Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

ДЕКОНСТРУКТИВИЗМ КАК МЕТОД КРЕАТИВНОГО ФОРМООБРАЗОВАНИЯ В ДИЗАЙНЕ КОСТЮМА

Соснина Н.О. 1 Толмачёва Г.В. 1
1 ФГБОУ ВПО «Омский государственный институт сервиса»
Статья представляет авторскую методику проведения занятий по дисциплине «Макетирование» для магистерской программы по направлению дизайн костюма. Методика разработана на основе практического опыта и систематизации его результатов. Представлена структура, содержание и последовательность заданий. Выявлены актуальность и перспективы метода деконструктивизма для проектирования современного костюма.
дизайн
деконструктивизм
формообразование
проектирование
костюм
1. Соснина Н.О. Использование приёмов макетирования костюма в реализации творческого замысла // Тенденции и перспективы развития легкой промышленности и сферы услуг: материалы научно-практической конференции. – Омск: ОГИС, 2013. – С. 108–109.
2. Соснина Н.О. Макетирование костюма: учебное пособие. – Омск: ОГИС, 2012. – С. 6–7.
3. Тимофеева М.Р. Ресурсы творческих концепций в текстильном дизайне // Дизайн, технологии и инновации в текстильной и легкой промышленности: сборник материалов Международной научно-технической конференции. – Ч. 3. – М.: ФГБОУ ВПО «МГУДТ», 2014. – С. 141–143.
4. Тимофеева М.Р. Технология развития креативного мышления у дизайнеров через проектные методы // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 4; URL: http://www.science-education.ru/127-20588 (дата обращения: 17.07. 2015).
5. Толмачёва Г.В. Дизайн костюма. Система перспективного проектирования костюма: учебное пособие. – Омск: ОГИС, 204. – С. 5–7.

Одной из важных задач в обучении студентов дизайнеров костюма на современном этапе является максимальное развитие профессиональных навыков через систему последовательно и логично выстроенных заданий по специальным дисциплинам. В Омском государственном институте сервиса на кафедре дизайна костюма в рамках магистерской программы активно используется метод проектов, дающий практическую возможность количественного и качественного генерирования креативных идей и способов их фиксации, раскрытие потенциала понятий, определений и доступности предложенных вариантов преобразований в дизайне. По мнению специалистов кафедры метод проектов является наиболее эффективным для выявления и развития творческих, интеллектуальных и технических качеств студентов. Смещая акцент в сторону креативного проектирования, преследуется цель ухода от стереотипов, преодоление границ «зоны комфорта», понимание ресурса идеи [4].

Одной из таких дисциплин является «Макетирование», в рамках которой предусмотрена активная экспериментальная работа с формой, конструкцией костюма. В качестве основной идеи был взят метод деконструктивизма, как наиболее ресурсный и перспективный для экспериментов. Он интересен тем, что является способом иного восприятия привычных явлений и объектов, для которого характерны свободная ассоциативность и отказ от рационализма. Метод деконструкции заключается в новом подходе к формообразованию одежды, который представляет собой свободное манипулирование формой и посадкой, положением изделия на фигуре, положением деталей внутри костюма, их размером, формой, способом фиксации [2]. Следует отметить, что и сам метод постоянно меняется, трансформируется. По мнению известного международного аналитика моды А. Хилькевича деконструктивизм до 2010 года носил деструктивный, разрушительный, депрессивный, провокационный характер. В коллекциях дизайнеров данного периода мы видим яркое воплощение идей жёсткого деконструктивизма, преследующих цель шокировать зрителя, потребителя моды. Ключевое слово – разрушение. Отсюда и стремление к искажению, искривлению форм и пропорций костюма, а вслед за этим и человека. Состояние конфликта, агрессии и депрессии через создание яркого образа, который являлся важной и неотъемлемой частью таких коллекций. Рэй Кавакубо, Йоджи Ямамото, Иссей Мияке, Вивьен Вествуд, Жан Поль Готье – одни из первых, кто открыли миру новое видение костюма и возможностей формообразования. Это были коллекции, которые неоднозначно воспринимались профессиональным сообществом, но всегда вызывали живой и острый интерес, так как демонстрировали принципиально новые возможности в дизайне костюма.

После 2010 года произошли изменения – ключевым словом становится «гибрид». Деконструктивизм приобрёл позитивный смысл. Теперь главным становится не разрушение костюма и доведение его до абсурдного состояния, а создание нового путём «складывания», соединения, «приращивания» разнородных частей в одну целостную систему. Новые свойства деконструктивизма существенно расширили возможности данного метода. Преобразования в костюме стали более сложными, менее формальными и прямолинейными, стали охватывать не только форму и конструкцию как таковые, но и взаимоотношения между несколькими формами, их частями и слоями.

