Актуальность изучения проблемы задержки психического развития (ЗПР) обусловлена тем, что за последние годы стремительно растет количество детей с задержкой психического развития. К примеру, в массовой школе все чаще встречаются неуспевающие дети (в основном в возрасте 7-10 лет), у которых трудности в обучении обусловлены временной задержкой психического развития. У детей c ЗПР недостаточно сформирована готовность к усвоению знаний и предметных понятий, что связано с низким уровнем их познавательной деятельности, который ведет к недоразвитию речи и мышления. Таким детям тяжело вливаться в социум, ведь не каждый способен адекватно воспринимать детей с данным нарушением.
Один из отечественных психологов, дефектолог, Лубовский В. И. дает следующее определение задержке психического развития: «Задержанное развитие – замедление темпа всего психического развития, возникающее чаще всего в результате слабо выраженных органических поражений коры головного мозга (обычно парциального характера) или длительных и тяжелых соматических заболеваний» [3, с. 6].
На наш взгляд, сложность таких детей заключается в том, что в их поведении преобладает высокая тревожность и степень психоэмоционального напряжения, присутствуют негативные переживания, эмоциональная зажатость, нарушение эмоционально-личностных связей с близкими людьми. Им, как и всем людям, нужно усваивать социальный опыт, проходить этапы социализации и участвовать в общественной жизни. Но физические и психические недостатки существенно влияют на их развитие, не давая таким детям возможности полноценно реализовать себя, как личность.
Стоит также отметить, что сложность работы с такими детьми заключается в том, что в настоящее время существует недостаточное количество высококвалифицированных специалистов, которые могли бы правильно осуществить психолого-педагогическую помощь детям с ЗПР. Это, в свою очередь, связано с тем, что данное нарушение психического развития было открыто сравнительно недавно, поэтому еще не до конца изучены механизмы возникновения и сущности ЗПР.
Объект исследования – коррекция задержки психического развития детей.
Предмет исследования – возможности метода музыкотерапии для коррекции задержки психического развития детей.
Цель данной статьи – исследовать возможности воздействия музыкотерапии в коррекции задержки психического развития детей.
Существует множество методов коррекции психического развития детей, однако одним из самых интересных и действенных методов выступает музыкальная терапия.
Осипова А.А. в своей книге «Общая психокоррекция» дает следующее определение музыкотерапии: «Музыкотерапия – метод, использующий музыку в качестве средства коррекции эмоциональных отклонений, страхов, двигательных и речевых расстройств, психосоматических заболеваний, отклонений в поведении и др» [5, с. 169].
Медведева Е.А., совместно с другими авторами приводит следующее определение музыкотерапии: «Музыкотерапия – один из видов арттерапии, направленный на профилактику, психокоррекцию личностных отклонений в развитии ребенка с проблемами, где музыка используется как вспомогательное средство, основное воздействие которого нацелено на регуляцию нарушений психосоматических и психоэмоциональных процессов, коррекцию рефлексивно-коммуникативной сферы ребенка» [4, с. 91].
Таким образом, сущность данного метода состоит в следующем: пробуждение у детей эмоционального отклика на музыкальные произведения, и совместно с этим оказание эффективного лечебного воздействия на психические процессы детей, помимо этого, музыкотерапия восстанавливает и укрепляет силы ребёнка, раскрывает его внутренний потенциал и истинный интерес к окружающему миру.
Существует две формы музыкотерапии – активная (когда дети активно выражают себя в музыке), и пассивная (рецептивная), когда детям предлагается просто прослушать музыку [5, с. 172].
Прежде чем приступить к рассмотрению упражнений по музыкотерапии, остановимся для начала на особенностях музыкального развития у детей с ЗПР, выделенных Е.А. Медведевой:
– в возрасте от 3 до 5 лет дети сосредоточиваются на звучании музыки только при использовании зрительной опоры (игрушек), действий с ними взрослого под музыку. Со временем дети включаются в совместное пение со взрослым. Однако в таком возрасте они все еще испытывают сложности в передаче в движениях темпа, формы музыкального произведения. Поэтому при помощи взрослого и с опорой на слова, они могут выполнять простые музыкально-ритмические движения или простые перестроения в пространстве.
– дети в возрасте от 5 до 7 лет уже определяют средства музыкальной выразительности, соотносят ее содержание с окружающей действительностью, сравнивают, анализируют, делают выводы и высказывают свое отношение к музыке, определяют ее жанр. Так же в этом возрасте дети приобретают певческие навыки (распределяют дыхание, четко произносят текст, пропевают длинные звуки) [4, с. 41].
По данной теме нами были проанализированы различные работы педагогов и музыкальных руководителей. В ходе анализа мы выявили основные, на наш взгляд, эффективные и интересные упражнения по музыкотерапии.
Так, Кушнерова Елена Павловна, музыкальный руководитель детского сада в г. Туапсе в своей статье «Музыкотерапия в коррекционной работе с детьми с ЗПР» выделяет несколько комплексов музыкальных упражнений в зависимости от их направленности.
Первый комплекс упражнений направлен на развитие слухового внимания. Здесь занятия музыкой включают в себя: звукоподражание и подпевание; пальчиковые и жестовые игры; контактные игры; игровой массаж; музицирование на детских музыкальных инструментах. Здесь автор рекомендует использовать композиции П.И. Чайковского, М.И. Глинки, Н.А. Римского-Корсакого, И.С. Баха, В.А. Моцарта, и др.
Второй комплекс упражнений способствует развитию чувства ритма. Игры здесь сопровождаются стихами, потешками, в которых реальный мир представлен красочно, творчески и доступно детям.
