Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

Let’s talk about Britain / ПОГОВОРИМ О ВЕЛИКОБРИТАНИИ (УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ)

Беляева Е.С. 1
1 ФГБОУО ВО «Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина»

Предлагаемое учебно-методическое пособие «Let’s talk about Britain /Поговорим о Великобритании» предназначено для студентов факультета истории и международных отношений, обучающихся по направлению подготовки 050100.62 – «Педагогическое образование» (квалификация (степень) «бакалавр»), а также для всех желающих пополнить свои знания по курсу «Страноведение». Рекомендуется использовать данное учебно-методическое пособие в качестве лингвострановедческого практикума для самостоятельной работы студентов в процессе изучения дисциплины «Страноведение». Требуемый уровень владения языком для работы с данным пособием – не ниже среднего (Intermediate).

Становление коммуникативной компетенции как единства языковой, речевой и социокультурной компетенций студентов становится необходимым условием успешного функционирования в поликультурном обществе, которое предполагает свободное общение между людьми разных стран и культур, глубинное понимание представителей разных народов.

Знание реалий стран изучаемого языка – неотъемлемая часть полноценного лингвокультурного образования на современном этапе развития поликультурного общества, когда культурная составляющая является основополагающей для осмысления и интерпретации действий и мотивов партнера в ходе акта межкультурной коммуникации.

В процессе работы над материалом данного пособия студент формирует и демонстрирует комплекс общекультурных компетенций (ОК), общепрофессиональных компетенций (ОПК), а также компетенций в области педагогической деятельности и культурно-просветительской деятельности (ПК), реализуемых ООП ВПО согласно ФГОС ВПО третьего поколения по направлению подготовки 050100.62 – «Педагогическое образование» (квалификация (степень) «бакалавр»):

Целью данного учебно-методического пособия явилось формирование у студентов коммуникативной компетенции как единства языковой, речевой и социокультурной компетенций в ходе изучения курса страноведения.

В основу пособия положены современные методические принципы:

– принцип коммуникативной направленности, предполагающий развитие коммуникативной компетенции как единства языковой, речевой и социокультурной компетенций;

– принцип интерактивного обучения, основывающийся на активном взаимодействии участников образовательного процесса (студент – студент, преподаватель – студент) при совместном включении обучающихся в единое творческое пространство;

– принцип интеграции языкового материала и речевой практики, позволяющий практиковать языковой материал в процессе речевой деятельности, а также развить представленный языковой минимум в страноведческом контексте.

Пособие рекомендуется использовать в качестве практической составляющей курса «Страноведение». Материал для практической работы основан на содержании базового лекционного курса и предполагает поэтапное формирование коммуникативной компетенции студентов в процессе развития всех видов речевой деятельности.

В учебно-методическое пособие вошли пять тематических блоков, посвященных следующим темам:

1. География Великобритании (Geographical Features and British Attitudes).

2. Британская Монархия (The British Monarchy. Elizabeth I and the «Golden Age of the British Empire»).

3. Британский Парламент (The British Parliament and Loyalty to Traditions).

4. Регионы и города Великобритании (Regions, cities and towns of the UK. The Tower of London. The Harmony of Antiquity and Modern Times).

5. Национальные стереотипы Великобритании (The English Character).

Во вступительной части представлены вводные тексты (Introductory Texts), содержащие общие сведения об исторических, социальных и политических реалиях Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии. С текстовым материалом рекомендуется ознакомить студентов после ознакомительной лекции-беседы с целью закрепления общей информации и детализации фактов. После вводных текстов предлагается ряд вопросов по содержанию прочитанного, а также вопросы для последующего обсуждения в аудитории.

Работать над каждой отдельной главой пособия рекомендуется после соответствующей тематической лекции. В начале каждой главы представлены вопросы, охватывающие лекционный материал, что дает студентам возможность повторения и творческого осмысления базового тематического минимума перед дальнейшей углубленной работой над темой.

Каждая глава пособия имеет следующую структуру:

– тематическая статья для ознакомления со страноведческими реалиями Великобритании;

– языковой тренинг для закрепления лексического материала, включающий лексический минимум, вопросы для обсуждения текстового материала и тематический перевод;

– аудио-видео-тренинг, содержащий ссылку на аутентичный аудио/видео материал в сети Интернет и ряд заданий к прослушиванию / просмотру;

– тематическая статья на русском языке для англоязычного изложения;

– задания для тематической ролевой игры, основанной на приобретенных студентами знаниях реалий британской культуры и культуротворческой интерпретации полученных знаний;

– темы для проектной работы;

– рекомендации по дальнейшей индивидуальной работе над темой.

Таким образом, предлагаемое учебно-методическое пособие предполагает поэтапное формирование коммуникативной компетенции студентов в процессе формирования навыков речевой деятельности на английском языке.

Проектная работа студентов над индивидуально избранной темой представляет наивысшую форму творческой активности в области лингвокультурного развития при изучении дисциплины, свидетельствует о достаточном уровне сформированности коммуникативных навыков, о готовности студента к активному самополаганию в мир иной культуры и международному культурному обмену. Защита проекта в аудитории при готовности к тематической дискуссии показывает уровень понимания и осознания реалий иной культуры, указывает на осведомленность, осмысление и приятие норм чужого культурного социума, воспитывает толерантное отношение к партнерам по межкультурной коммуникации.

Также вниманию студентов предлагаются дополнительные тексты для чтения, перевода и обсуждения по следующим темам: языки Великобритании, религия Великобритании, современный Лондон, система образования Великобритании, роль литературы в современном британском обществе, традиционное и современное в кулинарном искусстве Великобритании.

В заключительной части пособия представлены приложения, содержащие наглядный страноведческий материал; предлагается подробный библиографический список российских и зарубежных изданий, а также интернет-ресурсов, аудио- и видеоматериалов, использованных автором при написании пособия. Данный библиографический список рекомендуется также для использования студентами при подготовке проектных работ.

Учебно-методическому пособию присвоен гриф УМО по образованию в области подготовки педагогических кадров: Рекомендовано УМО по образованию в области подготовки педагогических кадров в качестве учебно-методического пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению 050100 – «Педагогическое образование» (номер решения 35/13 от 18 июня 2013 г.).


Библиографическая ссылка

Беляева Е.С. Let’s talk about Britain / ПОГОВОРИМ О ВЕЛИКОБРИТАНИИ (УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ) // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 12-1. – С. 98-100;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=8734 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674