Приёмы деконструктивизма проявляются в современных коллекциях очень ярко, с каждым годом возникает всё большее число вариаций на эту тему. Анализ этих приёмов приводит нас к выводу о возможности их систематизации, формировании отдельных направлений, объединённых общими признаками. Именно это стало основой для формирования тематики по дисциплине «Макетирование». В течение нескольких лет развивалась и отшлифовывалась методика проведения занятий по данной теме. В итоге сложилась структура заданий, позволяющих не только познакомиться и освоить метод деконструктивизма, но и научиться использовать его возможности для разработки авторских решений костюма [1]. Общее направление работы для всех студентов – проектирование костюма на основе приёмов деконструктивизма, «гибрид». Работа делится на два блока. Первый – теоретические исследования метода деконструктивизма. Второй – выполнение проектов по заданной теме. Оба блока являются обязательными для выполнения, так как формируют разные профессиональные компетенции студентов и способствуют развитию как научных, так и практических навыков. Для каждого блока сформирована система заданий, направленная на получение максимально полезного результата.

Первый блок включает в себя самостоятельную работу студентов по изучению и анализу метода деконструктивизма. В результате студентами предоставляется эссе, состоящее из трёх частей:

– история вопроса;

– деконструктивизм в дизайне костюма;

– классификация приёмов деконструкции в современном костюме.

Наибольшее значение имеет третья часть, в результате работы над которой студенту необходимо предложить собственную классификацию приёмов деконструктивизма, сформированную по выделенным им признакам. Для успешного выполнения этой части работы необходимо проанализировать достаточно большое количество коллекций и вычленить признаки, дать им определяющие названия. Сложность заключается в формулировке названий, так как они должны отражать суть, принцип, механизм приёмов, на основе которых создаётся форма костюма. Возникает потребность в специфической терминологии. Например: «врезка», «перетекание», «прорастание». Сравнивая итоговые данные классификаций каждого студента, обнаруживается, что один и тот же приём у разных студентов отличается по названию. Появляется момент аргументированной защиты в пользу своего варианта [3].

Второй блок – практическая часть. Это серия проектов по заданной теме в виде макетов изделий. Состоит из трёх тем, непосредственно связанных с исследовательской частью. В основе каждой темы лежит определённый принцип гибридности. Задача первой темы заключается в поиске нового решения заданного ассортимента и заданной детали, в результате соединения которых деталь меняет свои свойства и качество, переходя из разряда декоративной в формообразующую. Например, платье + волан. Волан-форма становится существенной частью платья, нарушая традиционные представления об этой детали, и приводит к пониманию её нового ресурса.

Вторая тема звучит как ассортимент + ассортимент. Это следующий, более сложный уровень формообразования на основе деконструктивизма. Задание содержит жёсткое условие: получить целостную форму изделия заданного ассортимента, используя признаки двух изделий однородного или разнородного ассортимента. Например, пальто, полученное в результате комбинации деталей и частей классического пальто и пуховика. Мы очень хорошо знакомы с каждым из этих видов верхней одежды по отдельности. Задача состоит в поиске приёма, с помощью которого становится возможным получить новое качество ассортимента верхней одежды. Поиск и выбор приёма напрямую связан с разработанной классификацией. Это является ключевым моментом в работе: происходит осознание значения проведённого исследования. Студент поставлен в условия, когда нужно проанализировать преимущества и недостатки возможных приёмов и выбирать одно наиболее эффективное.

Третья тема является итоговой. На основе полученного опыта разрабатывается авторский проект изделия. В этом проекте предоставляется максимальная свобода в выборе ассортимента, принципа формообразования и взаимодействия частей формы и деталей. Работа над третьим проектом включает в себя подготовительный этап, в рамках которого студент формирует творческую концепцию будущего проекта. Проводит сбор визуального материала, работает с аналогами, разрабатывает серию рабочих эскизов-идей, выполняет поисковые и пробные макеты в масштабе. Формируется портфолио проекта [5]. Основной этап включает в себя работу над проектом в макетном материале. К качеству макета предъявляются высокие требования. Это способствует формированию навыков ответственного отношения к выполнению своей работы и понимания прямой зависимости оценки проекта от профессионального исполнения. На заключительном этапе происходит публичная защита авторской модели внутри группы. В результате активного обмена мнениями, как правило, выявляются скрытые ресурсы обсуждаемого проекта, намечаются возможные направления дальнейшего развития темы.

Данная методика позволяет тщательно проработать каждый этап, каждое задание и выработать алгоритм последовательных действий для достижения необходимого результата.

Поиск новых принципов формообразования современного костюма является актуальным направлением в проектировании.


Библиографическая ссылка

Соснина Н.О., Толмачёва Г.В. ДЕКОНСТРУКТИВИЗМ КАК МЕТОД КРЕАТИВНОГО ФОРМООБРАЗОВАНИЯ В ДИЗАЙНЕ КОСТЮМА // Международный журнал экспериментального образования. – 2016. – № 1. – С. 133-135;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=9404 (дата обращения: 18.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674