение дисциплины. Программа курса представляет интеграцию теоретических разработок, практического опыта реализации программы дисциплины и предполагает использование различных форм организации образовательного процесса. Пособие адресовано студентам, обучающимся по направлениям подготовки 050100 – «Педагогическое образование», 040700 – «Организация работы с молодежью», преподавателям, специалистам молодежных центров, учреждений дополнительного образования, общественных организаций и др.
Цель дисциплины «Технологии добровольческой деятельности молодежи»: формирование у студентов теоретических основ и практических навыков организации добровольческих социальных и гуманитарных проектов. В состав дисциплины входят: программа дисциплины, рабочая тетрадь, хрестоматия, глоссарий.
В содержание программы включены темы, характеризующие понятия и направления добровольческой деятельности, нормативно-правовое обеспечение добровольческой деятельности, зарубежный и отечественный опыт организации волонтерской деятельности; разделы, знакомящие с требованиями к личностным качествам добровольца, мотивами участия в волонтерской деятельности, современными технологиями организации добровольческой деятельности, моделями взаимодействия с государственными и общественными организациями. Организационный блок программы предполагает использование современных технологий (мастер-класс, тренинг, круглый стол, деловая игра, тематический семинар, мини-конференция, экскурсия и др.). В ходе освоения дисциплины студенты приобретают опыт разработки и практической реализации социально значимых проектов, составления портфолио добровольца, в котором содержатся лучшие работы или начинания студента, анализ опыта практической работы, представленные и реализованные проекты, результаты участия в олимпиадах, конкурсах, проведённых исследований, эссе и т.д.
Дисциплина направлена на формирование следующих дополнительных компетенций: способен проектировать различные виды деятельности детей и молодежи с использованием инновационных и традиционных технологий; владеет методами психолого-педагогического обеспечения различных видов деятельности детей и молодежи; способен и готов самостоятельно осваивать новые технологии работы с молодежью; владеет педагогическими приемами и техниками, необходимыми для работы с различными категориями детей и молодежи.
Важное значение уделено продвижению, обмену и распространению положительного опыта, разработке и внедрению инновационных моделей социально значимой деятельности детей и молодежи. С целью распространения информации об успешных практиках добровольчества среди молодежи организованы постоянно действующие информационные площадки (конференции, форумы, конкурсы добровольческих проектов). Имеет место расширение возможностей для организации научно-исследовательской работы студентов, эмпирических исследований по проблемам добровольчества, разработки и реализации программ поддержки добровольческого движения для различных возрастных категорий. Заслуживают внимания представленные в пособии опросы студентов, специалистов сферы молодежной политики, преподавателей по вопросам добровольческой деятельности.
Программа курса «Технологии добровольческой деятельности молодежи», учебно-методические материалы прошли апробацию в ТГПУ им. Л.Н. Толстого со студентами разных факультетов и направлений подготовки.
Актуальным является повышение информированности молодежи о добровольчестве, привлечение и обучение волонтеров, распространение успешных социально значимых проектов, анализ положительного опыта развития добровольчества по различным направлениям волонтерской деятельности, использование технологий, направленных на развитие системного молодежного добровольчества, сбор, обобщение и распространение лучших примеров, инновационных технологий и методов, опыта и практики, организация консультационной деятельности волонтеров. В рамках пособия «Технологии добровольческой деятельности» осуществляется поиск новых путей и методов развития добровольческой деятельности молодежи, апробация современных технологий добровольческой деятельности, распространение собственного опыта созидательной деятельности.
Библиографическая ссылка
Калинина З.Н., Декина Е.В., Пазухина С.В. ТЕХНОЛОГИИ ДОБРОВОЛЬЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МОЛОДЕЖИ (УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ) // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 12-1. – С. 77-78;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=8714 (дата обращения: 14.12.2024).