Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ЛИДЕРСТВА В ПРОБЛЕМНОЕ ПОЛЕ СОЦИОЛОГИИ МЕДИЦИНЫ

Карпович А.В. 1 Доника А.Д. 2
1 Саратовский государственный медицинский университет
2 ГБУ «Волгоградский медицинский научный центр» ВолгГМУ
1. Айвазян Ш.Г. Права врача в проблемном поле биоэтики (случай из европейской практики) / Ш.Г. Айвазян, А.Д. Доника, Ю.Г. Элланский // Биоэтика – 2015 – № 1(15) – С.35-37.
2. Айвазян Ш.Г., Доника А.Д. Перспективы интеграции SWOT-технологий в проблемное поле социологии медицины // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 6 – С.53-54.
3. Доника А.Д. Проблема формирования этических регуляторов профессиональной деятельности врача // Биоэтика – 2015 – № 1(15) – С.58-60.
4. Доника А.Д. Интериоризация профессиональной роли врача: социальные, психологические и соматические детерминаты: дисс. …д-ра соц.наук. – Волгоград. – 2010. – С.293 -298. (DOI 10.17686/sced_rusnauka_2010-870).
5. Доника А.Д., Айвазян Ш.Г. Реализация профессиональной роли врача-терапевта в зеркале «парадоксальной медицины» // Экономические и гуманитарные исследования регионов – 2015. – № 3 – С.74-78.
6. Доника А.Д. Медицинское право: европейские традиции и международные тенденции // Биоэтика. – № 2(10) – 2012. – С.54-55
7. Доника А.Д., Карпович А.В. Необходимость формирования лидерской позиции в вузе медицинского профиля //Международный журнал экспериментального образования. – 2011. – № 3. – С. 31-32.
8. Доника А.Д., Карпович А.В. Социальные параметры деятельности врача-руководителя в контексте модернизации высшего профессионального // Международный журнал экспериментального образования. – 2011. – № 3. – С. 66-67.
9. Доника А.Д., Карпович А.В. Влияние образования на социально-профессиональный статус// Международный журнал экспериментального образования. – 2011. – № 3. – С. 77.
11.Леонова В.А., Доника А.Д. Проблема старения кадров в медицине в контексте пенсионной реформы: пенсионное право или обязанность? // Социальное и пенсионное право. – 2013. – №3 – С.10-14.

Проблема реформирования национального здравоохранения инициирует междисциплинарные исследования в проблемном поле организационной психологии, медицины, экономики[1,3,6]. В то же время методологический аппарат социологии медицины наиболее адекватен исследованиям, задачей которых является поиск скрытого потенциала оптимизации в медицинской отрасли. В частности, интеграция новых методик позволяет расширить диапазон исследовательских задач[2]. Задачей нашего следования явилось изучение состояния развития лидерских качеств врачей на додипломной стадии профессиогенеза в условиях образовательной среды медицинского вуза. С этой целью мы использовали модифицированную методику социально-профессиональной диагностики Дж. Барретта [4]. Методы. Согласно методике, оцениваются полярные свойства личности, на основании преобладания которых были определены типы характера по соответствующим градациям: впечатлительный (I), реалистический (F),осмотрительный (D), непосредственный (Sp), пассивный(P), настойчивый (A),склонный к уединению (So), общительный (G). Исследование проводилось на модельных группах врачей хирургов и терапевтов, представленных студентами старшего курса медицинского вуза (N=96). В отношении респондентов соблюдались нормы конфиденциальности и автономии.

Полученные результаты. В ходе распределительного анализа были определены наиболее распространенные типы личности в исследуемых группах. Среди юношей исследуемой выборки наиболее часто выявляется тип G ( (р<0,05), который преобладает у юношей группы хирургов (33,5 %; р<0,05). Среди юношей группы терапевтов наиболее часто встречаемыми типами являются тип So и тип A (по 33,3 % р<0,05 между показателями других типов). Тип G характеризуется развитыми коммуникативными свойствами, бесконфликтным поведением. Для лиц с типом A характерны лидерские свойства: ответственность, решительность, требовательность, настойчивость (до агрессивности), независимость от чужого мнения. Именно тип А рекомендуется для врачей-администраторов. Лица с типом So отличаются самостоятельностью, находчивостью, целеустремленностью, но избегают общения, застенчивы или высокомерны.

Выводы:

1. Лица с лидерскими качествами встречаются среди будущих врачей достоверно реже, чем с исполнительскими и составляют в целом не более 20-25 % выборки.

2. Среди студентов, выбравших хирургический профиль, значительно реже регистрируются организаторские типы ( для юношей – 25,2 % против 50,1 %; р<0,05).

3. Девушки с лидерским качествам встречаются реже, чем юноши (р<0,05 между аналогичными показателями девушек и юношей в группе терапевтов).

Заключение. Сделанные выводы позволяют признать целесообразность выделения студентов с лидерскими склонностями в условиях образовательной среды вуза. В рамках медико-социального сопровождения профессионального обучения, на наш взгляд, практически востребованным является как оценка социальных установок и социально-психологических компетенций врача, так и оценка лидерских качеств будущего профессионала [8,11]. Формализованное отражение рассматриваемых компетенций врача, например, в приложении к диплому как итоговой аттестации студента на додипломной стадии, позволит более рационально решать кадровые вопросы в системе здравоохранения [7].


Библиографическая ссылка

Карпович А.В., Доника А.Д. МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ЛИДЕРСТВА В ПРОБЛЕМНОЕ ПОЛЕ СОЦИОЛОГИИ МЕДИЦИНЫ // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 12-5. – С. 665-666;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=9300 (дата обращения: 21.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674