Деятельность по оценке исходного уровня знаний студентов (входной контроль) предусматривает работу по организации: оценивания исходного уровня знаний студентов, поступивших в университет, по профильным общеобразовательным предметам; оценивания исходного уровня знаний студентов, необходимого для успешного изучения каждой дисциплины и формирования требуемых компетенций ; разработки соответствующих методических материалов; выявления пробелов в знаниях, определения разделов учебных программ, которым следует уделять большее внимание; корректировки графика и содержания учебного процесса; реализации учебных программ с дифференцированной сложностью; дополнительных консультаций и занятий с преподавателями, в том числе дистанционно; инициативной самостоятельной работы студентов, связанной с устранением пробелов в знаниях; системы предупреждения неуспеваемости студентов, ориентированной на индивидуализацию учебного процесса и формирование компетенций; определения удовлетворенности студентов.
В рамках системы менеджмента качества университета [1-4] должна проводиться оценка, как в рамках образовательной программы (ОП): реализуется оценивание исходного уровня знаний студентов (входной контроль); имеются ли соответствующие методические материалы; анализируются и обсуждаются результаты оценивания исходного уровня знаний студентов; используются результаты анализа и обсуждения оценивания исходного уровня знаний студентов; определяется удовлетворенность студентов проводимым входным контролем.
Проверка, оценка и обсуждение деятельности по оценке исходного уровня знаний студентов предусматривает анализ достигнутой результативности по повышению успеваемости в рамках ОП; заключений независимых экспертов служб ректората; мнений студентов.
Предложены три уровня оценки деятельности по определению исходного уровня знаний студентов при реализации ОП. Для первого (низшего уровня) характерно следующее. При реализации ОП производится оценка исходного уровня знаний студентов, поступивших в университет, по профильным общеобразовательным предметам. Эпизодически перед изучением каждой дисциплины проводится определение исходного уровня знаний студентов. Выявляются пробелы в знаниях, определяются разделы рабочих учебных программ, которым следует уделять большее внимание.
Для второго уровня дополнительно присущи следующие признаки. При реализации ОП перед изучением каждой дисциплины систематически производится определение исходного уровня знаний студентов, необходимых для ее освоения и формирования компетенций; при обучении используются дополнительные консультации и занятия с преподавателями, в том числе дистанционно, обеспечивающие требуемый уровень знаний; стимулируется инициативная самостоятельная работа студентов, связанная с устранением пробелов в знаниях. Имеются утвержденные учебно-методические материалы для определения исходного уровня знаний студентов и его коррекции.
Для третьего (высшего) уровня характерно. При реализации ОП с учетом исходного уровня знаний студентов оперативно вносятся коррективы в организацию и содержание учебного процесса, при необходимости проводится разделение обучающихся на группы с неодинаковой исходной подготовкой и проведение занятий в них в разных потоках по программам с дифференцированной сложностью; функционирует система предупреждения неуспеваемости студентов, ориентированная на индивидуализацию учебного процесса и формирование необходимых компетенций. Оценивается удовлетворенность студентов реализуемой оценкой исходного уровня знаний.
Разработана квалиметрическая таблица для оценки деятельности по оценке исходного уровня знаний студентов в модели обеспечения качества проектирования и реализации ОП.
Библиографическая ссылка
Муратов В.С., Морозова Е.А. ОЦЕНКА ИСХОДНОГО УРОВНЯ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 12-4. – С. 529-529;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=9210 (дата обращения: 21.11.2024).