Предлагаемый учебный спецкурс разработан для студентов-иностранцев, обучающихся в Российских вузах, с целью более глубокого их ознакомления с культурой нашей страны и, в особенности, с православной культурой и ее историей в различных храмах, церквях и кафедральных соборах. Данный спецкурс посвящается году русской литературы в России.
Тематика семинарских занятий строится вокруг истории и жизни отдельных кафедральных соборов и церквей России.
Предлагаемый спецкурс рассчитан на 72 часа, и включает 36 часов аудиторных занятий, из которых 18 часов составляют лекции и 18 часов – семинарские занятия, и 36 часов отводится на самостоятельную работу.
Учебное пособие состоит из двух глав. Первая глава посвящена истории православного христианства в России.
Не секрет, что Россия исповедует особую форму христианства – православие (православных верующих России насчитывается – более 80 %). Это течение зародилось в момент, когда Римская империя, признавшая христианство государственной религией, разделилась на Западную и Восточную. В Восточной части появился свой церковный глава – константинопольский патриарх. Формально подчиняясь римскому папе, константинопольская церковная верхушка на самом деле имела свой, особый взгляд на принципы церковного устройства – а попросту, хотела сама управлять восточной частью мира, без вмешательства римского папы. После того, как Западная церковь совершила небольшое добавление к христианскому Символу веры об исходе Святого духа не только от Бога-отца, но и от Бога-сына римский папа и константинопольский патриарх одновременно предали друг друга анафеме. Произошло знаменитое разделение церквей на католическую и православную.
Что касается истории возникновения христианства на Руси, то она всем известна: великое русское княжество попросту решило установить более тесные контакты с Византией, то есть Восточной Римской империей и приняло православие.
Возникает вопрос: в чем же отличие православной церкви от католической. Назовем основные признаки. Первое отличие состоит в различном понимании единства церкви. Для православных достаточно разделять одну веру и таинства, католики в добавление к этому видят необходимость в едином главе церкви – Папе. Православные же вообще не признают главенства Папы, тогда как католики приняли догмат о всецелом догмате Папы над церковью.
Еще одно отличие двух церквей заключается в Символе Веры. Католическая церковь исповедует в Символе Веры, что Дух Святой исходит от Отца и Сына. Православная церковь исповедует Духа Святого, исходящего только от Отца.
Также католическая церковь приняла догмат о Непорочном Зачатии Девы Марии. Это означает, что даже первородный грех не коснулся Матери Спасителя. Православные прославляют святость Богородицы, но считают, что она была рождена с первородным грехом, как и все люди. Православная церковь принимает решения только первых семи Вселенских Соборов, в то время как католическая церковь руководствуется решениями 21 Вселенского Собора.
Несмотря на различия, католики и православные исповедуют и проповедуют по всему миру одну веру и одно учение Иисуса Христа.
Вторая глава посвящена православной церкви в России на современном этапе.
Подчеркнем, что в русской истории, начиная с крещения Руси в X в., церковь была связана с государственной властью. А церковные деятели (вначале митрополиты, а с 1589 г. патриархи) всегда входили в ближайшее окружение царя. Православие было господствующей конфессией.
Необходимо отметить, что более четырех веков россияне жили под негласной властью византийской церкви. Однако московская церковь претендовала на собственную исключительность и в 1448 году московские священники объявили собственную самостоятельность, не признанную Константинополем и остальным миром вообще. А еще через 140 лет у новой церкви появился официальный глава – патриарх.
Однако с падением монархии для русской церкви начался период испытаний. С началом революции в России развернулась политика насильственного навязывания атеизма. Результатом чего стало разграбление многих храмов.
Интересным является тот факт, что государственное давление на церковь ослабло в последние месяцы 1941 г., после ряда военных неудач советских войск в войне с Германией. Война 1941–1945 гг. сплотила верующих и неверующих.
В 1991 году, после распада СССР русская православная церковь стала возрождаться, а вместе с тем прекратились гонения на верующих, распространенные в советские времена, прекратились. Началось возрождение старых (около 1,5 тысяч уцелевших из 50 тысяч, насчитывающихся до революции 1917 г.) и строительство новых христианских храмов.
Содержание второй главы спецкурса составляет описание структуры и деятельности двадцати крупнейших православных храмов России.
Изучение данного спецкурса предполагает написание реферата на избранную тему, предусмотренную программой. В конце учебного пособия предлагается список тем для самостоятельного изучения и написания реферата, а также даются рекомендации и методические указания по составлению комплекта слайдов для презентации.
Учебное пособие завершается списком библиографических источников и подборкой ряда иллюстраций.
Библиографическая ссылка
Федуленкова Т.Н. РУССКАЯ КУЛЬТУРА ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ ХРАМОВ (УЧЕБНЫЙ СПЕЦКУРС НА АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ ДЛЯ ИНОСТРАНЦЕВ, ИЗУЧАЮЩИХ РУССКУЮ КУЛЬТУРУ) // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 12-1. – С. 105-106;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=8739 (дата обращения: 21.11.2024).