В эпоху, когда на смену сегодняшней экономики знания приходит так называемая креативная экономика, строящаяся на уникальных творческих возможностях человека, перед мировым сообществом ставятся качественно новые задачи, решить которые невозможно без радикального преобразования образования, в первую очередь высшего. Неслучайно сегодня образование и наука рассматриваются не только отдельно взятым государством, но и всем мировым сообществом в качестве важнейших приоритетов жизнедеятельности.
В свою очередь, стремительно меняющаяся жизнь показывает, что национальные системы высшего образования не могут игнорировать необратимые глобальные процессы, охватившие всю нашу планету и распространившиеся на все сферы жизни, в том числе на рынок труда, который становится мировым вне зависимости от чьей-либо воли.
Становится понятно, что интернационализация высшего образования – это не прихоть, а веление времени. Неслучайно накануне наступления нового столетия в заключительном докладе Всемирной конференции «Высшее образование в XXI веке: подходы и практические меры» (Париж, 1998) подчеркивается, что «высшее образование следует рассматривать как общее достояние, и что международное сотрудничество и обмены являются основными путями развития высшего образования во всем мире» [1, с. 6]. А тремя годами ранее (1995) Международная Ассоциация ректоров университетов (IAUP) выступила с обращением ко всем учреждениям системы высшего образования активно содействовать процессу интернационализации своих учебных заведений [4]. Речь идет, в первую очередь, об обмене научными знаниями и достижениями, создании глобальных информационных сетей, академической мобильности, международных научно-исследовательских проектах.
В помощь заинтересованным странам ЮНЕСКО были разработаны рекомендации и наднациональная нормативная база, содержащие общие ориентиры, основные принципы и оптимальные модели развития и функционирования национальных систем высшего образования. Эти основополагающие документы впоследствии были взяты на вооружение нашей страной при разработке «Национальной доктрины образования в Российской Федерации», принятой в 2000 г. и охватывающей период до 2025 года [3].
Следуя директивам ЮНЕСКО, Евросоюз создал при Европейской Комиссии в качестве наднационального института Директорат образования и культуры, который был призван осуществлять взаимодействие с национальными органами власти по формированию общеевропейской системы высшего образования. Еврокомиссией были инициированы и профинансированы общеевропейские программы (Кометт, Эразмус, Лингва, Леонардо да Винчи, Темпус), которые внесли значительный вклад в развитие академического сотрудничества между странами. Запущенный в 1999 г. Болонский процесс ускорил интеграцию национальных систем высшего образования. А провозглашение в 2010 г. Европейского пространства высшего образования означало, что основная цель, поставленная Болонской декларацией, была, в общем и целом, достигнута.
Россия с опозданием включилась в общемировые и общеевропейские процессы по интернационализации высшего образования. Так, только в конце 90-х годов она ратифицировала Конвенции в области образования, принятые под эгидой ЮНЕСКО и Совета Европы еще в 50-60 годы. А Лиссабонская конвенция о признании квалификаций, относящихся к высшему образованию в Европейском регионе (1997), была ратифицирована Россией лишь в мае 2000 года. Не сразу, только в 2003 году, Россия присоединилась и к Болонскому процессу.
Причинами отставания можно назвать исторически сложившиеся обстоятельства, уходящие корнями в советское прошлое, когда высшая школа в целом практически не имела широких международных связей со странами Запада. Свой негативный отпечаток наложили и тяжелые для страны 90-е годы, когда резко сократилось государственное финансирование высших учебных заведений, и Россия почти полностью утратила свои позиции на мировом рынке образовательных услуг.
Вместе с тем, именно в этот период начался процесс реальной интеграции российской высшей школы в европейскую и мировую системы образования. С апреля 1989 года вузы уже могли осуществлять самостоятельно внешнеэкономическую деятельность, устанавливать прямые связи с зарубежными университетами, на контрактной основе принимать на учебу иностранных граждан, участвовать в зарубежных фондах, программах и проектах в сфере образования и науки. Самыми распространенными формами международной деятельности стали академические обмены преподавателями, учеными и студентами, а также подготовка специалистов для зарубежных стран.
