Творческое движение есть признак совершенства бытия
Бердяев Н.А.
В современной педагогической науке развитие художественно-творческих способностей студентов является одной из актуальнейших проблем воспитания и обучения.
В творчестве воплощается потенциальная универсальность человека. Творчество как деятельность специфично. Здесь в отличие от игры есть цель, продукт, но такой, который не задан жестко и однозначно. Характерна в большей или меньшей степени неопределенность конечного продукта творческой деятельности. Известно, что для творческой личности зачастую более значим, привлекателен сам процесс творчества, нежели конечный продукт. Актуальность же данного исследования обусловлена тем, что творческий подход в самой художественной деятельности основывается на конкретных впечатлениях, в результате чего появляется вдохновение, созревают новые замыслы, необходимые для дальнейшего формирования и развития художественной личности.
Способность идентификации и обособления, способность «быть собой и другим» проецируется (опредмечивается) в творческом процессе как механизм отождествления себя с объектом познания, предметом творчества и объекта с собой. Н.А. Бердяев обозначает это как любовь человека и познаваемой природы. Именно такое отождествление, личностное проникновение «во внутрь» объекта творчества, слияние объекта и субъекта («короткое замыкание между ними», возникновение единого целого) лежит в основе главнейшего механизма творчества: инсайда, озарения, открытия. Как известно, данный механизм в основном осуществляется на уровне бессознательного, интуитивного, мало поддается рефлексии, самонаблюдению, остается скрытым для непосредственного его выявления. И в этом смысле личностный подход к творчеству, рассмотрение последнего в контексте проекции в процессе творчества личностных способностей и механизмов является весьма продуктивным [1].
Говоря о творчестве, ученые разных областей знания в основном сходятся в определении содержания этого процесса. Д.С. Выготский называет творческой деятельностью человека деятельность, которая способствует созданию нового. При этом не акцентируется, будет ли это созданное творческой деятельностью какой-нибудь вещью внешнего мира или построением ума или чувства, которые живут и обнаруживаются только в самом человеке. Л. С. Выготский разделяет деятельность человека на два основных вида поступка. Первый – связанный с памятью, воспроизводящий, репродуктивный, (в этом случае не создается ничего нового, основой деятельности является более или менее точное повторение того, что было). Второй – творческий, комбинирующий, направленный на создание новых действий и образов (в этом случае из элементов прежнего опыта создаются новые положения, новое поведение) [2].
Л.С. Выготский отмечает, что именно творческая деятельность человека делает его существом, обращенным к будущему, созидающим его и видоизменяющим свое настоящее [2].
Известный советский психолог и врач А.Н. Лук посвятил исследованию проблемы творчества большое количество работ. В одной из них, раскрывая сущность процессов лежащих в основе творчества, он пишет, что творческий акт, и обычное «решение проблем» имеют одинаковую психологическую структуру [3].
Творческий процесс ученый разделяет на несколько этапов:
а) накопление знаний и навыков, необходимых для четкого уяснения и формулирования задачи;
б) поиски дополнительной информации;
в) поиск решения на уровне подсознания с внешним уходом от проблемы;
г) озарение или инсайт (внешне инсайт выглядит как логический разрыв, скачок в мышлении, получение результата, не вытекающего однозначно из посылок);
д) верификация или проверка найденного творческого решения [4].
Процесс научного творчества, делит на семь этапов американский психолог Россмен:
• осознание потребности в решении творческой задачи;
• анализ проблемы;
• изучение информации, необходимой для разрешения проблемы;
• анализ предлагавшихся ранее решений подобной творческой задачи;
• типический анализ этих решений;
• рождение новой идеи;
• экспериментальная проверка нового решения творческой задачи [5].
Подход Россмена к проработке этапов творчества на наш взгляд, является полным и применимым к любому творческому процессу, в том числе и в дизайнерской деятельности.
Рассуждая о структуре творческого процесса, нельзя оставить без внимания факторы, влияющие на активизацию творческих способностей обучающихся в процессе дизайнерской деятельности. Таких факторов несколько: психологические, педагогические, дидактические.
К психологическим факторам относятся такие особенности протекания психических процессов, как воображение и фантазия, влияющие на процесс дизайнерской деятельности.
Л.С. Выготский говорил о воображении как основе всякой творческой деятельности, проявляющейся во всех сторонах культурной жизни, делая возможным художественное, научное, техническое творчество [2].
