О проблемах отечественной медицины и тревогах в связи с должной подготовкой медицинских кадров. Критическое отношение к реформам здравоохранения многие годы обсуждались на политическом и общественном олимпе, в средствах СМИ, в научной медицинской периодике, в диссертационных исследованиях [1; 4; 5]. Активная позиция ученых и организаторов здравоохранения услышана не была. Медицинская общественность практически отмолчалась. Многие не понимают, почему столь молчаливы врачи? Существуют полярные мнения о подобном молчании: 1) финансовое благополучие ведущих специалистов за счет коррупции и платных медицинских услуг; 2) почти генетическая память о «деле врачей». Я убеждена, что истоки «дела врачей» начались с заблуждения, одного из ректоров СГУ 1926 г., что «лечить мы заставим под дулом пистолета, а вот учить должны лишь наши педагоги». Согласно латинской пословице: «добрыми намерениями и ад вымощен», но здесь сказался противоположный эффект. Эта репрессивная сталинская акция имела положительную сторону – периферические медицинские институты получили элитные кадры профессоров из Москвы и Ленинграда, потомки и последователи которых, и сегодня держат престиж отечественного медицинского образования.
Часто приходится сталкиваться с мнением о том, что попытки коренной реформы здравоохранения не удались, а советская система оказалась практически разрушенной. В стране произошло катастрофическое снижение доступности элементарной медицинской помощи, особенно в сельских регионах и поселениях. Этому способствовали серьезные дефекты стратегии и тактики управления общественным здравоохранением, усиленные невиданным социальным расслоением населения. В это же время из списка научных специальностей исчезла «социальная гигиена», замененная на неадекватное «общественное здоровье». Считаю, что проблемы современной медицины, являются важнейшей государственной задачей, которая должна быть обсуждена широко и грамотно.
Злободневные вопросы медицинского образования в СССР были постоянным предметом обсуждения в министерствах здравоохранения и ГУУЗе. Много внимания в разные годы уделялось вопросам подготовки и аккредитация врачей основных специальностей и узких специалистов, экспертизе качества медицинской помощи.
С годами стало возрастать бремя формальных требований к учебному процессу и преподавателям. На глазах выросло число чиновников, отвечающих за учебный процесс. Обращал на себя внимание перекос в сторону повышения квалификации практических врачей над усовершенствованием педагогических кадров. В стране сложилась порочная практика и система препятствий для защиты диссертаций, особенно докторских, для избрания молодых ученых в Академию. Это отразилось на возрастном цензе высших научных кадров.
Учебные программы были перегружены «идеологическими» дисциплинами, учебные группы избыточны, материально-техническая база кафедр, учебных помещений и лабораторий была скудной. Студентов, в том числе старших курсов, отвлекали на сельхозработы и общественные мероприятия. Иррациональной, нередко, была и система распределения выпускников, создающая новоиспеченных сельских жителей и горожан, значительно усложняя быт молодых специалистов.
За последние десятилетия в государственной системе планирования, подготовки и аттестации фармацевтических и медико-биологических кадров, наряду со старыми проблемами, появилось много новых. Острой проблемой стали уровень и качество подготовки. Исчезла мотивация к прохождению циклов, значительно возросла цена циклов.
Обсуждение этих негативных сторон, по сути, не является задачей настоящей публикации. Нельзя не понимать, что, несмотря на все эти очевидные негативные факты, – система здравоохранения в стране продолжает существовать и обеспечивать население самими необходимыми видами медицинской помощи, а не набором медицинских услуг(!).
Что же ее поддерживает и обеспечивает? С моей точки зрения, это – отечественные традиции профессиональной подготовки медицинских кадров и уникальные научные школы.
О научных школах. Десятилетиями самобытные и оригинальные идеи в России преобладали над технологиями. Примеров в истории отечественной медицины множество, на них традиционно воспитывались поколения отечественных врачей. Участие Н.И. Пирогова в Крымской войне послужило ему основанием выйти за рамки военно-полевой хирургии («лечение ран в полевых условиях») и сформировать систему военно-полевой медицины. Благодаря этой системе были поборены тифы и особоопасные инфекции, за пределами страны. Это ли не основа для воспитания высокого патриотизма? Трудно переоценить опыт советской медицины в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг., свидетельствующий о том, что возврат в строй составил около 77 % раненых и больных. Понимание роли этой системы и знание основ должно было бы удержать нашу медицину от разрушения амбициозными заокеанскими энтузиастами.
Через 100 лет эта система легла в основу преподавания ведущих клинических дисциплин: от Пропедевтики до Поликлинической «Амбулянсной» терапии [6, 7, 8]. Каждый из этих этапов: пропедевтика, факультетская и госпитальная дисциплины имели свой глубокий познавательный смысл и описывались ведущими педагогами страны, как обязательные этапы. Такая система позволяла последовательно проводить обучение студентов от знакомства с предметом до знаний и, наконец, умений. На каждой кафедре были свои ведущие педагоги профессионалы, прошедшие рост от студентов до преподавателей и профессоров.
Этапность обучения начала грубо нарушаться в связи с появлением кафедр с новыми научными кадрами, далекими от целевых установок этапности преподавания. На кафедрах пропедевтики появились дипломированные кардиологи, на кафедру госпитальной терапии стали приходить преподаватели с опытом преподавания факультетских дисциплин. Это сказалось на качестве знаний и их выживаемости.
Особое внимание засуживает отечественный полуторавековой научно-практический опыт предупредительной медицины, построенный на фундаментальных исследованиях классиков отечественной медицины: Пирогова Н.И., Павлова И.П., Сеченова И.М. и многих других.