Однако процесс интернационализации высшего образования в России продвигался очень медленно, если иметь в виду всю страну, а не отдельно взятые учебные заведения. К числу основных причин создавшейся ситуации можно отнести: «фактическое отсутствие единой государственной политики; недостаточное бюджетное финансирование; слабое информационное обеспечение международного сотрудничества; отсутствие стабильных связей с международными организациями, фондами и программами в области образования и науки; малый опыт международной деятельности у части вузов» [2].
Чтобы ускорить начавшийся процесс интернационализации российской высшей школы, сегодня необходимо не только четко определить место высшей школы России внутри международного образовательного пространства, но и выработать стратегию международной деятельности для каждого российского вуза при учете региональной и внутривузовской специфики.
В свою очередь, чтобы выработать стратегию международной деятельности вуза, необходимо, на наш взгляд, среди прочего изучить уже наработанный другими вузами опыт и исследовать возможности его заимствования.
Таким образом, цель нашего исследования – выработка некоторых рекомендаций по оптимизации международной деятельности вуза на основе изучения передового отечественного опыта. В дальнейшем мы планируем изучить опыт других стран, который нам представляется не менее ценным.
Разрабатывая стратегию, необходимо исходить из следующих основополагающих принципов организации международной деятельности высшей школы: «комплексный характер организации международной деятельности; приоритетность и самостоятельность вуза в вопросах международной деятельности; равноправное партнерство с зарубежными организациями; всемерное содействие сохранению главных достижений и традиций российской высшей школы; ориентация на мировые стандарты подготовки специалистов» [Там же].
Самое первое, что необходимо, на наш взгляд, сделать, это установить контакты с наднациональными и национальными организациями, осуществляющими международное сотрудничество в области высшего образования, например: ЮНЕСКО, Европейская комиссия,Европейская ассоциация по обеспечению качества высшего образования, Международная ассоциация университетов, Ассоциация академического сотрудничества, Европейские национальные информационные центры по академическому признанию и мобильности; Германская служба академических обменов, Американский совет по международным исследованиям и обменам, Британский Совет, Американские советы по международному образованию, Нидерландская организация международного сотрудничества в области высшего образования, Шанхайская организация сотрудничества и др. Многие из этих организаций имеют свои представительства в России. За консультациями по этому вопросу можно обращаться в Международный департамент, созданный при Министерстве образования и науки РФ в 2013 г. с целью координации международной деятельности в сфере науки и образования.
Важно участие учебных заведений в международных программах и проектах. Так, многие российские вузы стали участниками программы «Темпус-Тасис», которая была принята ЕС в 1990 г. с целью сотрудничества между ЕС и странами, не входящими в Евросоюз, в области совершенствования вузовского образования. Программа среди прочего предполагала создание в вузах отделов международного сотрудничества, организацию эффективного обучения преподавателей и студентов европейским языкам, обмен знаниями через сеть Интернет. В 2014 г. ей на смену пришла новая масштабная программа Европейского Союза – Erasmus+, которая будет действовать до 2020 г. (cм. сайт Европейской комиссии: http://ec.europa.eu/programmes/erasmus-plus/index_en.htm). Она заменит не только программу Темпус, но и целый ряд европейских программ, в том числе Erasmus Mundus, Leonardo da Vinci и др.
В рамках программы «Темпус-Тасис», например, в Байкальском гос. университете экономики и права были успешно реализованы проекты под общим названием «Совершенствование экономического образования в регионе озера Байкал», а с сентября 2004 г. начался новый проект по разработке учебных курсов по программам подготовки магистров в российских вузах, в котором участвуют партнеры из Великобритании, Франции, Финляндии и России. Неподдельный интерес вызывают, с нашей точки зрения, направления, по которым ведется совместная работа (cм. сайт БГУЭиП: http://tacis.esip.ru/tjep/direct.htm): совершенствование учебных курсов, осуществление совместной экспертизы учебных программ; подготовка текстов лекций и дидактического материала путем разработки программы сотрудничества и работы в биномах; разработка новых курсов и со-преподавание; консультации для преподавателей, участвующих в программе; подготовка будущих преподавателей из числа лучших студентов и аспирантов (стажировки длительностью от 3-х, 4-х месяцев до одного академического года для подготовки европейских дипломов в университетах Франции и Португалии); распространение результатов программы (организация и проведение совместных семинаров и конференций; контакты с предприятиями, где студенты проходят преддипломную практику); признание дипломов БГУЭП (ведется большая работа по внедрению системы ЕCTS).
