Суть аддиктивного поведения заключается в том, что, стремясь уйти от реальности, люди пытаются искусственным путем изменить свое психическое состояние, что дает им иллюзию безопасности, восстановления равновесия [2, 3]. Существуют разные виды аддиктивного поведения как фармакологического, так и нефармакологического характера.
Желание изменить настроение по аддиктивному механизму достигается с помощью различных аддиктивных агентов. К таким агентам относятся:
• вещества, изменяющие психическое состояния: алкоголь, наркотики, лекарственные препараты, токсические вещества;
• вовлеченность в какие-то виды активности: азартные игры, компьютерные игры, Интернет, секс, переедание или голодание, работа (работоголизм), длительное прослушивание ритмичной музыки и др.
Особое значение использование аддиктивных стратегий поведения приобретает в вооруженных силах, где последствия такого поведения могут иметь большую цену. По имеющимся данным, в 2014 году только две трети (68,7 %) граждан, явившихся на призывные комиссии, признаны годными к военной службе без ограничений или с незначительными ограничениями [4]. Эпидемиологические исследования показали увеличение количества лиц призывного возраста, освобожденных от военной службы в связи с пограничными психическими расстройствами, в структуре которых на первое место выступают поведенческие и эмоциональные нарушения [1, 6, 7].
Указанное актуализирует востребованность исследований поведенческих проявлений в среде молодых военнослужащих. В то же время, используемый для данных исследований отдельный инструментарий (методика ДАП – делинквентность и аддиктивность поведения), как показал ретроспективный анализ соблюдения правил воинской дисциплины (поведения) и успешности обучения в интернатуре обследованных с применением данной методики молодых военных врачей, может давать искаженные результаты, связанные с интерпретацией полученных показателей, если не будут учтены существенные особенности групп респондентов.
Цель исследования – определить содержательную характеристику показателей девиантного поведения, полученных с применением рекомендованной для этих целей методики ДАП в профессиональных группах респондентов (на примере интернов военно-медицинского вуза).
Задачи исследования:
1. Определить уровень психологической склонности к аддиктивным, делинквентным стратегиям поведения и суицидальному риску у молодых военных врачей с применением методики ДАП;
2. Объяснить содержательную характеристику показателей ДАП респондентов из профессиональных групп (на примере интернов военно-медицинского вуза), исходя из результата успешности окончания ими интернатуры как внешнего объективного критерия.
Объект исследования – молодые мужчины – интерны военно-медицинского института.
Предмет исследования – личностные и поведенческие характеристики слушателей, определяющие психологическую склонность к аддикциям, делинквентности и суицидальному риску.
Гипотеза исследования. Содержательная характеристика показателей методики ДАП у респондентов из профессиональных групп может иметь смысл, не содержащий склонность к деструктивным стратегиям поведения.
Материалы и методы исследования
В сплошном поперечном исследовании приняли участие 159 мужчин в возрасте от 23 до 27 лет, обучающихся в интернатуре военно-медицинского института в заключительном периоде их профессиональной подготовки. Использовалась общепринятая в Вооруженных Силах РФ методика ДАП (делинквентное и аддиктивное поведение) [5], по результатам которой определялись показатели военно-профессиональной направленности слушателей, их психологическая склонность к аддиктивному, делинквентному поведению, а также уровень суицидального риска. Проведен опрос о количестве выкуриваемых сигарет и ретроспективный анализ профессиональной биографии респондентов по данным успешности окончания ими вуза.
Ответы респондентов кодировались, полученные показатели располагались в интервальной и дихотомической шкалах, что явилось основой для формирования базы данных. Статистическая обработка полученных данных выполнена с использованием пакета прикладных программ «Statistica-10», результаты исследований обработаны методом вариационной статистики и корреляционного анализа. Оценка различий проводилась по общепринятому порогу значимости (р≤0,05) и с учетом выраженности тенденций.
Результаты исследования и их обсуждение
Результаты проведенного исследования представлены в табл. 1.
