Учебно-методическое пособие «Критериально-ориентированный подход как условие формирования ключевых компетенций учащихся на уроках информатики» подготовлено Руководителем Центра уровневых программ Филиала АО «НЦПК «Ɵрлеу» ИПК ПР по Актюбинской области, кандидатом педагогических наук, и.о. доцентом Е.С. Давлеткалиевой, тренером ЦУП Л.И. Пережогиной, учителями информатики ГУ СШГ № 9 г. Актобе Р.Т. Темиргалиевой, Г.Г. Ледяевой, Т.П. Емельяновой. Издание является итогом работы ученых и педагогов по педагогическому эксперименту «Критериальная система оценивания – как модель достижения качества образования».
В настоящем учебно-методическом пособии рассматриваются основные понятия, положения, методика проектирования и реализация критериальной системы оценивания, направленной на развитие у учащихся способностей и умений самооценивания, как важнейшей составляющей самообучения.
Введение содержит обоснование ценности изучаемой темы для учителей школы. В основе традиционной системы оценивания лежит нормативный подход – сравнение индивидуальных достижений учащихся с нормой, то есть результатами большинства школьников. При такой системе трудно сохранить познавательный интерес ребёнка, формировать у него ключевых компетенции, развивать желание учиться, трудиться и сделать его успешным. Поэтому назрела необходимость внести изменения в систему оценивания достижений учащихся.
В первом разделе «Методологические аспекты критериального оценивания» сравнивается традиционная система оценивания и критериальная система оценивания.
По мнению авторов при традиционной системе оценивания: учитель выполняет контролирующую функцию; отсутствуют четкие критерии оценки достижения планируемых результатов обучения, понятные учащимся, родителям и педагогам; отметки, не дают представления об усвоении конкретных элементов знаний, умений, навыков по отдельным разделам учебной программы, что не позволяет определить индивидуальную траекторию обучения каждого ученика; система не позволяет ребенку контролировать и оценивать себя; традиционный подход оценивания не позволяет увидеть ученику динамику собственного развития, успеха; такая система часто имеет травмирующий характер, не способствует положительной мотивации.
Эти выводы подтверждаются результатами анкетирования, которое показало, что у учеников превалируют позиционные, социальные мотивы. Уровень же познавательных мотивов невысок. В последующем такая мотивация преобразуется в мотивацию отметками, которые могут стать единственной целью обучения для школьников. И именно здесь недостатки традиционной системы оценивания могут негативно сказаться на его личностном развитии детей и желании учиться. Основными показателями успешности ребенка являются личная динамика развития и желание учиться. Чтобы научиться сравнивать результаты ребенка, полученные вчера с его достижениями сегодня, надо кардинально изменить систему оценивания. В качестве инструмента используется критериальная система оценивания.
Критериальная система оценивания – процесс, основанный на сравнении учебных достижений учащихся с четко определенными, коллективно выработанными, заранее известными всем участникам процесса критериями, соответствующими целям и содержанию образования, способствующими формированию учебно-познавательной компетентности учащихся. Преимуществом критериального оценивания является то, что критерии задаются учениками, это позволяет снять страх перед ответом у доски. Обязательным требованием является формулировка и фиксация на бумаге. Это позволяет учителю и ученику встать на один уровень в оценивании выполненного задания. Использование критериального оценивания делает этот процесс прозрачным и понятным для всех субъектов обучения, он также предполагает сравнение результатов работы ребенка с эталоном и исключает сравнение детей между собой. Критериальное оценивание позволяет формировать у учащихся положительные эмоции к учебному процессу. Все это в совокупности с другими особенностями деятельностных технологий обучения значительно снижают школьную тревожность. Критериальное оценивание подразумевает: оцениваться с помощью отметки может только работа учащегося, а не его личность; работа учащегося сравнивается с эталоном (образом отлично выполненной работы), а не с работами других учеников; эталон известен учащимся заранее; разработан четкий алгоритм получения отметки, по которому учащийся может сам определить свой уровень достижения и определить свою отметку.
Критериальная система оценивания совершенно прозрачна в смысле способов выставления текущих и итоговых отметок, а также целей, для достижения которых эти отметки ставятся. Она также является средством диагностики проблем обучения, предусматривая и обеспечивая постоянный контакт между учителем, учеником и родителями. В основе критериального оценивания лежит критериальный подход – определение степени индивидуального приближения ученика к ожидаемым результатам образования.
Авторами методического пособия предлагаются в качестве примеров разработанные ими в процессе педагогического эксперимента, критерии оценивания достижений учащихся на уроках информатики.
Во втором разделе учебно-методического пособия по результатам педагогического эксперимента представлена практической часть «Применение критериального оценивания на уроках информатики». Предлагаются методические разработки уроков раздела «Текстовый редактор» курса «Информатика» (5 класс), представляющие собой серию из шести последовательных занятий, в которой каждое последующее логически продолжает предыдущее, дополняя и расширяя полученные знания, установки и навыки: «Простейший текстовый редактор. Интерфейс редактора», «Правила набора текста. Перемещение по тексту», «Выделение фрагмента текста. Шрифты. Форматирование абзаца», «Редактирование текста», «Работа с текстовыми фрагментами», «Практическая работа. Итоговый урок по теме «Текстовый редактор WordPad». На уроках предусмотрено применение различных форм оценивания, рефлексии, разминок.
В заключении предлагается рефлексивный отчёт по серии последовательных уроков раздела «Текстовый редактор» курса «Информатика» 5 класс, в котором, учителя дают ответ на вопрос: «Что получилось?».
В результате проведенного педагогического эксперимента отмечаются следующие положительные изменения: создание комфортной атмосферы на уроке; повышение активности учеников; готовность к восприятию новых форм работы; сотрудничество учеников и учителей; выработка навыков самооценивания и взаимооценивания; вовлечение в процесс обучения учеников с различной мотивацией к обучению; умение рефлексировать.
Учителя пришли к выводу, критериальная система оценивания внесла существенные изменения в области знаний: наблюдалось развитие всех видов мыслительных процессов: восприятие, память, формирование понятий, решение задач, воображение и логика; в области мотивации: наблюдалось развитие самоутверждения, побуждение к активности процессом и содержанием деятельности, стремление достичь высоких результатов, к установлению и поддержанию отношений с другими учащимися; в психологическом плане: ученики стали более уверенными, а значит – более успешными.
Эффективность учебной работы существенно зависит от того, как организован и на что нацелен контроль, а это значит, что проверка и оценка знаний, умений и навыков учащихся, является необходимой составной частью учебного процесса.
Овладение методикой критериального оценивания, является одной из важных, но в то же время и трудных задач, стоящих перед учителем. Учебно-методическое пособие поможет учителю более эффективно и качественно справиться с поставленными задачами и творчески строить свою работу на уроке.
Библиографическая ссылка
Давлеткалиева Е.С., Пережогина Л.И., Темиргалиева Р.Т., Ледяева Г.Г., Емельянова Т.П. КРИТЕРИАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ (УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ) // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 12-1. – С. 123-125;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=8755 (дата обращения: 13.12.2024).