Третий комплекс направлен на развитие пространственного представления. Здесь детям предлагается ходить в разных направлениях, танцевать и водить хороводы.
Четвертый комплекс развивает координацию движений и мелкую моторику. Здесь можно исполнять песни с показом действий, использовать музыкально-речевые игры. Особенность данных упражнений состоит в том, что здесь большой акцент делается именно на движения пальцами.
Последний комплекс направлен на развитие навыков коммуникации. Одним из таких упражнений автор приводит вращение обруча: дети садятся в круг, им дается большой обруч, они все вместе берутся за него и под музыку начинают его вращать (темп музыки постоянно меняется) [2].
По-нашему мнению, данные комплексы упражнений являются достаточно эффективными, так как они содержат в себе упражнения, развивающие различные виды способностей ребенка, которые при правильном и последовательном использовании способствуют гармоничному и целостному развитию детей.
Авторы статьи «Музыкотерапия как средство коррекции психологического здоровья детей старшего дошкольного возраста», Белецкая Е.А. и Иванова Т.И. выделяют технологии музыко-терапевтической коррекции детей:
– оздоровительное сольфеджирование (сюда входит развитие музыкального слуха, ритма, памяти, чистоты интонирования. В числе средств сольфеджио следует назвать чтение нот с листа, написание музыкальных диктантов, вокальные упражнения, пение наизусть, подбор по слуху);
– музыкально-фольклорная адаптация (здесь используются сказки, народные песни, музицирование на простейших народных инструментах, элементы обрядовых действий);
– музыкально-импровизационная деятельность (здесь ребенка знакомят с музыкальными инструментами, дают возможность детям поиграть на них);
– погружение в специальную музыкально-акустическую среду [1].
Таким образом, данные технологии хороши тем, что они, с одной стороны, предусматривают музыку в качестве основного и ведущего факторов воздействия на ребенка, с другой стороны, они вполне могут совмещаться и с другими коррекционными приемами, что в своем взаимодействии может значительно усилить их эффект.
Якименко Г.М., музыкальный руководитель детского сада, в своей статье «Музыкотерапия как метод психокоррекции эмоциональных нарушений у детей дошкольного возраста» свои занятия строит по следующему плану:
1. Разминка: двигательные и ритмические упражнения (здесь автор предлагает различные движения и шаги под определенную музыку с представлением себя в какой-нибудь роли. Например, упражнение «Порхающая бабочка» (А. Дворжак, «Юмореска»). Легкие пружинистые шаги, с взмахом рук изображая бабочку.
2. Основная часть: восприятие музыки, пение, импровизация. Для слушания на занятиях музыкотерапии и релаксации, автор предлагает следующие темы: «Раздумье» С. Майкопара и »Первая потеря» Р. Шумана, «В церкви» П. Чайковского, «Аве Мария» Ф. Шуберта, «Порыв» Р. Шумана, «Юмореска» П. Чайковского. Дети учатся понимать чувства, различать оттенки настроения, учатся сопереживать, радоваться, заряжаться положительными эмоциями
3. Музыкальная релаксация. Данные упражнения направлены на коррекцию психо-эмоциональной сферы ребенка, на приобретение навыков расслабления. Все упражнения комментируются педагогом под определенную музыку, вызывая различные эмоции. Автор приводит такие виды упражнений, как упражнение для расслабления, снятия раздражительности с использованием музыки Д. Шостаковича из фильма «Овод», упражнение, формирующее отношение к миру: музыка Ф. Шопена «Ноктюрн» [6].
Можно сказать, что данные упражнения хорошо раскрывают воздействие различных видов музыки на детей: так, народная и детская музыка дает ощущение безопасности, а вот игра на скрипке или фортепиано очень хорошо расслабляет. Успокаивающий эффект могут принести звуки природы.
Знание такой проблемы как задержка психического развития детей в равной степени важно как для родителей, так и для педагогов общеобразовательных и дошкольных учреждений, психологов. Одно из древних латинских выражений гласит: «Предупрежден – значит вооружен». Педагогам и в особенности родителям необходимо понять, что психические отклонения важно устранять в раннем возрасте, пока они находятся в умеренной стадии, и пока ими еще можно управлять. Если же пренебречь этим, и своевременно не вмешаться, то впоследствии будет очень сложно корректировать процессы психики ребенка. Одним из эффективных приемов коррекции психического развития детей является музыкотерапия, которая имеет наравне с другими методами коррекции довольно эффективные результаты и начинает все больше внедряться в педагогические процессы.
Благодаря музыкотерапии дети усваивают нормы правильного поведения, учатся отстаивать свою позицию, тем самым формируя свой характер. Музыкотерапия раскрывает внутренний мир ребенка, его потенциал, и в то же время обогащает его интересными знаниями, яркими переживаниями, чувствами, способностями видеть и слышать окружающий мир, тем самым воспитывая любовь к музыкальному искусству, формируя нравственные качества личности и эстетический взгляд на вещи.
Инновационные формы, методы обучения и воспитания должны активно взаимодействовать с другими методами, такими как музыкотерапия, арттерапия, игротерапия и другие. И только в этом успешном взаимодействии уровень развития детей станет намного выше.
Библиографическая ссылка
Мороз А.А., Николаева И.И. КОРРЕКЦИЯ ЗАДЕРЖКИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА МЕТОДОМ МУЗЫКОТЕРАПИИ // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 12-3. – С. 322-324;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=9118 (дата обращения: 22.12.2024).