Следует отметить, что вузам, реализующим возможности международного сотрудничества, удалось усовершенствовать систему управления вузом, улучшить систему подготовки специалистов, создать более эффективную систему управления качеством образования, освоить новые образовательные технологии. При этом решающую роль сыграло прямое сотрудничество с зарубежными вузами, создание единых информационных сетей, внедрение зарубежного опыта управления учебным заведением.
В России запущены международные проекты по созданию Межрегиональных институтов общественных наук (МИОН), в которых могут участвовать вузы близлежащих регионов. Задачами МИОНов являются (cм. сайт: http://mion.isu.ru/ru/about/project.html): ведение трех-четырех исследовательских направлений в рамках избранной тематики (сочетающих как фундаментальные, так и прикладные формы); ежегодное проведение не менее одной крупной (50-70 участников) тематической конференции, отражающей тематику данного МИОНа; проведение не менее двух-трех менее масштабных семинаров (10-15 участников) и научно-практических совещаний по конкретным темам; получение иностранной и российской литературы в рамках компонента поддержки библиотек и обеспечение доступа участников Программы к этой литературе; составление тематических библиотек и баз данных, участие в мероприятиях Программы, направленных на поддержку библиотек; поддержка издательской деятельности (предполагается, что МИОНы будут публиковать серии «Периодических докладов» или «Отчетов о проведении исследований» тиражом не менее 1000 экземпляров); отбор и рецензирование наиболее интересных исследовательских работ и монографий для их дальнейшей публикации в Москве или на Западе; представление информации о проводимых конкурсах, программах грантов и исследовательских проектах и оказание информационной и методологической поддержки участникам Программы; развитие и поддержка местных инициатив; помощь Программе в проведении всероссийских мероприятий (содействие в проведении конференций, семинаров, грантовых конкурсов, предоставление информации для размещения на веб-сайте Программы и т.д.); взаимодействие с другими МИОНами (обмен информацией и результатами научных исследований, проведение совместных конференций, семинаров, проектов и т.п.).
В качестве примера можно привести учрежденный в 2000 г. Иркутский МИОН, который осуществляет программу «Межрегиональные исследования в общественных науках» при финансовой поддержке Министерства образования РФ, Корпорации Карнеги в Нью-Йорке (США), Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров (США) и Института «Открытое общество» (США). Целями Программы являются (тот же сайт): мобилизация интеллектуальных и профессиональных ресурсов российского научного сообщества; восстановление разорванных горизонтальных научных связей; институциональная и индивидуальная поддержка российских ученых-обществоведов; содействие интеграции российских ученых в мировое научное сообщество; становление российского научного сообщества в качестве неотъемлемого компонента гражданского общества. Аналогичные МИОНы функционируют на Урале, в Томске, Воронеже, Новгороде, Калининграде, Владивостоке, Саратове и других городах России.
Вузы могут сотрудничать с Научно-образовательными центрами (НОЦ), которые создаются в России и финансируются при участии Минобрнауки и международных фондов. Так, Американский фонд поддержки и развития гражданских исследований (АФГИР/CRDF) выделил гранты 16 российским научно-образовательным центрам, победившим в конкурсе. Среди них, например, Научно-образовательный центр «Физика и химия высокоэнергетических систем» (ТГУ, г. Томск), ставший обладателем золотой медали Межрегионального конкурса «Лучшие товары и услуги Сибири «ГЕММА-2007». Научно-образовательные центры создаются и на двухсторонней основе. Так, в июне 2013 г. в Новосибирске начал работу Франко-Сибирский научно-образовательный центр (ФСНОЦ), основными задачами которого являются создание сети международных ассоциированных лабораторий и содействие студенческому научному обмену. Заключены соглашения о признании двойных дипломов бакалавра и магистра между университетами Франции и Сибири (Новосибирск, Томск и Якутск) (см. сайт: http://www.sbras.info/news/rossiya-i-frantsiya-sozdadut-nauchno-obrazovatelnyi-tsentr-v-sibiri).
