Сравнительно-историческое языкознание представляет собой одно из важнейших направлений в современном языкознании. Оно возникло в начале XIX в. и с тех пор неуклонно развивалось в отношении предмета изучения и методологии. В результате структуралистской революции в языкознании произошло отделение исторического изучения языка от синхронного, и вследствие этого теоретическое языкознание отошло от сравнительно-исторической проблематики.
Сравнительно-историческое языкознание встраивается в систему исторических знаний, являясь своеобразной опорой для изучения бесписьменных и дописьменных периодов древнейшей и древней истории, обеспечивая информацией об этногенезе, этнических контактах и, посредством реконструкции языковой картины мира– о среде обитания и культурных особенностях носителей реконструируемых языковых систем.
В настоящее время компаративистика является полноценной научной дисциплиной, оперирующей строго формализованными методами (в том числе компьютерными) с целью проникновения вглубь истории языков и реконструкции все более и более отдаленных от современности праязыков человечества.
Учебное пособие «Сравнительно-историческое языкознание» представляет собой составную часть УМК по предмету, составлено в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования Российской Федерации и предназначено для студентов-филологов и лингвистов, а также магистрантов, аспирантов, преподавателей. Данное издание является вторым, оно исправлено и переработано, в него добавлены новые материалы, в частности, это касается методических указаний к самостоятельной работе студентов.
Цель предлагаемого учебного пособия – помочь при изучении дисциплины «Сравнительно-историческое языкознание», в частности дать студентам знания об объекте и эмпирической базе компаративистики, истории становления и развития, задачах и методах исследования, основных разделах и некоторых других вопросах сравнительно-исторической лингвистики.
Дисциплина «Сравнительно-историческое языкознание» имеет большое значение в процессе формирования и обобщения фундаментальных и прикладных знаний специалиста-языковеда, поскольку является составной частью цикла дисциплин по теоретической лингвистике. Она способствует осмыслению и обобщению теоретических вопросов о языке, служит целям формирования у студентов научного мышления и лингвистических компетенций, а также развития их кругозора.
Пособие включает в себя конспекты лекций по основным темам, приведенным в разделах, каждая тема сопровождается контрольными вопросами для самостоятельной работы студентов и списком литературы по теме, а также заданиями по отдельным темам. Одним из видов самостоятельной работы является составление списка ключевых слов и понятий к каждой конкретной теме.
Источником лекционного материала послужили научные статьи из Лингвистического энциклопедического словаря (ЛЭС), энциклопедии «Кругосвет», а также научных трудов российских и зарубежных лингвистов, приведенных в списке использованной литературы.
Студентам предлагается внимательно изучить текст лекций и ответить на контрольные вопросы, которые помогут при подготовке к текущему (тестовые задания) и итоговому контролю (зачет).
Для преподавателей и аспирантов доступны также дополнительные материалы на компакт-диске: более подробные конспекты лекций, хрестоматийный и справочный материал, презентации, тестовые задания, лингвистические задачи и др.
Учебное пособие по дисциплине «Сравнительно-историческое языкознание» представляется своевременным и актуальным также в связи с функционированием в РТСУ аспирантуры по специальности 10.02.20 «Сравнительно-историческое, типологическое и сопоставительное языкознание
Библиографическая ссылка
Искандарова Д.М. CРАВНИТЕЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКОЕ ЯЗЫКОЗНАНИЕ // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 12-4. – С. 576-576;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=9251 (дата обращения: 21.11.2024).