В современном обществе в различных отраслях профессиональной деятельности креативность выступает как один из ведущих факторов успешности человека. В перечнях требований к кандидатам на самые разные должности не редко встречаются креативность и творческое мышление. В настоящее время существует множество подходов, направлений и теорий креативности вследствие того, что отсутствует единое и четко сформулированное определение значения креативности.
Слово «креативность» происходит от латинского «creare», что означает порождать, творить, создавать, и от английского «creative», что означает творческий, созидательный.
Понятие креативности (от лат. creatio – создание, сотворение, от англ. creative – творческий, созидательный), являясь аналогом понятия «творческие способности», неразрывно связано с творчеством, творческой деятельностью, порождающей нечто качественно новое (либо для творца, либо для группы или общества в целом).
При исследовании психолого-педагогических основ формирования креативности студентов высших учебных заведений возникают сложности восприятия современного образовательного процесса, внедрения новых технологий для педагогической деятельности. Такие показатели творческих способностей – находчивость, способность комбинировать, дивергентные мышления, способность к визуальному творчеству, способность воспринимать ассоциации в абстрактном понимании и творческого самочувствия – это саморегуляция, самоконтроль, эмоциональная устойчивость, волевые качества, чувства радости, уровень работоспособности, любовь, доброта, вежливость, честность к людям, улучшается в процессе синтеза коммуникативной и дидактической креативности.
Понимание определения «креативность» – это как качество, входящее в структуру не только в творческом воображении, но и в повседневных бытовых проблемах. Например, если творчество, всеми нами понимается как процесс, который способствует созданию нового объекта, то креативность – рассматривается как внутренний ресурс в самом человеке, который проявляется в стремлении и желании добиться или создать новое и неизвестное.
На наш взгляд психолого-педагогические основы формирования креативности студентов, целесообразно рассматривать понятие креативности относительно интеллекта и социума, потому что креативность – является не только как интеллектуальные характеристики, но личностные и индивидуальные качества человека, способствующие участвовать в создании нового объекта или процесса в образовательной деятельности.
Психологические и педагогические основы – это главные и важнейшие аспекты создания новых творческих объектов, используя во всем креативность. В процессе интеллектуальной деятельности и в общении креативность выступает как способность разрешать проблемные ситуации с максимальной выгодой для себя и окружающих [1].
Согласно теме нашей научной статьи, определим понятие «педагогической креативности».
Педагогическая креативность – это определенная психическая и социальная готовность личности, позволяющая изменить ситуацию так, что педагог и обучаемый могут эффективно взаимодействовать в совместной деятельности. Педагогическая креативность предполагает у педагога наличие высокого уровня компетентности в межличностном восприятии, межличностной коммуникации, межличностном взаимодействии.
Важнейшими показателями педагогической креативности являются творческое самочувствие и творческие способности [2].
Творческое самочувствие – это определенное ощущение, возникаемое в процессе создания или творения чего-то нового и несозданного. Творческие способности – это индивидуальные качества, характеристики, которые способствуют развитию интеллектуальных характеристик, а также внутреннего ресурса для достижения поставленной цели – разработка нового и оригинального в образовательном процессе.
Для глубокого изучения данной темы научной стать создадим определенную экспериментальную группу студентов, в которой будет задействовано некоторое количество участников. Основная цель данного исследования – это изучения изменения показателей творческого самочувствия и творческих способностей участников данных групп. Определенным образом каждой группе были выданы одинаковые творческие задания. В результате подведения итогов исследовательской работы было выявлено то, что показатели творческого самочувствия и творческих способностей значительно менялось и резко отличалось между группами
Эти изменения показателей творческого самочувствия и творческих способностей студентов экспериментальных групп обусловлено:
1) содержанием и спецификой процесса обучения, стимулирующего развитие творческого потенциала;
2) личностной включенностью экспериментатора;
3) творческой заинтересованностью участников результатами экспериментального обучения.
Для формирования креативности студентов применяется экспериментальное обучение и специальные программы. В высших учебных заведениях РФ активно используются следующие программы: «Гимнастика мозга», «Социально-психологический тренинг», «Тренинг креативности», «Психолого-педагогический семинар», «Тренинг креативного мышления», «Педагогическая эвристика». Применяющиеся в обучении студентов программы, способствуют развитию в большей мере показателей творческого самочувствия – эмоциональной устойчивости, волевых качеств, уровня работоспособности, показателей творческих способностей – как находчивости и способности ассоциировать [3]. Например, при исследовании психолого-педагогических основ формирования креативности в Волгоградском Государственном Педагогическом Университете, не так давно внедрена авторская программа «Активизация творческого потенциала будущего педагога», которая позволила способствовать развитию абсолютно всех показателей творческого самочувствия и творческих способностей. Таким образом, выявлено, что педагогическая креативность студентов развивается в специальной организованной учебно-воспитательной работе, включая комплекс мероприятий и экспериментальных программ. Необходимо отметить, что наиболее оптимальным вариантом психолого-педагогических основ креативности студентов является психолого-педагогический тренинг по программе «Активизация творческого потенциала будущего учителя».
Рассматривая данную тему научной статьи, хочется особенно отметить, то, что на сегодняшний день, в результате реформ образования и внедрения инноваций в учебный процесс, выпускникам педагогических учебных заведений необходима подготовка к успешной адаптации к профессиональной деятельности. В нашей стране молодой учитель должен быть не только профессионалом своего дела, приспосабливаясь к условиям окружающего мира, внешних факторов и внедрения новейших обучаемых программ, но и сам оказывать влияние на него для создания более благоприятного психологического климата, в целях улучшения педагогического процесса. В том числе для формирования креативности учащихся необходимо создавать условия для развития самосовершенствования, возникновения желания, стремиться к поиску нового. Для осуществления данных целей и потребностей обязательно необходимо наличие в структуре личности самого педагога креативности.
Таким образом, изучая психолого-педагогические основы формирования креативности студентов, можно сделать вывод, что тема научной статьи разрабатывается в рамках общей психологии, социальной психологии, педагогической психологии и психологии творчества, не только в нашем государстве, но и в зарубежных странах.
Библиографическая ссылка
Жолдасбеков А.А., Омаров Е.О., Жолдасбекова К.А., Кенжебаева Р.Н., Спабеова Р.С. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КРЕАТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 11-5. – С. 680-681;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=8815 (дата обращения: 21.11.2024).