Благодаря своей активной международной деятельности некоторые российские вузы уже вошли в Европейскую Ассоциацию Университетов (EUA), которая объединяет вузы 46 стран Европы, в Международную Ассоциацию Университетов (IAU), объединяющую вузы более 150 стран, в Европейский консорциум инновационных университетов (ECIU) и другие международные объединения.
Еще одним показателем международной активности вузов является обучение иностранных студентов. По мнению зарубежных экспертов, оптимальная доля иностранных студентов в структуре общего контингента студентов вуза составляет 10% [2]. В этом вопросе преуспевают те учебные заведения, которые еще в СССР осуществляли подобного рода деятельность. Однако и другие вузы пытаются активизировать международную деятельность, в основном путем установления двухсторонних связей с образовательными учреждениями разных стран, в первую очередь сопредельных государств. Так, в Забайкальском гос. университете ежегодно проходят обучение более ста иностранных граждан из Китая, Монголии и Южной Кореи по инженерно-техническим и гуманитарным специальностям высшего профессионального образования, в том числе на уровне бакалавриата, магистратуры и аспирантуры. На базе ЗабГУ осуществляется обучение русскому языку иностранных граждан. На базе Университета действует международный центр дистанционного обучения «Линк», ведущий преподавание по программам Открытого университета Великобритании. ЗабГУ поддерживает международные отношения с образовательными учреждениями Беларуси, Украины, Молдовы, Казахстана, Китайской Народной Республики, Монголии, Вьетнама, Республики Корея и Сингапура (см. сайт ЗабГУ: http://www.zabgu.ru/php/page.php?query=md_zabgu).
В России появились периодические издания, которые помогут вузам в осуществлении международной деятельности. В качестве примера можно привести научный периодический журнал «Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика», который издается Институтом международных организаций и международного сотрудничества НИУ ВШЭ с января 2006 года (см. сайт журнала: http://iorj.hse.ru/). Как заявлено редакцией, его миссия состоит в распространении российских и зарубежных исследований в области глобального управления и международного сотрудничества, по различным направлениям социально-экономической политики, в том числе образования, науки, новой экономики; а также в создании профессиональной площадки для обсуждения тенденций и прогнозов в этих сферах.
Следует с сожалением констатировать, что не все вузы имеют объективные возможности в полной мере реализовывать международную составляющую образовательной деятельности. Это в значительной степени связано с финансовыми трудностями. На наш взгляд, было бы целесообразно в этом случае использовать так называемую Patchwork-стратегию, которая среди прочего предусматривает селективное посещение отдельных мероприятий за рубежом с целью последующей интеграции приобретенных знаний и опыта в образовательную деятельность своего вуза [5, c. 37].
В завершение следует отметить, что и для периферийных вузов сегодня существует достаточно возможностей для активизации международной деятельности. Новейшие информационно-коммуникационные технологии позволяют без особых финансовых затрат устанавливать контакты и осуществлять сотрудничество по различным направлениям образовательной деятельности. Выходом является и сотрудничество с более крупными учебными заведениями в рамках осуществляемых ими проектов и программ, в том числе на базе МИОНов и Научно-образовательных центров (НОЦ). Если существуют языковые барьеры (что сегодня еще актуально), можно начинать сотрудничество со странами ближнего зарубежья, которые, как правило, также заинтересованы в сотрудничестве.
И, наконец, как было отмечено выше, изучение не только отечественного, но и зарубежного опыта позволит внести определенные коррективы в деятельность вуза по расширению и углублению международной активности.
Библиографическая ссылка
Антропова Н.А. К ВОПРОСУ ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИИ РОССИЙСКОЙ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 12-5. – С. 604-608;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=9267 (дата обращения: 03.12.2024).