В современном обществе важнейшим ресурсом его экономического и социального развития становятся талантливые, креативные и инициативные люди. Конкурентоспособное образование, отвечая на вызовы меняющегося мира, моделирует процесс индивидуализации современного производства для выработки способов индивидуального действия у обучаемого как будущего работника, тем самым ориентируется на индивидуализацию как ценность. Индивидуализация задает требования к качеству образовательных программ и требования к уровню подготовки выпускников.
Индивидуализация – процесс развития и самореализации человека в качестве субъекта собственной жизни и деятельности, который характеризуется накоплением опыта, развитием инициативности, самостоятельности, осознанности, свободы и ответственности личности. Индивидуализацию в современной системе образования можно рассматривать как процесс учета и развития индивидуально-психологических особенностей личности учащихся всеми формами и методами системы обучения [1].
Основные цели и содержание образования в нашей стране задаются федеральными законами и нормативно-правовыми актами. Содержание образования и его направленность отражают стандарты всех уровней и ступеней образования, разрабатываемые по заказу правительственного органа научными и общественными организациями системы образования.
Государственный интерес к проблеме индивидуализации находит подтверждение в правительственных документах. На основе анализа ФГОС основного общего образования [1], ФГОС среднего общего образования [2] и Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [3] была проведена статистика встречаемости слов «Индивидуальный» и «Индивидуализация» в различных контекстах.
В Федеральном законе слово «Индивидуальный» встречается 50 раз, в том числе в следующих контекстах: индивидуальный предприниматель – 24, индивидуальный учебный план – 9, индивидуальные возможности – 2, индивидуальные особенности – 4, индивидуальный отбор- 4, индивидуальный учет – 1, индивидуальная работа – 1, индивидуальный подход – 1, индивидуальная потребность – 1, индивидуальная программа реабилитации – 1, индивидуальное пользование – 1, индивидуальное достижение – 1. Слово «Индивидуализация» упоминается всего 2 раза в следующих контекстах: а). Ст. 2, п. 23 «…обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания..»; б). Ст. 66, п.3 «…формирование навыков самостоятельной учебной деятельности на основе индивидуализации и профессиональной ориентации содержания среднего общего образования…».
Во ФГОС основного общего образования слово «Индивидуальный» встречается 28 раз, в том числе в следующих контекстах: индивидуальные особенности – 5 раз, индивидуальные достижения – 3, индивидуальный учебный план – 3, индивидуальная образовательная траектория – 2, индивидуальные возможности – 2, индивидуальные способности – 2, индивидуальные занятия – 2, индивидуальное поведение – 1, индивидуальные личностные характеристики – 1, индивидуальное здоровье – 1, индивидуальные потребности – 1, индивидуальный проект – 1, индивидуальный рацион – 1, индивидуальная организация – 1, индивидуальное сопровождение – 1, индивидуальная деятельность – 1. Слово «Индивидуализация» упоминается также 2 раза в следующих контекстах: а). Ч. IV, п. 21 «… возможность индивидуализации процесса образования посредством проектирования и реализации индивидуальных образовательных планов…»; б). Ч. IV, п. 25 «…дифференциация и индивидуализация обучения…»
Во ФГОС среднего общего образования слово «Индивидуальный» встречается 34 раза, в том числе в следующих контекстах: индивидуальный проект – 12, индивидуальный учебный план – 4, индивидуальные особенности – 2, индивидуальные потребности – 2, индивидуальная деятельность – 2, индивидуальные занятия – 2, индивидуальная образовательная траектория – 1, индивидуальные способности – 1, индивидуальный авторский стиль – 1, индивидуальные достижения – 1, индивидуальные показатели здоровья – 1, индивидуальные запросы – 1, индивидуальный образовательный маршрут – 1, индивидуальные инициативы – 1, индивидуальные методы обучения – 1, индивидуальный уровень организации – 1. Слово «Индивидуализация» упоминается всего один раз (Ч. IV, ст. 25: «Психолого-педагогические условия реализации основной образовательной программы должны обеспечивать вариативность направлений психолого-педагогического сопровождения участников образовательных отношений (в том числе дифференциация и индивидуализация обучения)…»
Нигде в данных нормативных документах не встречается понятие «Индивидуальная образовательная программа». Таким образом, сегодня уровень образования каждого человека и интеллектуально-профессиональный потенциал общества в целом рассматриваются как стратегический ресурс новые поколения, и государственные стандарты фиксируют изменения требований к качеству человека со стороны государства, внутреннего и внешнего рынка труда и т. п.
Отсюда вытекают принципиально новые требования общества к системе образования, которая должна быть ориентирована на дифференциацию и индивидуализацию обучения, социализацию обучающихся, в том числе с учетом их личностных особенностей и ресурсного потенциала.
Библиографическая ссылка
Гуремина Н.В. АНАЛИЗ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА «ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» И ФГОС ОСНОВНОГО ОБЩЕГО И СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В КОНТЕКСТЕ ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 12-3. – С. 410-411;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=9141 (дата обращения: 22.12.2024).