Актуальность изучения детей с синдромом гиперактивности и дефицита внимания (СДВГ) в дошкольном возрасте обусловлена тем, что невнимательность, импульсивность и подвижность являются наиболее частыми причинами обращения родителей за помощью к психологу.
Психолого-педагогическая работа с дошкольником, имеющим признаки или синдром гиперактивности должна проводиться комплексно. Основные задачи в работе в гиперактивными детьми – развитие внимания, снижение импульсивности и развитие коммуникативных навыков. На основании анализа научно-методической литературы, мы пришли к выводу, что ведущим методом воздействия является игротерапия.
Опора на эти условия обуславливает тему нашего исследования.
Объект исследования: процесс развития детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью.
Предмет исследования: методы коррекционно-развивающей работы с гиперактивными детьми.
Цель исследования: изучение возможностей метода игротерапии в комплексном развитии детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью.
Задачи исследования:
• изучить особенности развития детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью;
• составить и апробировать психодиагностический комплекс изучения развития познавательной сферы детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью;
• изучить методы игротерапии в работе с гиперактивными детьми.
В основу исследования была положена следующая гипотеза: комплексное развитие детей СДВГ будет эффективным при использовании метода игротерапии.
Рассмотрим основные понятия.
Синдром дефицита внимания и гиперактивности – это неврологическо-поведенческое расстройство развития. СДВГ наблюдается у детей в возрасте от 3 до 15 лет, но наиболее часто проявляет себя в дошкольном и младшем школьном возрасте. Среди мальчиков СДВГ встречается в 2-3 раза чаще, чем среди девочек. К 14-15 годам гиперактивность постепенно уменьшается, а дефицит внимания сохраняется. Н. Н. Заваденко говорил о том, что «поведенческие нарушения сохраняются почти у 70 % подростков и 50 % взрослых, имевших в детстве диагноз дефицита внимания. Основными проявлениями СДВГ являются гиперактивность, импульсивность и нарушения внимания» [2, с. 20].
Причинами возникновения СДВГ являются как врожденные факторы, так и внешние факторы. К врожденным факторам возникновения синдрома относят: болезни матери во время беременности, генетическая предрасположенность к СДВГ, черепно-мозговые травмы и заболевания, нарушающие работу мозга ребенка. К внешним факторам относят: неполную семью, недостаточный уход матери за ребенком, недостаточное образование родителей, а также учитывается возраст ребенка [3].
Нами был составлен и апробирован психодиагностический комплекс изучения детей с СДВГ состоящий из следующих методик:
1. Тест самоконтроля и произвольности (А.Л. Сиротюк);
2. Методика «Запомни и расставь точки» (А.А. Осипова);
3. Тест переплетенных линий (модификация теста Рэя);
4. Тест линеограммы (М. В. Осорина);
5. Методика изучения концентрации и устойчивости внимания. Тест Пьерона-Рузера.
В исследовании (сентябрь 2015 г.) приняли участие воспитанники ДОУ №15 «Аленький цветочек», г. Нерюнгри РС (Я), в возрасте 5-6 лет (n=15). Были получены следующие результаты.
По методике А.А. Осиповой «Запомни и расставь точки». Мы получили следующие данные: очень высокий уровень объема внимания у 13 % (2 чел.), высокий уровень объема внимания – 20 % (3 чел.), средний уровень объема внимания – 7 % (1 чел.), низкий уровень объема внимания – 7 % (1 чел.), очень низкий уровень объема внимания – 53 % (8 чел.). Данные представлены на рис. 1.
Тест самоконтроля и произвольности (А.Л. Сиротюк) показал, что у 67 % (10 чел.) воспитанников развиты навыки самоконтроля и произвольности, а у 33 % (5 чел.) – не развиты (рис. 2).
Рис. 1. Результаты исследования по методике «Запомни и расставь точки»
Рис. 2. Результаты теста самоконтроля и произвольности (А.Л. Сиротюк)
Тест переплетенных линий (модификация Рэя) определяющий устойчивость внимания показал следующие результаты: высокая устойчивость внимания у 7 % (1 чел.) воспитанников; средний уровень устойчивости внимания – 46 % (7 чел.); низкий уровень устойчивости внимания – 40 % (6 чел.); очень низкий уровень устойчивости внимания – 7 % (1 чел.). Данные видны на рис. 3.
