Психологическая культура преподавателя вуза рассматривается как сложное целостное личностное образование, включающее в себя эмоционально-мотивационный, когнитивный, деятельностный компонент; она является основой психологической компетентности, адекватного применения знаний, умений, навыков для решения психологических проблем по отношению к себе и студентам [1 – 3].
Проведённые исследования позволили разработать рекомендации для преподавателей образовательных учреждений высшего профессионального образования:
1) следует больше внимания уделять процессу эффективной профессионализации студентов;
2) формировать профессиональное самосознание и более адекватное психологическое отношение к будущей профессии;
3) учитывать перечень некоторых проблем, в решении которых могла бы принять участие служба психологической помощи студентам:
– освоение студентами «вузовских» форм и методов учебной деятельности; становление навыков самоорганизации и самоконтроля в новых условиях обучения; развитие и укрепление учебной и профессиональной мотивации;
– психологическая адаптация к сдаче зачётов и экзаменов и новому режиму учёбы (распределение времени и сил, стратегия и тактика подготовки к зачётам и экзаменам, преодоление экзаменационного стресса);
– освоение профессионального мастерства, «профессиональной школы»;
– формирование и развитие способности к восприятию «профессиональной составляющей» учебного материала; формирование адекватных критериев и эталонов профессионализма в работе психолога; развитие рефлексии собственной деятельности;
– воспитание профессиональной и личностной позиции психолога, профессиональной этики и стиля поведения;
– своевременное обеспечение студентов профориентирующей информацией и возможностью индивидуальных профконсультаций на всех этапах их профессионального самоопределения и оптимизация условий профессионального выбора;
– помощь в формировании комфортных межличностных отношений в студенческих группах и общения с преподавателями;
– развитие и укрепление принципов «педагогики сотрудничества» и диалога преподавателей со студентами на всех этапах и при всех формах обучения.
Анализ проблем формирования педагогического такта преподавателя высшей школы позволил прийти к следующим выводам:
1. Педагогический такт – социальная ценность, инструмент влияния на личность, определяющий чувство меры в педагогическом воздействии с гуманно-демократических позиций и личностного подхода в воспитании и обучении. Такт выступает нравственным регулятором педагогического процесса, в нём проявляется высшее педагогическое мастерство.
2. Основные черты, условия применения и технологии использования педагогического такта в воздействии на личность студента и коллектив студенческой группы:
– знание психологии возраста, индивидуальных особенностей студентов, в том числе таких свойств и качеств личности, как юношеский максимализм, чувствительность, ранимость, обидчивость, вспыльчивость и др., внимательное отношение к их состоянию;
– умение анализировать и оценивать ситуацию, в которой возникают нарушения установленных норм и правил поведения, готовность находить источники, породившие отрицательное в поведении студента, с тем, чтобы выбирать оптимальную форму педагогического такта;
– готовность преподавателя исправить положение в том случае, если он сам того не желая или по ошибке поставил студента в неловкое положение без всякой вины с его стороны;
– умение помочь студенту выйти из затруднительной для него ситуации с тем, чтобы преодолеть растерянность, смягчить затруднённость и сохранить человеческое достоинство;
– установление доброжелательных, чутких и равных отношений, сотрудничество со студентами;
– предоставление возможности студентам говорить о самих себе, о том, что их интересует, сочувственное отношение к их мыслям, чувствам, желаниям, дружелюбный тон, эмоциональная искренность, непосредственность, душевность;
– недопустимость осуждения в коллективе группы поведения студентов и наказания от имени коллектива группы;
– выражение радости по поводу успехов студентов, вселение уверенности в их силы;
– эстетическая привлекательность преподавателя (экспрессивность, следование моде, тактичная манера поведения, педагогический этикет);
– усиление духовного общения преподавателя со студентами;
– умение видеть и переживать вместе со студентами их чувства и оказывать им своевременную поддержку;
– поощрение стремления студентов к развитию, взрослению, самостоятельности, свободе;
– активное пробуждение чувства стыда;
– проявление уважения к правам студента;
– взаимодействие со студентами в типичных ситуациях их поведения, проявление деликатности, толерантности, создание атмосферы психологической поддержки;
– умение говорить со студентами (высокая культура речи);
– применение новейших технологий преподавания;
– непрерывное повышение уровня нравственной культуры преподавателей высшей школы.
Сравнительно-сопоставленный анализ практики показал, что между уровнем развития эмпатии преподавателем и уровнем сформированности его педагогического такта существует достоверная корреляция, следовательно, доказана гипотеза исследования о том, что повышению уровня педагогического такта преподавателей высшей школы способствует развитая эмпатия, а также взаимосвязь между проявлениями педагогического такта и эмпатийностью педагогов [1,4].
В целом можно сформулировать следующий вывод: в педагогическом такте как особом виде творческой нравственной деятельности преподавателя вуза профессиональная мораль реализуется таким образом, что мысль, чувства, воля, поведение педагога сливаются в единое целое, благодаря чему педагогическое воздействие становится безболезненным, наиболее рациональным и гуманным.
Используя педагогический такт при воздействии на личность студента преподавателю необходимо применять ниже следующие выявленные приёмы.
1. В общении со студентами преподаватель должен исходить из того, что учебное заведение – часть нашего государства, а отношение педагога к учащимся – выражение общественных требований.
2. Преподаватель не должен открыто демонстрировать педагогическую позицию. Слова и поступки преподавателя должны восприниматься студентами как проявление его собственных убеждений, а не только как исполнение долга.
3. Познание себя, управление собой, своим эмоциональным состоянием – забота каждого преподавателя.
4. Уважать индивидуальность каждого студента, понимать каждого, создавать условия для самоутверждения его в глазах сверстников, поддерживать развитие положительных черт личности.
5. Преподавателю необходимо заботиться о благоприятной самопрезентации: показать студентам силу своей личности, увлечения, умелость, широту эрудиции, не выпячивая своих достоинств.
6. Преподавателю следует развивать наблюдательность, педагогическое воображение, умение понимать эмоциональное состояние, экспрессию поведения, верно её истолковывать.
7. Увеличивать речевую деятельность студентов за счет уменьшения речевой деятельности преподавателя, уменьшения непродуктивного молчания, увеличения количества контактов (вопросов-ответов).
8. Даже при незначительных успехах студентов следует быть щедрым на похвалу. Хвалить лучше в присутствии коллектива, а порицать лучше наедине.
9. Содержание беседы преподавателя со студентами должно быть интересным обеим сторонам.
10. Заранее сформировать установки на определённый стиль поведения, которые в реальных условиях подскажут рациональную реакцию на возникшую ситуацию.
11. В общении со студентами помнить о поддержании авторитета коллег по работе.
Библиографическая ссылка
Мишина Т.Н., Мишин В.М. ФОРМИРОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ТАКТА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 12-2. – С. 252-254;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=9075 (дата обращения: 21.11.2024).