Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

ЦЕЛОСТНОСТЬ ЛИНГВОМЕТОДИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА НА ОСНОВЕ ДИАЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА

Безукладников К.Э. 1 Мосина М.А. 1
1 ФГБОУ ВПО «Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет»
Статья посвящена проблеме формирования лингвометодической компетентности будущих учителей иностранного языка в контексте диалогического и целостного подходов к современному образованию. В статье рассматривается структура лингвометодической компетентности будущего учителя, которая представлена набором компонентов: мотивационно-ценностный, когнитивно-интегративный, продуктивно-деятельностный, организационно-коммуникативный, эмоционально-рефлексивный; дана их характеристика. Описаны разнообразные средства, технологии и инструментарий, при помощи которых собираются сведения о лингвометодической деятельности будущих учителей иностранного языка.
лингвометодическая компетенция
диалогическое взаимодействие
междисциплинарная интеграция
рефлексия
педагогическая поддержка
диалогическое мышление
1. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. – М.: Советская Россия, 1979. – 320 с.
2. Галаган Е.В. Междисциплинарная интеграция в вузовском обучении: Актуальность, сущность и проблемы реализации // Вестник Сочинского государственного университета туризма и курортного дела. – 2008. – № 3–4. – С. 157–161.
3. Гуревич П.С. Проблема целостности человека. – М.: ИФ РАН, 2014. – С. 53.
4. Джусупов М. Лингводидактика и методика в полинаучной системе языкового образования // Русский язык за рубежом. – 2009. – № 2. – С. 26–32.
5. Каган М.С. О педагогическом аспекте теории диалога // Диалог в образовании. Сборник материалов конференции. Серия «Symposium». – Вып. 22. – СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2002. – 350 с.
6. Салосина И.В. Текстовая деятельность как основа профессиональной педагогической компетентности будущего учителя // Вестник ТГПУ. – 2007. – Вып. 7 (70). Серия: Педагогика. – С. 82–87.
7. Alexander R.J. Towards Dialogic Teaching: rethinking classroom talk (4th edition) – Dialogos, UK. – 2008.
8. Bezukladnikov K., Kruze B., Mosina M., Interactive Approach to Esp Teaching and Learning // World Applied Sciences Journal (WASJ). – 2013. – Vol. 24, Issue 2.

Актуальность проведенного исследования обусловлена повышением требований к качеству лингвометодической подготовки современного учителя иностранного языка в русле общей концепции модернизации образования. В многочисленных публикациях последних лет, посвященных вопросам повышения качества подготовки учителя, отмечается, что устойчивость и стабильность образовательной системы, получение гарантированного качественного результата достигается при условии ее целостности. Анализ публикаций, раскрывающих вопросы содержания и качества подготовки учителя иностранного языка, свидетельствует о том, что его профессиональная готовность в первую очередь определяется целостностью лингвистической и методической подготовки в соответствии с социальной ролью и задачами дальнейшей профессиональной деятельности – осуществление школьного языкового образования.

Опираясь на положение П.С. Гуревича [3] о том, что целостность – это не свойство, не атрибут, а специфический взгляд, который позволяет находить общее, связанное, нерасторжимое, а одну и ту же реальность можно описать через качественное разнообразие, несводимость, различие, но в то же время и как онтологическую целостность, считаем необходимым обозначить ее в данном исследовании как «целостность лингвометодической подготовки».

Современный образовательный процесс в вузе ориентирует студентов на многообразный диалог – с миром культуры, науки, людей, профессии. Сама логика изучения иностранного языка диктуется идеями диалога культур, коммуникации, взаимодействия. Это позволяет определить диалог как ведущий механизм лингвометодической подготовки будущего учителя иностранного языка и системообразующую идею во взаимосвязанном обучении студентов иностранному языку и методике его преподавания.

Можно утверждать, что к настоящему времени имеется накопленный научный базис, свидетельствующий о системном характере проблемы целостности лингвометодической подготовки будущего учителя, её теоретической и практической актуальности и одновременно отметить трудности методологического характера в построении системы лингвометодической подготовки студентов – будущих учителей иностранного языка. Несмотря на значительность исследований в области методики обучения иностранному языку и продуктивность современных методических подходов к обучению, диалоговую природу этого процесса, лингвометодическая подготовка будущих учителей иностранного языка в вузе до настоящего времени не получила достаточной теоретической и практической разработки как целостная система.