По методике изучения концентрации и устойчивости внимания тест Пьерона-Рузера воспитанники показали следующие результаты: очень высокий уровень концентрации и устойчивости внимания – 7 % (1 чел.); высокий уровень концентрации и устойчивости внимания – 7 % (1 чел.); средний уровень концентрации и устойчивости внимания – 20 % (3 чел.); низкий уровень концентрации и устойчивости внимания – 26 % (4 чел.); очень низкий уровень концентрации и устойчивости внимания – 40 % (6 чел.), (рис. 4).
В методике линеограммы (М.В. Осорина) выявлены 20 % (3 чел.) воспитанников с признаками тревожности, двигательная расторможенность отмечена у 20 % (3 чел.) воспитанников, у 60 % воспитанников показатели соответствуют норме (рис. 5).
Рис. 3. Результаты теста переплетенных линий (модификация Рэя)
Рис. 4. Результаты исследования по методике изучения концентрации и устойчивости внимания тест Пьерона-Рузера
Рис. 5. Результаты исследования по методике линеограммы (М.В. Осорина)
Таким образом результаты показали, что большинство детей имеют низкие показатели развития внимания, значительно меньше испытуемых с не сформироваными навыками самоконтроля и произвольности и двигательной расторможенностью. Полученные данные позволяют сделать вывод о преобладании количества детей с признаками синдрома дефицита внимания, над количеством детей с дефицитом внимания с гиперактивностью.
Мнение Гариповой Ф.Н. о работе с детьми с СДВГ следующее: «работа с ребенком строиться с учетом его сильных и слабых сторон. Как правило, эти дети имеют очень высокий уровень интеллектуального развития. При организации занятий с непоседами имеет значение все, что окружает ребенка. Несмотря на высокий уровень интеллектуального развития, гиперактивным детям иногда приходится два-три раза объяснять одно и то же задание, два-три раза давать инструкцию. Это происходит не потому, что ребенок неспособный, непонятливый, а потому что он выхватывает только часть фразы, часть инструкции. Именно поэтому любая инструкция, которая дается гиперактивному ребенку, должна быть однозначна, проста, должна быть короткой, и в ней не должно быть ни одного непонятного слова» [1].
Для решения некоторых трудностей жизнедеятельности детей с СДВГ отечественными и зарубежными специалистами были разработаны модели медико-психолого-педагогического сопровождения детей и их родителей.
Так, Е.В. Семакова в результате своего исследования разработала программу по организации образовательного пространства посредством реализации «Структурно-динамической модели сопровождения развития креативности», которая позволяет:
1. «Информировать, заинтересовывать и мотивировать учителей к активному вовлечению школьников с СДВГ в учебный процесс с учетом их индивидуально-личностных характеристик посредством реализации учителем собственного творческого потенциал
2. Диагностировать уровень развития креативности учащихся, рассматривать взаимосвязь креативности и сигнификации. Развивать креативность учащегося.
3. Формировать адаптивное поведение ребенка в школьной среде.
4. Способствовать реализации современной концепции модернизации образования.
5. Создавать оптимальные условия для освоения школьных знаний.
6. Предупреждать развитие деструктивных форм поведения и развития школьной дезадаптации» [3].
Существует терапевтическая программа сопровождения детей с СДВГ, основой которой является последовательное психологическое просвещение. Речь идет об образовании как детей, так и родителей, учителей, ровесников и в конце концов всего общества, их информирование о природе СДВГ, особенностях поведения детей и способах помощи им.
Модель терапевтических вмешательств для детей с СДВГ, автором которой является Самуэль Гольдштейн, вытекает из этиопатогенетического понимания природы этого расстройства. Уровень функционирования ребенка определяется взаимодействием двух факторов: характеристик самого ребенка и характеристик социальной среды. Эта модель особенно важна для детей с СДВГ, поскольку их поведение определяется больше внешними факторами, чем внутренними, и главные прогностические факторы – психосоциальные. Следовательно, улучшить уровень функционирования можно путем влияния на ребенка (например, психофармакологического) и/или влияния на социальную среду (семья, школа, ровесники). Соответственно все терапевтические вмешательства при СДВГ можно разделить на две группы: те, что влияют непосредственно на ребенка, и те, что воздействуют опосредованно через влияние на среду [цит. по 2].
