Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

К ВОПРОСУ О РОЛИ ПРАКТИЧЕСКОГО ПСИХОЛОГА И СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА В МЕДИЦИНЕ

Мадалиева С.Х. 1 Ерназарова С.Т. 1 Кудайбергенова А.Ж. 1 Кожамжарова К.О. 1
1 Казахский национальный медицинский университет им. С.Д. Асфендиярова
В данной статье раскрыты актуальные вопросы развития практической психологии и социального работы в здравоохранении. Обозначена возрастающая роль в системе здравоохранения новых видов профессиональной деятельности – социальной и практической психологической работы. Перечислены основные мероприятия, направленные на организацию и развитие социально-психологической службы на современном этапе. И предложены пути реализации существующих актуальных проблем в области здравоохранения.
практическая психология
социальная работа
ВОЗ (Всемирная организация здоровья)
1. Социальная работа на Урале: история и современность: межвуз. сб. науч. тр. Вып. 4. – Екатеринбург: ФГАОУ ВПО «Рос. гос. проф.-пед. ун-т», 2011. – 120 с.
2. Ивачев П.В. Социальная работа в системе здравоохранения. – М., 2003.
3. Ansoff I. H. Strategic management. – London: McMillan, 1979.
4. Гаранло В.Д. Факторы риска, образ жизни населения ипрофилактика в системе охраны его здоровья: системный анализ понятий и их связи. – Черновцы: Чернов, гос. мед.ин-т, 1996. – 9 с.
5. Тохтобина Т.А. Содержание и методика социально-медицинской работы в учреждениях здравоохранения. – Красноярск, 2009.
6. Беляева М.А. и др. Профессиональная социальная работа.

Согласно определению ВОЗ, здоровье – это «состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов» (определение Всемирной организации здоровья).Исходя из этого важными составляющими здоровья, являются не только соматическое, но и социальное, душевное благополучие. Ни для кого не секрет, что современные социальные условия предъявляют высокие требования к человеку, к его выносливости и стрессоустойчивости. Психологическое здоровье населения, снижается в связи с трудовыми перегрузками, необходимостью переработки большого количества информации, освоением новых инновационных технологий. И соответственно требует решения проблем медицинского, психологического и социального характера на качественно новом уровне – на уровне медико – психолого – социальной работы.

Этим обусловлена возрастающая роль в системе здравоохранения новых видов профессиональной деятельности – социальной и практической психологической работы [1].

В развитых странах мира большее количество психологов работают именно в организациях здравоохранения. В США, например, 60 % членов Национальной ассоциации психологов – клинические психологи, – это около 100 000 специалистов [3].

В медицинских организациях психологи участвуют в решении широкого круга задач, работая во всех типах лечебно-профилактических учреждений, начиная с психиатрических и наркологических, затем онкологических, кардиологических, хирургических. Очень актуальна деятельность практического психолога в родильных домах для психологического сопровождения беременных женщин, профилактики послеродовой депрессии. Велик запрос психологов и в области стоматологии в связи со страхом пациентов зубной боли. Практические психологи также могут быть активно включены в решение широкого круга задач охраны психического здоровья подрастающего поколения [2].

Деятельность практического психолога в здравоохранении направлена на повышение психологических ресурсов и адаптационных возможностей человека, на гармонизацию психического развития, охрану здоровья, профилактику и психологическую реабилитацию.

Медико-социальная работа определяется как вид мультидисциплинарной профессиональной деятельности медицинского, психологического и социально-правового характера, направленной на восстановление, сохранение и укрепление здоровья. Ее главная цель – достижение максимально возможного уровня здоровья, функционирования и адаптации лиц с физической и психической патологией. Важным является то, что медико-социальная работа принципиально меняет комплекс мер помощи в сфере охраны здоровья, так как предполагает системные медико-социальные воздействия на более ранних стадиях заболевания и развития болезненных процессов.

В этой связи становится понятным, что комплексное изучение медицинских и социальных факторов, влияющих на здоровье человека, имеет существенное преимущество перед односторонним учетом только медицинских или социальных аспектов в проведении профилактической работы [4].