Анализ научной литературы свидетельствует о том, что в системе языкового образования термин «лингвометодика» применяется разными учеными и научно-методическими школами. При этом мы отмечаем неоднозначность его трактовки в сопоставлении с терминами «лингвометодика», «лингводидактика» и «методика» (об этом свидетельствуют, в частности, труды В.М. Бельдияна, М. Джусупова, М.С. Ильина, М.Н. Кузнецовой, М.Р. Львова и других). Обобщая имеющиеся точки зрения на данное понятие, можно сделать заключение, что понятие лингвометодики выражает потребность в новом понимании процесса подготовки будущего учителя иностранного языка, сущность которого – в признании равнозначности, консолидации и сбалансированности наук в едином образовательном поле, в достижении целостности процесса лингвометодической подготовки [4].

Понятие целостности встречается при описании различных принципов, систем, моделей, концепций и рассматривается чаще всего в контексте системного подхода, где «целостность» и «система» являются равнозначными категориями (В.Г. Афанасьев, Г.Л. Балл, В.С. Безрукова, В.П. Беспалько, М.А. Данилов, Т.А. Ильина, Ф.Ф. Королев, Ю.А. Кустов и др.). Под целостной системой понимается такая система, в которой появляются новые, интегративные качества, не свойственные ее отдельным компонентам.

Таким образом, целостность связана с упорядоченностью и организацией образовательного процесса, то есть с его предсказуемостью и управляемостью. Важно, что целостность выступает не как механическое объединение или сумма накопленных сведений и традиций, а как постоянное взаимовлияние, взаимопроникновение, взаиморегулирование отдельных компонентов системы. Это позволяет говорить разных уровнях целостности, о возможности достижения большей целостности системы.

Опираясь на проделанный теоретический анализ, мы характеризуем лингвометодическую подготовку будущего учителя иностранных языков как целостный образовательный процесс, способствующий формированию его лингвометодической компетентности, предполагающей готовность и способность обучать иностранному языку на основе целостной системы знаний о языке и методике обучения, обеспечивающей интеграцию лингвистических знаний и практических умений в процессе решения профессиональных задач в области иноязычного образования школьников. В качестве ведущей качественной характеристики лингвометодической подготовки будущего учителя иностранного языка в исследовании утверждается ее целостность. Данная характеристика определяется по отношению к разным компонентам образовательного процесса лингвометодической подготовки как педагогической системы – к формирующейся профессиональной языковой личности будущего учителя, образовательной среде, содержанию образования, способам его осуществления, и обеспечивается организацией разнонаправленного диалога.

Выдвигая в качестве основания целостности лингвометодической подготовки научные положения о диалоге, составляющие в совокупности основание диалогического подхода в педагогических науках, мы опираемся на труды М.М. Бахтина, В.С. Библера, Д. Бома, М. Бубера, Г. Буша, Е.О. Галицких, Э. Гуссерля, В.В. Горшковой, М.С. Кагана, Е.И. Казаковой, М.В. Кларина, И.А. Колесниковой, Ю.М. Лотмана, Л.М. Лузиной, М.Н. Певзнера, Т.Ф. Плехановой, М. Хайдеггера, К. Ясперса и др., раскрывающие сущностные характеристики диалога как многозначного феномена в жизнедеятельности личности и понятия гуманитарных наук [1, 5, 7].

Проведенный анализ и обобщение положений диалогического подхода позволяет утверждать правомерность использования диалога как ведущего механизма организации многообразных взаимодействий в процессе целостной лингвометодической подготовки будущего учителя и диалогического подхода как продуктивной теоретико-методологической основы формирования профессиональной иноязычной компетентности. Диалогический подход позволяет обеспечить целостность лингвометодической подготовки будущего учителя как феномен диалектической взаимозависимости всех компонентов системы его профессиональной подготовки, выражающейся в структурной завершенности, устойчивости и способах их функционирования в образовательном процессе, направленном на формирование лингвометодической компетентности. Диалогический подход придает лингвометодической подготовке будущего учителя иностранного языка целевую (профессиональную и личностную), содержательную и процессуальную, организационную и технологическую целостность.

Эффективность целостной лингвометодической подготовки будущего учителя иностранных языков достигается при условии соблюдения принципов системности и целостности педагогического процесса, диалогического взаимодействия субъектов образовательного процесса, междисциплинарной интеграции лингвистического образования и методической подготовки, актуализации и инициации субъектного опыта, принципа развития проблемного мышления при выполнении познавательной и лингвометодической деятельности, рефлексивности диалогического мышления, педагогической поддержки, паритетности и равноценности субъектов образовательного процесса.