Профилактическая медицина в отличие от медицинской профилактики (комплекса медицинских манипуляций) является наукой со своим понятийным аппаратом, методологией, специфическими методами исследования и оценочными тестами. Как научное направление, она опирается на положения фундаментальных наук и современные достижения медицины, социологии, психологии, иммунологии и других научных направлений. Своими корнями она уходит в народную медицину и натуропатию. ХХ век ознаменовался сближением двух ветвей медицины: современной западной и древневосточной, что позволило создать новые коррекционные технологии восстановления нарушенных взаимосвязей человека и природы. Это сближение стало возможным благодаря вкладу русских ученых: Вернадского, Докучаева, Тимофеева-Ресовского, Чижевского и многих других. К настоящему времени в стране разработаны уникальные технологии первичной профилактики, методы диагностики и коррекции работоспособности; методология поддержания качества жизни и здоровья, актуальные и для других стран. За последние годы сформировался рынок биологически активных добавок к пище, в том числе и отечественных. Появились многочисленные центры здоровья и лечебно-оздоровительные комплексы, предлагающие самые разнообразные услуги и технологии. Однако их роль в существенном улучшении здоровья россиян мизерна. Причина этому не столько в том, что их деятельность носит сугубо коммерческий характер и не поддержана государственной политикой.
Надо признать, что мы недостаточно знаем и еще меньше понимаем и роль и значение наших научных школ. Роль и долг современных ученых, многие из которых являются учениками выдающихся представителей отечественной науки и уникальных школ продолжить начатые традиции. С этой точки зрения история медицины не должна быть прерогативой кафедр истории медицины, а должна быть сутью научной и педагогической деятельности самых разных кафедр медицинских вузов. В этом плане трудно переоценить труд академика А.И. Воробьева «О друзьях и учителях», посвященной галерее ученых медиков, уникальному полотну в лучших традициях отечественных просветителей [9] .
Большая часть статьи связана с историей Саратовского медицинского института. Большое внимание в институте всегда уделялось практическим занятиям и летней производственной практики, на многих кафедрах активно работали научные студенческие кружки.
Выдающиеся выпускники составляют предмет гордости университета. Из числа воспитанников медицинского факультета выросли выдающиеся деятели медицинской науки и практического здравоохранения: А.Н. Бакулев, А.А. Богомолец, А.А. Минх, М.А. Кассирский, Н.Н. Сиротинин, Ф.Г. Углов, член-корреспонденты АМН СССР И.В. Домарадский, Е.А. Березов, К.Н. Третьяков, Н.С. Кисляк, Н.Р. Иванов.
Сейчас многие наши выпускники рассеяны по всем континентам. За последний год я имела возможность общаться с нашими выпускниками, работающими в странах Европы. Они получили право работать в государственных и частных клиниках Германии, Франции, Финляндии. В этом – заслуга и престиж университета. Опыт общения с ними показал, что они искренне гордятся ВУЗом, считая его одним из лучших.
Считаю необходимым привлечь внимание к добрым традициям подготовки специалистов в институте, строящихся на лучших традициях отечественных медицинских школ, на методологии истории медицины, этики и деонтологии. В лучших традициях института было привлекать к преподаванию известных ученых и практикующих врачей, много было ярких и опытных преподавателей. Одной из таких традиций было стремление избежать ремесленического подхода и воспитывать медицинские кадры, являющиеся носителями отечественной и мировой культуры.
Мои впечатления от обучения в Саратовском медицинском институте подробно описаны в статье «Медицинский Саратов» [10] .
Из личного опыта преподавания в СГМУ моим кредо стало, по возможности, индивидуально заниматься с каждым студентом, тем более это стало более реальным при малом наполнении групп шестикурсников. У каждого из них были какие-то свои проблемы в знаниях и умениях, поэтому заинтересованность в занятиях была максимальной. Это сближала нас педагогов с системой индивидуальной подготовки музыкантов и деятелей культуры. Вспомним парадокс режиссера Пётра Фоменко: «Чтобы научиться, – надо учить самому».
Возможности индивидуальных форм занятий со студентами и врачами с годами расширялись. Традиционными занятиями были тематические разборы больных, анализ историй болезни, написание выписных и посмертных эпикризов, привлечение студентов к неформальным разборам жалоб больных и их родственников, случаев возврата из армии, к патологоанатомическим конференциям. Для занятий в поликлиниках стали активно использовать рецензирование амбулаторных карт и других форм медицинской документации, составление рекомендаций и памяток больным.
Новой формой индивидуальных занятий явилась методика анализа работы студента или врача при молчаливом присутствии преподавателя-эксперта. Эта методика была разработана на основе опыта работы Н.В. Эльштейна, главного терапевта Таллина [2] .
В этот период времени сложилась рациональная методология подготовки медицинских кадров ничего общего, не имеющая с распространившимся позже чиновничьим, а порой и «репрессивным » стилем работы.
Заключение. Размышления над судьбой нашей системы медицинского образования, я считаю необходимым сослаться на интервью композитора Б.А. Чайковского «…не обмануть себя и выбрать путь, прислушиваясь к родной стране, вглядываясь в ее историю, в рисунок судьбы, начертанный эпохой, а не экспериментируя так, будто Родина дается народу дважды [3].
Библиографическая ссылка
Орлова Г.Г. О ДОЛЖНОЙ В ПОДГОТОВКЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ МЕДИЦИНСКИХ КАДРОВ // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 12-3. – С. 325-328;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=9119 (дата обращения: 22.12.2024).