В последнее десятилетие большой удельный вес приобрело научное и практическое решение проблем повышения эффективности экологического образования [1]. Это вызвано рядом причин: усилением экологической напряженности в мире и стремлением в связи с этим повысить уровень экологической культуры общества и государства, требованиями социума усилить акцент на экологическом воспитании граждан, неготовностью выпускников к адаптации в условиях стремительно надвигающегося экологического кризиса. Все происходящее имеет принципиально новое философское объяснение: вектор развития общества XXI века – дальнейшее повышение экологической культуры, значимости экологических информационных процессов, развитие экологического сознания, активизация человеческого фактора в сфере решения глобальных экологических проблем, эффективное функционирование субъектов в поиске выхода из неизбежности экологической катастрофы, опора на теорию самоорганизации сложных систем – синергетику [2].
Информация (в том числе экологическая) превращается в важнейший ресурс цивилизации, что требует соответствующей стратегии развития образования, которая обеспечит готовность к инновационным изменениям, к смене технологий обучения. Данная образовательная политика получила название компетентностное образование, суть которого заключается в переносе акцента с требований к уровню подготовки на «обучающей» ступени на требования к формированию качественных конечных результатов в виде базовых компетенций, которые позволят субъектам образования гибко и успешно адаптироваться в стремительно меняющейся внешней среде [3].
Именно образование как сфера, наиболее тесно связанная с формированием личности и ее экологической культуры, должна взять на себя ответственность по решению этого вопроса. Ключевой фигурой в этой сфере был и всегда остается педагог – компетентный учитель-профессионал, владеющий всем арсеналом средств экологического воспитания учащихся, творческая личность, способная к осуществлению экологизации целостного педагогического процесса, стремящаяся к совершенствованию своих профессиональных знаний и умений. Целью экологической подготовки учителей должно стать содействие формированию и дальнейшему развитию экологической компетентности педагога, его способности эффективно решать профессиональные задачи, обусловленные стратегическими направлениями реализации в практической деятельности экологического воспитания учащихся. Экологическое воспитание должно сформировать новые знания, новый менталитет, новую нравственность и систему ценностей человечества, которое в своих потребительских интересах вышло за рамки возможностей биосферы. Казахстану необходимо вливаться в мировое движение к устойчивому развитию, включающее в себя целенаправленное конструирование будущего, гармонизацию социально-экономических процессов с учетом интересов не только нынешнего, но и будущих поколений планеты [4].
В настоящее время охрана окружающей среды – одна из важнейших задач человечества. В условиях НТП проблема взаимодействия человеческого общества с природой, сохранения и улучшения окружающей среды приобрела наибольшую остроту [5]. От уровня экологической культуры подрастающего поколения зависит вопрос выживания человечества. В связи с этим современные педагоги должны быть готовы к осуществлению процесса экологизации школьного образования. Одно из основных условий перехода современного общества к устойчивому развитию – реформирование целей и содержания нынешнего образования как социального института. Экологическое воспитание должно приобрести статус одного из ведущих, т.к. его социальная сущность заключается в осознании того, что никакие другие знания человечества о природе не могут заменить знания экологические.
Библиографическая ссылка
Стукаленко Н.М., Коптелова С.С. О МНОГОФАКТОРНОСТИ АКТУАЛИЗАЦИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 12-4. – С. 531-532;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=9213 (дата обращения: 21.11.2024).