Трудности в общении подростков со сверстниками и взрослыми может влиять на успешность их обучения, поведение, у детей могут возникать аффективные переживания и т.п. Как правило, нарушение отношений подростка со сверстниками не осознается ни родителями, ни самим подростком; либо же нарушение общения со сверстниками видится в ряду всех других нарушений и также не расценивается как их источник и причина. Именно поэтому подростки нуждаются в советах педагога-психолога. Деятельность педагога-психолога состоит из нескольких направлений: диагностическая; профилактико-просветительская и консультативная; коррекционно-развивающая работа.
Приоритетным направлением психодиагностики, с одной стороны, является реализация индивидуализирующей функции, позволяющей увидеть портрет неповторимости, уникальности каждого ребенка, с другой стороны – определение статистической нормы, соответствие возрастному нормативу и стандарту. По итогам комплексной диагностики выделяются группы «психологически благополучных» детей, а также детей, имеющих проблемы в общении. Диагностические данные необходимы также для составления социально-психологического портрета ребенка, для определения путей и форм оказания помощи детям, испытывающим трудности в общении, для выбора средств и форм психологического сопровождения в соответствии с присущими особенностями общения.
Для качественного проведения коррекционно-развивающей работы определяется общее направление коррекции. В программе должны отражаться формы и средства коррекции; подбирается или разрабатывается практический материал для тренингов, упражнений, игр и т.п. В настоящее время школьный педагог-психолог в своей практической индивидуальной коррекционной работе может активно использовать различные методы психотерапевтического воздействия: арттерапию, библиотерапию, музыкотерапию, танцтерапию, игротерапию, логотерапию, психодраму и др. В групповых формах работы школьный педагог-психолог использует такие основные методические средства как: ролевые игры, психогимнастические игры, коммуникативные игры, способствующие углублению осознания сферы общения; задания на формирование «эмоциональной грамотности», когнитивные и дискуссионные методы.
Работа психолога с подростками, которые имеют трудности в общении, должна быть ориентирована не только на самого подростка (в плане развития у него навыков общения, помощи в осознании собственных проблем, связанных с общением), но и на учителей, и родителей, способных увидеть проблемы общения подростка со сверстниками глазами самого ребенка.
Библиографическая ссылка
Керемли Н., Мишанина В.И. ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА С ПОДРОСТКАМИ, ИМЕЮЩИМИ ТРУДНОСТИ В ОБЩЕНИИ // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 12-4. – С. 560-560;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=9233 (дата обращения: 21.11.2024).