Самостоятельная учебная деятельность студентов во всех вузах мира играет главную роль в приобретении знаний и развитии компетенций. Навыки и умения работать самостоятельно прививаются человеку с детства. Развитие навыков самообразования требуют непрерывной работы на промежутке всего образовательного периода. От уровня умений организовать самостоятельно учебно-познавательную деятельность для себя (при самообучении) и для своих подопечных (в процессе преподавания) зависит процесс формирования и развития всех ключевых качеств, определяющих уровень самообразования.
В настоящее время все чаще весь процесс обучения в вузе и в школе условно подразделяют на аудиторную и внеаудиторную работу. Более того, большую часть аудиторной работы рекомендуют посвятить различным формам самостоятельной деятельности:
– непосредственно самостоятельной учебной деятельности под непосредственным «присмотром» преподавателя;
– самостоятельной учебной деятельности, организованной по проекту преподавателя, включая его консультации в процессе работы;
– самостоятельной учебной деятельности в малых группах одного (разного) состава по заданию преподавателя;
– индивидуальной самостоятельной деятельности в присутствии преподавателя;
– учебной деятельности в коллективе с опосредованным участием преподавателя.
Все перечисленные формы самостоятельной учебной деятельности (аудиторной и внеаудиторной) классифицируются по содержанию, по целенаправленности, по виду мотивации.
Исследуя уровень развития навыков самостоятельной деятельности студентов посредством метода анкетирования С.Н.Томилиной [1], были получены, обработаны и проанализированы эмпирические данные, которые позволили сделать ряд существенных выводов, позволяющих выделить имеющиеся проблемы и закономерности развития навыков и умений самостоятельной деятельности студентов.
Результаты исследования вскрыли ряд проблем в низкой эффективности самостоятельной учебной деятельности – это:
– отсутствие единой системы организации самостоятельной учебной деятельности в вузе при очной форме обучения приводит выпускников ВУЗов, в своем большинстве, к профессиональной непригодности (16 %), либо не конкурентоспособности (37 %) в условиях рыночных отношений;
– наработанные инновационные технологии отдельных преподавателей ВУЗов не дают нужных государству результатов, поскольку они: во-первых, разобщены; во-вторых, не имеют юридических прав, в плане правомерности отказа студентами выполнять те или иные задания преподавателя, не утвержденные общеобразовательной программой;
– самостоятельная подготовка к сдаче перечисленного вида работ, у многих студентов носит эпизодический характер, не побуждает их к самосовершенствованию и самообразованию, в связи с чем, падает и качество знаний.
Наблюдения, проводимые во время педагогического эксперимента, показали, что для решения перечисленных выше проблем преподаватели вынуждены применять в обучении студентов, так сказать, «запрещенные» методы работы:
– психологическое давление;
– увеличение объёма экзаменационного билета, включение в экзаменационный билет непосильных для среднего студента заданий и т.д.;
– применение рейтинговой системы оценки, которая также не лишена ряда недостатков, в плане юридической правомерности и попытке оценить качество знаний студента, а не его темперамент, коэффициент работоспособности или воспитанности.
Какой бы ни была система организации самостоятельной деятельности студентов, она всегда была, и будет базироваться на самостоятельной работе студента с научно-методической литературой, потому следующей проблемой, ограничивающей использование конструктивного подхода к организации самостоятельной деятельности студентов, является отсутствие современных методических пособий, периодики, хороших учебников и другой литературы, необходимой для успешной организации работы студентов как будущих профессионалов.
Попытка решить этот вопрос путем создания электронных учебников в стране со слабым экономическим развитием, ставит большинство студентов перед выбором – продолжить обучение в ВУЗе (так как более пятидесяти процентов жителей нашей Родины находятся за чертой бедности). Кроме того, материальные и моральные затраты на издание учебно-методических пособий не оправдываются, если они применяются одинокой группой преподавателей, работающих по разработанной ими системе организации самостоятельной деятельности студентов, юридически разрешенной только в ВУЗе по месту работы.
Одним из решений указанной выше проблемы можно считать организацию такой формы самостоятельной работы студента, которая предшествовала бы совместной работе студента и преподавателя по изучению темы (где бы то ни было: на лекции или практических занятиях). Основная цель этой работы заключается в том, что первичное знакомство студента с темой проходит без непосредственной помощи преподавателя.
Ориентация на самостоятельную работу студентов, на сокращение аудиторных занятий может привести к положительным результатам лишь при наличии, по крайней мере, двух факторов: во-первых, создание в университетах условий для индивидуальной конструктивной деятельности студентов; во-вторых, в наличии стимулов, привычки к самостоятельной деятельности [2].
Библиографическая ссылка
Шаталова Н.П. ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ НАВЫКОВ САМООБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ НА ОСНОВЕ КОНСТРУКТИВНОГО ПОДХОДА // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 12-2. – С. 209-210;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=9043 (дата обращения: 03.12.2024).