Одним из слабых звеньев в повышении эффективности профилактической работы является отсутствие социально-психологического компонента, который включает проведение мероприятий по предупреждению социально зависимых нарушений соматического, психического и репродуктивного здоровья, формированию здорового образа жизни, обеспечению социальной защиты прав граждан в вопросах охраны здоровья и др.

Увеличение роли социальных факторов в развитии целого ряда заболеваний (ишемическая болезнь сердца, инфаркт миокарда, гипертоническая болезнь, болезни нервно-психической сферы и др.) позволили отнести эти заболевания к социально обусловленной патологии.

Все это подтверждает важность социальной работы в здравоохранении. Социальный работник должен обладать высокой эрудицией и использовать обширные междисциплинарные знания – медицинские, правовые, психологические, философские, экономические, социальные и др.

В мировой практике здравоохранения большое значение имеет профессиональная совместная деятельность медиков и социальных работников. Повседневно на этапах оказания медицинской помощи неоднократно встают вопросы соблюдения прав, выполнения обязательств, сохранения гарантий на объем и качество оказываемых медицинских услуг, обоснованности в отказе от медицинской помощи, их стоимости и многое другое [2,6].

Отечественный опыт социальной работы в системе здравоохранения крайне ограничен и находится в стадии становления и внедрения. У нас на сегодняшний день в учреждениях.

Организации ПМСП в настоящее время акцент делают на расширении социальной работы

Пожилые и больные, cоциально дезадаптированные лица, инвалиды, одинокие престарелые, дети-сироты, юные матери, многодетные и асоциальные семьи, пострадавшие от стихийных бедствий, больные СПИДом и др. Численность таких контингентов устойчиво возрастает на протяжении последних лет.

Нуждающимся в социальной помощи в настоящее время только оказывается помощь в уходе и т.д., а организация реабилитационной деятельности отсутствует.

Проблемы наркомании, алкоголизма, проституции, безработицы, ИППП, детской и подростковой преступности.

Клиентами социально-медицинской работы в учреждениях здравоохранения являются длительно и часто болеющие. К их проблемам медицинского характера относятся: общее физическое состояние, обострение заболевания, в том числе хронических, необходимость частого посещения лечебного учреждения, болезненность некоторых процедур [5].

Психолого-педагогические проблемы: адаптация к состоянию здоровья, ограничение социальных контактов, сужение круга интересов, так как все внимание уделяется здоровью, проблемы с обучением, если это ребенок.

Социально-правовые проблемы: трудоустройство, некачественное выполнение работы, ведущее в худшем случае к увольнению; получение путевок на санаторно-курортное лечение [5].

Материально-бытовые проблемы: трудности в приготовлении пищи, уборке квартиры, связанные с плохим самочувствием, расходы на приобретение лекарственных средств, оплата дороги на санаторно-курортное лечение.

В работе с данной категорией клиентов необходимо иметь в виду, что нередко социальные проблемы, проблемы в семье могут вести к ухудшению здоровья в целом. А потому социальный работник должен удостовериться в благополучности социального положения клиента [1,5].

В настоящее время в системе здравоохранения специалисты по социальной работе, и практической психологии, которые должны решать социальные и психологические задачи на этапах оказания медицинской помощи, не имеют соответствующего образования. Эта функция вне компетенции возложена и отчасти выполняется на практике медицинскими работниками, которым не хватает знаний по дисциплинам: социальная работа, социология, политология, правоведение, психология, педагогика и др.

Организация и открытие факультета «Практической психологии и социальной работы» способствует разрешения вышеуказанных проблем, представляется необходимым для подготовки специалистов в области практической психологии и социальной работы в учреждениях здравоохранения, которая предусматривает пятилетний срок обучения на базе полного среднего образования с получением диплома соответствующей квалификации.


Библиографическая ссылка

Мадалиева С.Х., Ерназарова С.Т., Кудайбергенова А.Ж., Кожамжарова К.О. К ВОПРОСУ О РОЛИ ПРАКТИЧЕСКОГО ПСИХОЛОГА И СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА В МЕДИЦИНЕ // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 12-5. – С. 629-631;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=9273 (дата обращения: 21.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674