Проблема реформирования национального здравоохранения инициирует междисциплинарные исследования в проблемном поле организационной психологии, медицины, экономики[1,3,6]. В то же время методологический аппарат социологии медицины наиболее адекватен исследованиям, задачей которых является поиск скрытого потенциала оптимизации в медицинской отрасли. В частности, интеграция новых методик позволяет расширить диапазон исследовательских задач[2]. Задачей нашего следования явилось изучение состояния развития лидерских качеств врачей на додипломной стадии профессиогенеза в условиях образовательной среды медицинского вуза. С этой целью мы использовали модифицированную методику социально-профессиональной диагностики Дж. Барретта [4]. Методы. Согласно методике, оцениваются полярные свойства личности, на основании преобладания которых были определены типы характера по соответствующим градациям: впечатлительный (I), реалистический (F),осмотрительный (D), непосредственный (Sp), пассивный(P), настойчивый (A),склонный к уединению (So), общительный (G). Исследование проводилось на модельных группах врачей хирургов и терапевтов, представленных студентами старшего курса медицинского вуза (N=96). В отношении респондентов соблюдались нормы конфиденциальности и автономии.
Полученные результаты. В ходе распределительного анализа были определены наиболее распространенные типы личности в исследуемых группах. Среди юношей исследуемой выборки наиболее часто выявляется тип G ( (р<0,05), который преобладает у юношей группы хирургов (33,5 %; р<0,05). Среди юношей группы терапевтов наиболее часто встречаемыми типами являются тип So и тип A (по 33,3 % р<0,05 между показателями других типов). Тип G характеризуется развитыми коммуникативными свойствами, бесконфликтным поведением. Для лиц с типом A характерны лидерские свойства: ответственность, решительность, требовательность, настойчивость (до агрессивности), независимость от чужого мнения. Именно тип А рекомендуется для врачей-администраторов. Лица с типом So отличаются самостоятельностью, находчивостью, целеустремленностью, но избегают общения, застенчивы или высокомерны.
Выводы:
1. Лица с лидерскими качествами встречаются среди будущих врачей достоверно реже, чем с исполнительскими и составляют в целом не более 20-25 % выборки.
2. Среди студентов, выбравших хирургический профиль, значительно реже регистрируются организаторские типы ( для юношей – 25,2 % против 50,1 %; р<0,05).
3. Девушки с лидерским качествам встречаются реже, чем юноши (р<0,05 между аналогичными показателями девушек и юношей в группе терапевтов).
Заключение. Сделанные выводы позволяют признать целесообразность выделения студентов с лидерскими склонностями в условиях образовательной среды вуза. В рамках медико-социального сопровождения профессионального обучения, на наш взгляд, практически востребованным является как оценка социальных установок и социально-психологических компетенций врача, так и оценка лидерских качеств будущего профессионала [8,11]. Формализованное отражение рассматриваемых компетенций врача, например, в приложении к диплому как итоговой аттестации студента на додипломной стадии, позволит более рационально решать кадровые вопросы в системе здравоохранения [7].
Библиографическая ссылка
Карпович А.В., Доника А.Д. МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ЛИДЕРСТВА В ПРОБЛЕМНОЕ ПОЛЕ СОЦИОЛОГИИ МЕДИЦИНЫ // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 12-5. – С. 665-666;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=9300 (дата обращения: 21.11.2024).