В статье обсуждается пример использования когнитивной технологии обучения на практических занятиях по физике в Тульском государственном университете.
Специалисты технических специальностей, которых готовят современные вузы, должны обладать конкурентоспособным уровнем квалификации. Этого уровня можно достичь только с помощью привлечения в учебный процесс новых прогрессивных технологий обучения, к которым относят когнитивные технологии, ориентированные на развитие интеллектуальных способностей человека. В рамках когнитивного подхода студент из объекта обучающей деятельности педагога превращается в активного и сознательного участника процесса обучения [1].
Когнитивная технология обучения имеет модульную структуру [1]. Каждый модуль – это система занятий, объединенных общей дидактической целью. Модуль делится на три блока: блок входного мониторинга, теоретический блок, процессуальный блок. Для каждого блока предусматривается несколько занятий. Блок входного мониторинга предназначен для того, чтобы выяснить уровень подготовки студентов по изучаемому вопросу, их способность воспринимать, понимать и применять новую учебную информацию. В теоретическом блоке изучается декларативная информация: основные понятия, законы, формулы. В процессуальном блоке изучается процедурная информация: правила и алгоритмы выполнения различных видов предметной деятельности, способы преобразования объектов данной предметной области для получения заданных результатов. Затем проводится еще три занятия: обобщающее повторение, тематический итоговый контроль и коррекция [1].
Несмотря на целый ряд неоспоримых преимуществ, данный подход к обучению имеет один существенный недостаток: требует значительного аудиторного времени. Неуклонно уменьшающееся количество часов, отводимых для изучения дисциплин в современных Российских вузах, приводит к тому, что использование когнитивных технологий обучения в чистом виде нереализуемо.
Рассмотрим применение когнитивной технологии обучения в условиях недостатка аудиторного времени в Тульском государственном университете при обучении физике студентов специальности «Лечебное дело».
Курс физики разбит на модули, каждый из которых состоит из отдельных блоков. Модуль «Механика», например, состоит из шести блоков: 1) кинематика материальной точки; 2) динамика материальной точки, законы сохранения импульса и полной механической энергии; 3) кинематика и динамика вращательного движения абсолютно твердого тела; 4) колебания; 5) механические волны; 6) акустика, звук. На сайте кафедры физики ТулГУ представлено методическое пособие для самостоятельной работы студентов, где рассмотрены темы всех практических занятий (теоретический материал, примеры решения задач, задачи для самостоятельного решения с ответами). Студенты имеют возможность ознакомиться с материалами занятия заранее и лучше подготовиться к его восприятию (и пониманию) в аудитории. Это заменяет блок входного мониторинга.
На каждый из представленных выше блоков модуля «Механика» предусмотрено одно практическое занятие (два аудиторных часа). Занятия проводятся по следующей схеме. Преподаватель в сжатой форме излагает теоретический материал по данной теме (основные понятия, математические формулы, законы) – теоретический блок в структуре когнитивной технологии. Затем на каждый приводимый закон приводится пример решения задачи с четким алгоритмом действий – процессуальный блок. Затем каждому студенту предлагается свой вариант задачи по теме занятия, после чего преподаватель проверяет решение и, если это необходимо, указывает студенту на допущенные им ошибки (корректировка). После этого студент получает вторую задачу для закрепления полученных знаний.
Как показывает практика, такой индивидуальный подход при работе со студентами существенно повышает их успеваемость и, главное, значительно улучшает понимание предлагаемого материала.
Библиографическая ссылка
Смирнов В.А., Шуваева О.В. ПРИМЕНЕНИЕ КОГНИТИВНОЙ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ НА ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ ПО ФИЗИКЕ // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 11-5. – С. 714-715;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=8843 (дата обращения: 21.11.2024).