Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

АРХЕТИПИЧЕСКАЯ ДИАЛЕКТИКА СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ ПРОЕКТОВ. ЧАСТЬ 1. УТОПИЧЕСКАЯ ТРАДИЦИЯ (УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ)

Некита А.Г. 1 Маленко С.А. 1
1 Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого

Предлагаемое учебное пособие представляет, тщательно проработанную программу модуля «Диалектика социокультурных проектов», органично дополненную обширным и не имеющим аналогов хрестоматийным блоком. Авторы и произведения, представленные в нем, составляют, поистине, цвет европейской и мировой гуманитарной мысли начиная с античных времен и до начала XX века: Платон, Аристотель, Т. Мор, Фр. Бэкон, Т. Кампанелла, Я. Коменский, С. Де. Бержерак, Д. Верас, Ж. Мелье, Г. Мабли, Л.-М. Дешан, Э. Морелли, Л. Мерсье, В. Годвин, Ш.Фурье, И. Фихте, Р. Оуэн, Э. Кабе, Т. Дезами, Л.О. Бланки, У. Моррис, Э. Беллами, В. Маяковский, Ф.А. фон. Хайек, М. Янг. Кроме этого в хрестоматийную часть вошли отрывки из монографий авторов-составителей, которые более двадцати лет продуктивно работают над разработкой данной проблематики, и явились создателями уникального для российского научного сообщества междисциплинарного направления гуманитарных исследований «Социализация бессознательного в массовом обществе». Таким образом, материалы пособия, на примере как классических, так и малоизвестных текстов, ориентируют читателя в сложной, многовековой эволюции представлений человека об идеальном общественном устройстве, концентрировавшихся в рамках утопической традиции, во многом сформировавшей современный облик человеческой культуры.

Отличительной особенностью данного издания является его вариативность и многоаспектность, позволяющая поглядеть на социокультурное проектирование по углом авторской версии цивилизации как институционального пространства социализации бессознательного. Поэтому это уникальное пособие – всего лишь первая книга из целой серии изданий, посвященных развернутому применению авторской методологии всестороннего анализа архетипической диалектики социокультурных проектов в истории человеческой цивилизации. Издание детально и разнообразно представляет оригинальное видение роли утопических теорий как онтологического, для европейской ментальной традиции, жанра социокультурных проектов, ориентированного на грядущее преобразование наличной социокультурной реальности в направлении ее гуманизации и соответствию архетипическим началам взаимодействия Природы, Человека и Общества.

Выход именно этой книги знаменует тот факт, что авторы приступили к реализации масштабной концепции, предполагающей комплексное гуманитарное освещение всех значимых социокультурных проектов в истории цивилизации: утопического, антиутопического, футурологического, фантастического, реформаторского и многих других. Подобный замысел не имеет аналогов в российском образовательном пространстве.

Это издание – настоящая приманка для ищущего и думающего студента, повод серьезно задуматься, обратиться к корпусу первоисточников, учебников, монографий. Обернуться вокруг себя: а вдруг элементы утопии есть и в современном мире: экономике, спорте, политике, медиа, повседневности? Наконец, заглянуть в потаенные уголки собственной души: в реальном, или придуманном мире мы живем? Где пределы наших возможностей, и не сужаем ли мы их сами, механически загоняя себя в удобные и экономически выгодные социальные сценарии?

Цель учебного модуля состоит в раскрытии специфики диалектики социокультурных проектов в истории мысли, определении ведущих трендов развития человеческой цивилизации и образов будущего, представленных утопической традицией. На этом основании авторы дают психоаналитическую оценку идейно-теоретическим и практическим проектам переустройства социокультурной жизни как имагинативной компенсации социально нереализованной природы человека и коллективных форм его бытия.

Перед студентами стоит ряд взаимосвязанных образовательных задач, последовательное решение которых обеспечивает гарантированное достижение указанной цели. Среди таких задач: освоение содержания основных социокультурных проектов, сформулированных в контексте утопической традиции; владение специфической терминологией этого кластера социокультурного проектирования; умение квалифицировать и адекватно воспроизводить ведущие утопические проекты по историческим периодам и основным идейно-теоретическим и практическим основаниям; представление об основных этапах формирования социокультурных идеалов, их национальных особенностях; воспроизведение логики становления социокультурных трендов и особенностей их социально-политической апробации в истории цивилизации.

Учебный модуль «Диалектика социокультурных проектов» входит в вариативную часть профессионального цикла общей образовательной программы. В соответствии с базовым учебным планом ООП, данная дисциплина читается во 4 семестре на 2 курсе и базируется на знаниях, полученных по соответствующим модулям: «История», «Социология и политология», «Педагогика и психология», «Теория и методология культуры», «История культуры», «История культурологи», «История искусств», «Русская культура», «Религия в современном мире».

Освоение знаний по модулю «Диалектика социокультурных проектов» призвано сформировать у студентов-культурологов базовые знания и навыки, которые станут фундаментом дальнейшей профессиональной подготовки. Компетентностный ресурс, полученный студентами в рамках освоения данного учебного модуля, в дальнейшем используется ними при изучении таких учебных модулей профессионального цикла, как «Антропология культуры», «Семиотика культуры», «Менеджмент в сфере культуры и культурная политика», «Межкультурная коммуникация», «Философия и социология культуры», «Культура масс-медиа», «Современное искусство и массовое общество», «Корпоративная и деловая этика», «PR и брендинг в сфере культуры».

Пособие адресовано бакалаврам и магистрам кульурологических, философских и других гуманитарных специальностей, всем интересующимся проблемами генезиса современного социума, культуры, а также перспективами их развития в ближайшем и отдаленном будущем.


Библиографическая ссылка

Некита А.Г., Маленко С.А. АРХЕТИПИЧЕСКАЯ ДИАЛЕКТИКА СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ ПРОЕКТОВ. ЧАСТЬ 1. УТОПИЧЕСКАЯ ТРАДИЦИЯ (УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ) // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 12-1. – С. 111-112;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=8743 (дата обращения: 23.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674