Л.М. Шипицына считает что, необходимыми условиями успешности сопровождения ребенка с СДВГ являются своевременность, последовательность и достаточная продолжительность оказываемой помощи. Необходимым моментом коррекции гиперактивности служит изменение окружения ребенка в детском саду и дома с целью создания благоприятных условий для преодоления отставания в развитии психических функций [5, с. 87].
Программа коррекции в ДОУ Л.М. Шипицыной, включает: создание положительной мотивации, ситуации успеха;обучение ребенка релаксации;коррекция негативных форм поведения;развитие дефицитарных функций;развитие навыков межличностного взаимодействия;работа с родителями гиперактивного ребенка [5, с. 89-92].
А.Л. Сиротюк в работе с детьми с СДВГ предлагает «программу нейропсихологического развития и коррекции детей с синдромом внимания и гиперактивности», которая состоит из 16 занятий.
На основании обобщенного опыта, нами была составлена программа коррекционно-развивающих занятий, основным методом которой является игротерапия.
Цель программы: развитие внимания, произвольности и самоконтроля.
Программа направлена на решение следующих задач:
• развитие внимания;
• развитие произвольности и самоконтроля;
• развитие коммуникативных навыков, навыков взаимодействия в коллективе.
При составлении программы мы опирались на следующие принципы:
• принцип единства диагностики и коррекции;
• принцип нормативности развития;
• принцип коррекции «снизу вверх».
Программа состоит из 24 занятий. При соблюдении режима проведения – 2 занятия в неделю, цикл рассчитан на 3 месяца. Время проведения – 25-30 минут. Занятия проводятся в группах от 4 до 6 человек. Занятия были подготовлены на основе «программы нейропсихологического развития и коррекции детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности», автором которой является А.Л. Сиротюк [4].
Структура занятия:
1. Вводная часть: растяжка; дыхательное упражнение – выполняется в каждом занятии в разных техниках – задержка дыхания, попеременное дыхание, вокализация.
2. Основная часть: функциональные упражнения (развитие внимания, произвольности, самоконтроля); упражнения на развитие коммуникативных навыков.
3. Заключительная часть: графический диктант; релаксация.
Ожидаемые результаты: предполагается повышение концентрации внимания, развития произвольности и самоконтроля, снижение импульсивности, а так же развитие коммуникативных навыков у детей с СДВГ.
Формирующий эксперимент проводится в период с октября 2015 по апрель 2016 года.
Приведем пример одного занятия.
1. Растяжка «Половинка». Цель: оптимизация тонуса мышц.
2. Дыхательное упражнение. Цель: развитие произвольности и самоконтроля.
3. Базовые упражнения.
1) Игра «Что слышно?». Цель: развитие умение быстро сосредоточиваться. Детям предлагается послушать и запомнить то, что происходит за дверью. Затем им необходимо рассказать, что они слышали.
2) Игра «Костер». Цель: формирование внимания и произвольной регуляции собственной деятельности. Дети садятся на ковер вокруг «костра» и выполняют соответствующую команду инструктора. По команде (словесной инструкции) «жарко» дети должны отодвинуться от «костра», по команде «руки замерзли» – протянуть руки к «костру», по команде «ой, какой большой костер» – встать и махать руками, по команде «искры полетели» – хлопать в ладоши, по команде «костер принес дружбу и веселье» – взяться за руки и ходить вокруг «костра». Затем игра выполняется с ведущим ребенком.
3) Игра «Четыре стихии». Цель: развитие внимания, связанное с координацией слухового и двигательного анализаторов. Играющие сидят по кругу. Ведущий договаривается с ними, что, если он скажет слово «земля», все должны опустить руки вниз, если слово «вода» – вытянуть руки вперед, слово «воздух» – поднять руки вверх, слово «огонь» – произвести вращение руками в лучезапястных и локтевых суставах. Кто ошибается, считается проигравшим.
4. Графический диктант «Узор».
5. Релаксация «Поза покоя». Цель: освоение и закрепление позы покоя и расслабления мышц рук.
Библиографическая ссылка
Стрункина А.К., Иванова В.А. ПЕРСПЕКТИВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕТОДА ИГРОТЕРАПИИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С СИНДРОМОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ С ГИПЕРАКТИВНОСТЬЮ // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 12-3. – С. 391-396;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=9133 (дата обращения: 22.12.2024).