Пытаясь раскрыть причины, побуждающие человека к творчеству Т. Рибо в 1901 году, в своей книге «Творческое воображение» пишет, что «способность создавать обуславливается у человека двумя главными причинами. Первая из них, имеет характер двигательного стимула, сводится действию его потребностей, стремлений и желаний. Вторая – заключается в возможности самопроизвольного пробуждения образов, группирующихся в новые сочетания [6].
Каждая потребность, стремление или желание, могут служить импульсом к творчеству, но потребности и желания сами по себе ничего создать не могут, необходимо наличие еще и другого условия – самопроизвольного воскрешения образов. Самопроизвольным воскрешением Т. Рибо называет то, что происходит внезапно, без явных вызывающих его. Причины эти фактически существуют, но их действие облекается в скрытую форму мышления.
Потребность в творчестве тесно связана со способностью воображения, которая, в свою очередь, возникает, если исходить из размышлений Т. Рибо, из потребностей, стремлений и желаний человека [6].
Современные ученые несколько иначе высказывали эту же мысль. Очень интересно, в этом плане, исследование обстоятельств, влияющих на успешность творческой деятельности И.М. Розета [7]. Представленный им материал по этой проблеме дифференцирует и обобщает точки зрения различных современных ученых.
Таким образом, была выведена концепция, согласно которой ведущим мотивом творчества и фантазии является стремление к самовыражению. «Сторонники концепции «самовыражения» почти во всех проявлениях творческой деятельности видят активное стремление субъекта утвердить свою личность, отстоять свое «я» [7].
Здесь же И.М. Розет пишет о том, что кроме потребности в самовыражении необходимо еще наличие неудовлетворенности, какой-либо стороной актуальной деятельности, которая служит важным мотивом фантазии. Неудовлетворенность возникает на почве постоянного стремления юности, простоте, упорядоченности. Ученый делает вывод, что удовлетворенность и стремление к самовыражению могут быть внутренними стимулами творческой деятельности, одного и того же человека [7].
И.М. Розет рассматривает еще один мотив, побуждающий к творчеству – стремление к созданию предметов и образов, не похожих на наличные в данной ситуации. Тенденция к противопоставлению вместе с тенденцией творить по аналогии являются главными мотивами творчества, вторые непроизвольно проявляются в человеческом интеллекте [7].
Таким образом, творчество - процесс динамичный, зависящий не только от природных задатков человека. Творчество развивается и обогащается по мере расширения сферы предметного мира, преобразуемого человеком, сферы его званий и умений. Роль творчества в изобразительном искусстве имеет огромное значение, поэтому одной из главных задач художественного развития личности является формирование его творческих способностей. Отсюда следует сказать, что выдающиеся художники-педагоги задачу творческого воспитания учеников нередко решали эмпирическим путем. Те, кто пытался научно–теоретически обосновать свой опыт работы, в основу его ставили последовательность учебных и творческих задач. Так, П.П. Чистяков и Д.Н. Кардовский считали, «что если ученик освоил учебные изображения, то следует переходить к творческим» [8]. Исследования психологов и физиологов доказали, что восприятие, изучение и практическая работа неразрывны связаны между собой. Усвоение знаний, приобретение технических навыков и развитие творческих способностей разрывать, искусственно изолировать нельзя. Развитие должно проходить параллельно и одновременно с приобретением научных знаний и практических умений, взаимно дополняя друг друга. Накопление творческого опыта должно стимулировать изучение и усвоение изобразительной грамоты.
Из вышеизложенного можно сделать вывод, что роль творчества в формировании художественной личности велико, т.к. самовыражение в художественном творчестве – потребность личности, причем потребность, относящаяся к категории эстетической. Само слово «потребность» – обозначает необходимость, желание творить и, исходя из определений разных авторов, обусловлена мотивами «самореализации», неудовлетворенности и желанием действовать наперекор существующему, общепризнанному, очевидно, что все эти мотивы не просто перекликаются друг с другом, но и взаимообусловлены. Процесс самовыражения в художественном творчестве не возможен без способности к творческому воображению, которое, тесно связано с перечисленными ранее мотивами.
Таким образом, задача современного обучения заключается не только в том, чтобы дать учащимся определенную сумму знаний, но и в том, чтобы развить их художественно–творческие способности, связанные с самостоятельным поиском новых способов деятельности, способности ставить проблему и находить пути ее решения.
Библиографическая ссылка
Амиржанова А.Ш., Толмачева Г.В. РОЛЬ ТВОРЧЕСТВА В ФОРМИРОВАНИИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИЧНОСТИ // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 12-3. – С. 319-321;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=9117 (дата обращения: 22.12.2024).