Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ МЕТОДОВ В РАБОТЕ ПО АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В ДОУ

Иванова А.Н. 1 Николаев Е.В. 1
1 Технический институт
Одна из главных задач педагогов и психологов дошкольных образовательных учреждений заключается в решении вопроса об адаптации детей раннего возраста к детскому саду, а также в оказании помощи в построении взаимоотношений между детьми, родителями и сотрудниками детского сада.
адаптация
психологическая адаптация
ранний возраст
метод
дошкольное образовательное учреждение
1. Авдулова Т.П. Психологические игры: современный подход: учеб. пособие. – М.: Академия, 2009. – 112 с.
2. Кознова Н. Использование нетрадиционных методов и приемов при адаптации в ДОУ детей раннего возраста. – Светлогорск: Маам, 2013. – URL: http://www.maam.ru/detskijsad/ispolzovanie-netradicionyh-metodov-i-priemov-pri-adaptaci-v-dou-detei-ranego-vozrasta.html.
3. Консультант плюс. Конвенция о правах ребенка. – М.: [б. и.]. URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=9959.
4. Лобанова Г.А., Никшене Е.Б., Ткачева Е.Н. Создание комфортных условий при поступлении ребенка в ДОУ // Всероссийский фестиваль педагогических идей «Открытый урок» 2006-2007 уч.г. – Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/414578.
5. Рыдзе Н.В. Адаптация детей к дошкольному учреждению. – М.: [б. и.], 2012. – URL: http://rydze.narod.ru/adaptacia.html 33.
6. Эдуардова А.Г. Роль колыбельной в жизни ребенка. – Мурманск.: [б. и.], 2012. URL: http://21.detsad-murmansk.ru/index.php/2011-11-28-18-19-04/9-2011-11-28-10-03-01/235-2014-04-09-14-15-29.

Анализ психолого-педагогической литературы, а также наблюдение за деятельностью различных дошкольных учреждений в период адаптации детей раннего возраста в детском саду показывают, что эта проблема насущна и актуальна и на сегодняшний день. Воспитатели групп не всегда готовы оказывать вновь поступившим детям квалифицированную помощь и психолого-педагогическую поддержку. Часть из работников ДОУ испытывают трудности при построении взаимоотношений с родителями, кроме того, часть родителей относятся к периоду адаптации недостаточно серьезно, как к чему-то само собой разумеющемуся или склонны приписывать все плохой работе воспитателей.

В Конвенции о правах ребенка в ст. 6 п. 2 указано, что «Государства-участники обеспечивают в максимально возможной степени выживание и здоровое развитие ребенка»; в ст.18 п.3 указано: «Государства-участники принимают все необходимые меры для обеспечения того, чтобы дети, родители которых работают, имели право пользоваться предназначенными для них службами и учреждениями по уходу за детьми» [1].

Вопросами адаптации детей и их причины занимались отечественные и зарубежные исследователи: Н.М. Аскарина, В. Монова-Томова, Р.В. Тонкова-Ямпольская, Е. Шмидт-Кольмер и др. Значительное внимание проблем приспособления детей к условиям общественного воспитания уделяется в современных исследованиях ученых западных стран Западной и Восточной Европы (А. Атанасова-Вукова, К. Грош, М. Зейдель, В. Манова-Томова, Э. Хабинакова и др.).

Объект исследования: процесс адаптации детей раннего возраста в детском образовательном учреждении.

Предмет исследования: особенности психологической адаптации детей раннего возраста в детском образовательном учреждении средствами нетрадиционных методов.

Цель данной работы: исследовать психологические особенности адаптации детей раннего возраста в детском образовательном учреждении.

Задачи исследования:1) изучить психолого-педагогический аспект адаптации детей раннего возраста в детском образовательном учреждении;2) обобщить психолого-педагогический опыт в РФ и РС (Я) по адаптации детей раннего возраста в детском образовательном учреждении;3) систематизировать методы по адаптации детей раннего возраста, используемые в детском образовательном учреждении.

Практическая значимость: обобщенный психолого-педагогический опыт РС (Я) и РФ по адаптации детей раннего возраста в ДОУ, а также основные направления работы по адаптации в ДОУ могут быть полезны педагогам-психологам ДОУ и студентам по изучению дисциплин «Детская психология», «Возрастная психология», «Психология развития» и др., а также при прохождении педагогической и производственной практики.

Методы исследования: 1. Теоретический: анализ; синтез; обобщение; 2. Эмпирический: анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования; обобщение психолого-педагогического опыта педагогов-психологов РС (Я) и РФ.

Основная задача игр в период адаптации – формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю [2, с.112]. Ребенок должен увидеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека (как мама) и интересного партнера в игре. Эмоциональное общение возникает на основе совместных действий, улыбкой интонацией, проявлением заботы к каждому малышу. Первые игры должны быть фронтальными, чтобы ни один ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием. Инициатором игр всегда выступает взрослый. Игры выбираются с учетом игровых возможностей детей, места проведения и т.д.

Изучение психолого-педагогической и специальной литературы по данной проблеме исследования позволило определить сущность и особенности адаптации детей дошкольного возраста к условиям ДОУ.