Таблица 1
Распределение интернов военно-медицинского вуза по уровню проявления характеристик показателей методики ДАП
Показатели методики ДАП |
Уровень проявления характеристик (n=159) |
|||||
Высокий (≥ 3 бал.) |
Средний (5-7 бал.) |
Низкий (≥ 8 бал.) |
||||
Абс. ч. |
% |
Абс. ч. |
% |
Абс. ч. |
% |
|
Военно-профессиональная направленность |
46 |
28,9 |
90 |
56,6 |
23 |
14,5 |
Аддиктивное поведение |
46 |
28,9 |
89 |
56,0 |
24 |
15,1 |
Делинквентное поведение |
34 |
21,4 |
101 |
63,5 |
24 |
15,1 |
Суицидальный риск |
22 |
13,8 |
78 |
49,1 |
59 |
37,1 |
Из данных, представленных в таблице видно, что у большинства молодых военных врачей (85,5 %) отмечается высокая или средняя военно-профессиональная направленность к обучению по специальности в интернатуре. Практически аналогичное распределение по уровню проявления психологической склонности в поведении респондентов наблюдается и по показателям аддиктивности и делинквентности.
В то же время, распределение показателей, отражающих уровень суицидального риска у обследованных, свидетельствует о достаточно низкой психологической склонности слушателей к данному типу поведения.
Корреляционный анализ взаимосвязи в структуре личности респондентов показателей военно-профессиональной направленности, психологической склонности к аддиктивным и делинквентным формам поведения, а также суицидального риска между собой, показан в табл. 2.
Таблица 2
Взаимосвязь показателей ДАП в структуре личности молодых военных врачей
Исследуемые характеристики по методике ДАП |
Величина связи (r) |
||
Военно-профессионалная направленность |
Аддиктивное поведение |
Делинквентное поведение |
|
Аддиктивное поведение |
0,33* |
||
Делинквентное поведение |
0,40* |
0,53* |
|
Суицидальный риск |
0,35* |
0,47* |
0,37* |
Примечание. * – достоверность (p<0,05).
Из данных таблиц видно, что все показатели имеют между собой достоверную, прямую, умеренно выраженную корреляционную связь. Это свидетельствует о наличии согласованных в личности обследуемых слушателей характеристик, определяемых по методике ДАП.
Следует подчеркнуть важное обстоятельство, заключающееся в том, что все респонденты благополучно окончили интернатуру на приемлемом уровне и среди них не было выявлено лиц с признаками отклоняющегося поведения. Из чего следует, что, по-видимому, показатель аддиктивности, делинквентного поведения и суицидального риска у определенных категорий военнослужащих не следует рассматривать однозначно как отрицательное явление, характеризующее склонность к деструктивному поведению. Показатель аддиктивности может характеризовать формирование позитивных чувств у специалиста при выполнении профессиональной деятельности, а показатели делинквентности и суицидального риска – готовность к работе, сопряженной с риском.
Исходя из вышесказанного, показатель аддиктивности, для молодых военных врачей-интернов может свидетельствовать о степени удовлетворенности своей профессиональной деятельностью и (или) обучением, то есть о выраженности глубинной мотивации, а показатели делинквентности и суицидального риска – об отношении к профессиональному риску.
Заключение. Большинство молодых военных врачей, обучающихся в интернатуре, обладают высоким и средним уровнями направленности на военно-профессиональное обучение, психологической склонности к делинквентному и аддиктивному поведению, слабым уровнем суицидального риска. В структуре их личности эти качества прямо, умеренно связаны между собой. Для состоявшихся молодых военных специалистов, прошедших профессиональный отбор, показатели методики ДАП – аддиктивности, делинквентности и суицидального риска могут свидетельствовать о степени выраженности трудовой глубинной мотивации и отношении к профессиональному риску.
Процесс социализации, и, в частности, профессиональное обучение мотивированных молодых людей может оказать влияние на содержание отдельных социально неодобряемых, по их интерпретации, показателей психологических методик и, таким образом, существенно исказить выносимое по ним заключение. Повысить объективность последнего, как представляется, поможет учет социальных достижений обследуемого или их отсутствие.
Библиографическая ссылка
Тимофеев Д.А., Цвигайло М.А. ТРАНСФОРМАЦИЯ СОДЕРЖАНИЯ ПОКАЗАТЕЛЕЙ СКЛОННОСТИ К ДЕВИАНТНОМУ ПОВЕДЕНИЮ ПРИ ОБСЛЕДОВАНИИ СОСТОЯВШИХСЯ МОЛОДЫХ ВОЕННЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ (НА ПРИМЕРЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕТОДИКИ ДАП В ГРУППЕ ИНТЕРНОВ ВОЕННО-МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА) // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 12-2. – С. 165-168;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=9032 (дата обращения: 21.11.2024).