Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ ПО РАЗВИТИЮ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ

Нурмагамбетова Ж.С. 2
2 ФАО «НЦПК «Өрлеу» ИПК ПР

На современном этапе особое значение приобретает формирование функциональной грамотности учащихся в школе. «Национальный план действий по развитию функциональной грамотности школьников, разработанный Министерством образования и науки Республики Казахстан по поручению Главы государства Н. Назарбаева, является одним из концептуальных документов, направленных на обеспечение результативности образовательного процесса». Ключевым ориентиром при разработке образовательной модели в Казахстане стала модель функциональной грамотности школьников Международной программы оценки учебных достижений 15-летних учащихся (Program for International Student Assessment – PISA), проводимой Организацией Экономического Сотрудничества и Развития (ОЭСР).

В связи с этим, казахстанское образование должно быть ориентировано на развитие навыков у детей применять знания в разнообразных учебных и жизненных ситуациях, межличностном общении и социальных отношениях. Современная школа требует изменения роли преподавателя, а соответственно и подготовки педагогических кадров. Традиционно ориентиры профессионального образования и обучения были направлены на унификацию обучения и центральную роль преподавателя как источника знаний. В новых условиях переосмысливается не только роль учителя, но и обучающегося. Проблема обучения больше воспринимается как планирование собственной деятельности в контексте новых вызовов.

И в этой объективно сложившейся ситуации учитель должен:

• внимательно и уважительно относиться к потребностям и пожеланиям обучающегося;

• владеть умениями вести переговоры с коллегами, родителями, учащимися;

• уметь организовать деятельность и эффективно руководить;

• уметь оценивать компетенции обучающегося;

• уметь использовать интерактивные методы обучения.

Результаты участия Казахстана в PISA и TIMSS показывают, что педагоги общеобразовательных школ республики дают сильные предметные знания, но не учат применять их в реальных, жизненных ситуациях. На опыте развитых стран выявлены факторы, влияющие на развитие функциональной грамотности (механизмы развития):

1) содержание образования (национальные стандарты, учебные программы);

2) формы и методы обучения;

3) система диагностики и оценки учебных достижений обучающихся;

4) программы внешкольного, дополнительного образования;

5) модель управления школой (общественно-государственная форма, высокий уровень автономии школ в регулировании учебного плана);

6) наличие дружелюбной образовательной среды, основанной на принципах партнерства со всеми заинтересованными сторонами;

7) активная роль родителей в процессе обучения и воспитания детей.

В этом плане учителям необходимо продумать этапы работы по активизации функциональной грамотности школьников и составить план профессиональной деятельности на 3 года вперед.


Библиографическая ссылка

Нурмагамбетова Ж.С. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ ПО РАЗВИТИЮ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 12-4. – С. 520-521;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=9202 (дата обращения: 21.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674