Выявлены три наиболее существенные проблемы, с которыми малыши приходят из дома в ДОУ. Они заключаются в следующем: у детей, поступающих в детский сад, довольно низок уровень нервно-психического развития. Это связано как с особенностями воспитания в семье, так и с биологическими факторами (течение беременности, родов). Наибольшая задержка проявляется в навыках активной речи, в сенсорном развитии, что отрицательно влияет на дальнейшее становление маленького человека. В дошкольном возрасте отмечается замедленное развитие мышления и речи, внимания и памяти, выявляются невысокие показатели интеллектуальной готовности к школе; проблема связана с различными отклонениями в поведении детей. Она касается сна, аппетита малышей, гипервозбудимых или малоэмоциональных, неконтактных детей, ребят с проявлениями страхов, тиков и т. п. Поэтому важно, чтобы воспитатель имел возможность познакомиться с каждым ребенком, узнать его особенности развития и поведения.

Проанализировав опыт работы педагогов и психологов РФ и РС (Я) по вопросам адаптации, мы выявили разнообразные методические разработки, которые они используют в своей психолого-педагогической деятельности. В основном в работе по адаптации детей раннего дошкольного возраста в ДОУ воспитателями и педагогами используются игровые и нетрадиционные методы.

В своей работе по адаптации детей раннего дошкольного возраста мы использовали следующие игры, как: «Иди ко мне», «Пришел Петрушка», «Покружимся», «Прячем мишку», «Солнечные зайчики», «Покатаемся на лошадке» и др.

На этапе адаптации использовались нами также обучающие игры, направленные на развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук. Эти несложные упражнения способствуют стабилизации эмоционального состояния, что в высшей степени важно в первые дни пребывания ребенка в дошкольном учреждении [3].

Также мы рекомендовали следующие упражнения, которые помогут благоприятному условию для адаптации детей к условиям в ДОУ: «отпечатки наших рук», «отпечатки кулачков», «скользить ладонями по поверхности песка», «поиграть пальцами по поверхности песка как на пианино», «оставлять следы одновременно двумя пальцами», «пятью пальцами».

Упражнения по релаксации являются методом предотвращения стрессов у детей и оказывают положительное влияние на их здоровье. Они учат детей снимать напряжение, не замыкаться на своих проблемах и через сюжетно-ролевые игры уметь находить причины этого состояния. Упражнения должны быть в доступной игровой форме [4].

Игры с песком – это проявление естественной активности ребенка, поэтому нужно использовать песочницу, проводя коррекционные, развивающие и обучающие занятия. Через игры с песком происходит формирование таких черт личности, как инициативность, самостоятельность, умение решать «проблемы» в игре. В своей работе по адаптации детей в ДОУ применили следующие игры с песком: «Норки для мышки», «Я пеку, пеку», «Угадай на ощупь», «Заборчики», «Волшебные отпечатки на песке».

Колыбельные песни снимают тревожность, возбуждение, действуют на ребенка успокаивающе. Этому способствуют плавная мелодия, ритмическое сочетание слова и движения (легкое покачивание, но не тряска) [5]. Именно поэтому, педагогу целесообразно петь детям колыбельную в период адаптации в ДОУ, чтобы ребенок почувствовал то тепло, нежность, заботу, которое исходит от воспитателя.

На основе анализа психолого-педагогического опыта РФ и РС (Я) можно отметить, что если воспитатели и родители объединят свои усилия и обеспечат ребенку защиту, эмоциональный комфорт, интересную и содержательную жизнь в детском саду и дома – то это будет залогом оптимального течения адаптации детей раннего возраста к детскому саду.

В работе с детьми раннего дошкольного возраста по их адаптации в ДОУ целесообразно воспитателям и педагогам использовать игровой метод (релаксирующая, обучающая). Также, предлагаемые нами нетрадиционные методы (шумовые игрушки, водные игры, мыльные пузыри, тестопластика, пальцевая живопись (рисование ладошкой, пальцами), колыбельные песни положительно влияют на быстрое и без болезненное приспособление ребенка к новым условиям. Эти методы хорошо использовать для того, чтобы уменьшить невротические проявления у детей: повышенную тревожность, беспокойство, боязливость в новых ситуациях. Увлеченность общим делом способствует отвлечению малыша от стрессового момента расставания с мамой. В процессе задействованы руки детей, это влияет на сенсорное, речевое развитие, что составляет фундамент умственного развития: рука «познает», а мозг фиксирует ощущения и восприятия, соединяя их со зрительными, слуховыми и обонятельными ощущениями в сложные интегрированные образы и представления [25].

Таким образом, мы думаем, что использование нетрадиционных методов в работе воспитателей и педагогов по адаптации детей в ДОУ будут эффективным даже при тяжелой адаптации детей в дошкольном учреждении, облегчат привыкание их к новым условиям. А также этому способствует четкая, профессионально слаженная и продуманная работа психологов, педагогов и медиков, благополучный микроклимат в дошкольном учреждении, индивидуальный подход к каждой семье и взаимодействие с родителями.


Библиографическая ссылка

Иванова А.Н., Николаев Е.В. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ МЕТОДОВ В РАБОТЕ ПО АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В ДОУ // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 12-2. – С. 189-191;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=9038 (дата обращения: 21.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674