Категория интенсивности образует свою смысловую структуру взаимодействием содержания таких категорий, как качество, количество, мера. По-видимому, этим объясняются существующие различия как в самом понимании категории интенсивности, так и в понятийном аппарате исследований по данной проблеме: категория интенсивности; категория количественности; понятие градуальности; значение меры; значение степени. Категория интенсивности признака самым тесным образом связана с категорией меры, однако ее не стоит трактовать как синоним меры. Если мера указывает предел, за которым изменение количества влечет за собой изменение качества и является своего рода зоной, в пределах которой данное качество может модифицироваться, сохраняя при этом свои существующие характеристики [БСЭ:84], то интенсивность показывает уровень развития признака в рамках данной меры, не влекущий за собой изменений данного качества. На связь интенсивности с категорией количества, которая является универсальной категорией, объективной определенностью качественно однородных явлений, указывают толковые словари и БСЭ, понимая под интенсивностью степень или количество качества признака [БСЭ:316]. Качество существует как признак, свойство вещи, явления объективного мира. Однородность качества может проявляться через количественную неоднородность, т.е. через силу, степень или интенсивность проявления качества. Усиливаемые признаки, свойства, таким образом, могут мыслиться как переменные в количественном отношении. «Количественные и качественные отношения представляют собой весьма тонкий и своеобразный пучок переплетающихся явлений, построенный на принципе сохранения предела насыщения как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения количества» [Кошевая И.Г.]. Таким образом, усиление предполагает накопление признака до определенных пределов в рамках того же признака.
Библиографическая ссылка
Штатская Т.В. СВЯЗЬ КАТЕГОРИИ ИНТЕНСИВНОСТИ С КАТЕГОРИЯМИ МЕРЫ, КОЛИЧЕСТВА, КАЧЕСТВА // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 12-2. – С. 248-248;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=9069 (дата обращения: 03.12.2024).