В последнее десятилетие в образовательной политике России происходят системные изменения: складывается особая культура поддержки и помощи ребенку в учебно-воспитательном процессе – психолого-педагогическое сопровождение.
Государство и общество предъявляют новые социальные требования к российскому образованию – обеспечение равного доступа молодых людей к полноценному качественному образованию в соответствии с их интересами и склонностями, независимо от материального достатка семьи, места проживания, национальной принадлежности и состояния здоровья [2].
В период реформирования системы образования в целом и специального образования в частности особую актуальность приобретает проблема профессионального самоопределения и социально-бытовой адаптации подростков с ограниченными возможностями здоровья.
В сфере образования в настоящее время активно поддерживается и продвигается форма инклюзивного образования. Инклюзивным образованием сейчас называют возможность детей с ограниченными возможностями здоровья учиться вместе с обычными детьми.
Впервые на законодательном уровне в Федеральном законе от 29 декабря 2012 года «Об образовании в Российской Федерации» закреплены условия обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях, обеспечивающим возможность осуществления инклюзивного и интегрированного образования [5].
В соответствии со статьёй 2 Федерального закона инклюзивное образование представляет собой обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учётом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. Адаптированная образовательная программа – это образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учётом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц [3].
Как известно, инклюзивное образование отличается многогранностью принципов:
– Ценность человека не зависит от его способностей и достижений;
– Каждый человек способен чувствовать и думать;
– Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;
– Все люди нуждаются друг в друге;
– Настоящее образование имеет возможность осуществления только в контексте реальных взаимоотношений;
– Всем людям необходима поддержка и дружба сверстников;
– Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;
– Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.
Таким образом, инклюзивное образование стремится развить методологию, направленную на обучающихся и признающую, что все обучающиеся – индивидуумы с различными потребностями в обучении. Инклюзивное образование старается разработать подход к преподаванию и обучению, который будет более гибким для удовлетворения различных потребностей в обучении. Если преподавание и обучение станут более эффективными в результате изменений, которые внедряет инклюзивное образование, тогда выиграют все обучающиеся (не только обучающиеся с особыми потребностями) [7].
На сегодняшний день, наблюдается значительное множество разнообразных мнений по составу участников об инклюзивном образовании. Следует отметить, что качество результатов обсуждений данной проблемы уступает в большей степени реализации эффективности процесса в данной сфере образования.
Термин «инклюзивное образование» был предложен ЮНЕСКО в дополнение к термину «интегрированное образование». Сегодня инклюзивное образование в России находится под пристальным вниманием родителей, преподавателей, общественности и Русской Православной Церкви.
Инклюзивное образование – признанный на международном уровне инструмент реализации права каждого человека на образование, зафиксированного во Всеобщей декларации прав человек в 1948 году, Всемирной декларации об образовании для всех, принятой в Джонтьене в 1990 году, а также в Дакарских рамках действий, принятых Всемирным форумом по образованию в 2000 году, в Конвенции ООН о правах инвалидов в 2006 году и в других международных и российских нормативно-правовых актах.
Обучение обучающихся в образовательных организациях должно быть организовано таким образом, чтобы удовлетворить особые потребности каждого обучающегося. Поэтому основным отличием интегрированного образования от инклюзивного является то, что интегрированное образование подразумевает обеспечение доступности обычной образовательной программы внутри образовательной организации для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, прежде всего – с нарушениями опорно-двигательного аппарата, а инклюзивное обучение и образование – это создание и поддержание условий для совместного обучения в группе обычных обучающихся и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по разным образовательным программам, соответствующим их возможностям [4].
Обычно образование нацелено на обычных обучающихся, предполагает обычных преподавателей и обычные образовательные организации. Специальное образование предполагает работу с особыми обучающимися, под которых подстраиваются и образовательные организации, и преподаватели. Интегрированное образование с помощью реабилитации и адаптации подстраивает специального обучающегося к обычному образованию. И наконец, инклюзивное обучение, и образование, воспринимая обучающегося таким, какой он есть, подстраивает под него систему образования [1].
Конечно, инклюзия для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья имеет больше преимуществ, чем интеграция. Инклюзия означает раскрытие каждого обучающегося с помощью образовательной программы, которая достаточно сложна, но соответствует его способностям. Инклюзия учитывает потребности так же, как и специальные условия, и поддержку, что необходимо обучающимся и преподавателям для достижения успеха. В инклюзивной среде обучения каждого принимают и считают важным членом коллектива, это дает «особому» обучающемуся уверенность в себе и воспитывает в обучающихся без инвалидности отзывчивость и понимание. Обучающегося со специальными потребностями поддерживают сверстники и другие члены студенческого (школьного) сообщества в процессе реализации его особых образовательных потребностей.
Опыт осуществления интегративных программ в России и во всем мире привел к постепенному пониманию того, что, с одной стороны, индивидуальный подход, который применяется к обучающимся в интегративных группах (классах) важен каждому обучающемуся, а не только обучающимся с особыми образовательными потребностями, что найденные в процессе работы методы и способы обучения и воспитания открывают новые перспективы для преподавателя образовательной организации в отношении к обучающимся с нормативным развитием, а с другой стороны, стало очевидным, что выделение «особых» групп в образовательных организациях часто ведет к исключению «особых» обучающихся из социальной жизни образовательной организации, создает определенные барьеры в общении и взаимодействии обучающихся.
Поэтому от идеи интеграции стали переходить к идее инклюзии – включения «особых» обучающихся в группы (классы) образовательных организаций и совместного обучения, обучающихся с разными стартовыми возможностями.
Развитие инклюзивного образования в настоящее время в России – это узел проблем и противоречий, решение которых требует специальных мер комплексного характера. Причины медленного распространения инклюзивного опыта – и в отсутствии Закона о специальном образовании, и в проведенной административной реформе, в результате которой отдел специального образования Министерства образования РФ был реорганизован, и соответственно, в настоящее время просто отсутствует та структура, которая могла бы решать основные «политические» и организационные вопросы развития в России интегрированного образования как института [6].
Таким образом, для развития инклюзивного образования важно не только наличие законодательных и финансовых механизмов, необходима работа по изменению общественного мнения, в том числе и профессионалов. Организация профессиональных контактов преподавателей по инклюзивному образованию образовательных организаций, проведение совместных конференций, тренингов и исследований могут принести огромную пользу.
Библиографическая ссылка
Симонян Р.З., Зеленова И.В. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ (ИНТЕГРИРОВАННОГО) ИНКЛЮЗИВНОГО ОБУЧЕНИЯ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ И ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 12-5. – С. 623-625;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=9271 (дата обращения: 21.11.2024).