При построении теоретической модели процесса целостной лингвометодической подготовки будущего учителя иностранного языка в вузе мы учитываем характеристику современного состояния образовательной парадигмы в обучении иностранному языку, ориентированную на комплексное развитие полилингвальной и поликультурной личности будущего учителя иностранного языка (И.И. Халеева), одной из основных особенностей которой является ориентация студентов на стремление к саморазвитию и самосовершенствованию в течение всей жизни (В.Д. Шадриков).

Решая задачи исследования, мы предприняли попытку разработать теоретическую модель формирования лингвометодической компетентности студента/бакалавра – будущего учителя иностранного языка. Она состоит из взаимосвязанных друг с другом структурно-функциональных элементов, раскрывающих обоснованное представление о цели обучения; компонентах в структурном составе лингвометодической компетентности; методологических основах лингвометодической подготовки; содержании и этапах формирования и становления лингвометодической компетентности; о технологиях, формах и системообразующем механизме этого процесса; об информационно-образовательной среде и результате лингвометодической подготовки.

Все элементы модели можно обобщенно представить как взаимосвязанные структурно-функциональные компоненты:

- содержательно-целевой (регулятивная и ориентационная функции), представляющий совокупность генеральной цели, раскрывающейся через комплекс задач, отражающих специфическую наполненность процесса формирования лингвометодической компетентности будущего учителя иностранного языка;

- процессуально-технологический (исполнительская функция), характеризующийся описанием методов, стадийной методики, средств и форм диалогического обучения в соответствии с целевыми и содержательными линиями, намечающими рациональные пути и оптимальные средства управления процессом становления и развития лингвометодической компетентности будущего учителя иностранного языка;

- результативно-рефлексивный (оценочная функция), описывающий ожидаемый результат – формирование лингвометодической компетентности студента педагогического вуза и инструмент ее измерения и достижения.

Для решения задач исследования был выявлен комплекс организационно-дидактических условий, позволяющих успешно реализовать разработанную модель процесса целостной лингвометодической подготовки будущих учителей иностранного языка.

Данный комплекс содержит научно обоснованную методику осуществления интегративного междисциплинарного взаимодействия субъектов образовательного процесса в лингвометодической подготовке, организацию текстовой деятельности в процессе обучения иностранному языку как реализацию диалогического механизма целостной лингвометодической подготовки будущего учителя, создание информационно-образовательной среды обучения и включение в нее студентов.

В качестве одного из ведущих условий реализации компетентностного подхода к подготовке специалистов рассматривается междисциплинарная интеграция на всех уровнях (целей, содержания, методов и форм организации образовательного процесса, а также средств контроля планируемого результата) [2].

Изучение и обобщение научного и практического опыта позволило выработать собственную позицию в отношении системных основ взаимодействия, понимаемого нами как дихотомиию междисциплинарного взаимодействия научных знаний и междисциплинарного взаимодействия субъектов образовательного процесса. В русле данного понимания лингвометодическую компетентность будущего учителя иностранных языков можно представить как интеграцию иноязычной коммуникативной и лингвометодической компетентности. Системообразующим стержнем интеграции является логико-структурный компонент междисциплинарного взаимодействия как общая идея, которая объединяет связующие элементы процесса обучения. В предлагаемой нами концепции в качестве такой идеи выступает диалогический подход.

Инструментом, регулятивным механизмом, основной несущей конструкцией междисциплинарного взаимодействия в процессе целостной лингвометодической подготовки будущего учителя иностранного языка является, на наш взгляд, текст и текстуально-диалоговая деятельность субъектов образовательного процесса, организация которой выступает существенным условием целостной лингвометодической подготовки будущего учителя [6].

Изучение текста как диалога и текстуально-диалоговой деятельности позволило нам выделить следующие стратегии работы с текстом: стратегии оценивания и присвоения информации и стратегии создания нового продукта.

Реализация данных стратегий диктует необходимость создания информационно-образовательной среды как существенного условия эффективности лингвометодической подготовки будущего учителя иностранного языка.

Целостная лингвометодическая подготовка будущего учителя иностранного языка с помощью оптимального сочетания современных информационно-коммуникационных и педагогических технологий позволяет создать полноценную информационно-образовательную среду в вузе. В такой среде происходит формирование нового целостного профессионально значимого знания как сложного, многокомпонентного образования, и такая структура, приобретая признаки целого, отличается не столько количеством, сколько качеством.

Выявление в русле предложенной концепции сущности интегративных процессов применения информационно-коммуникационных технологий и педагогических технологий способствует достижению максимальной результативности обучения. Интеграция этих технологий в образовательный процесс позволяет студенту целенаправленно востребовать и использовать все теоретические и инструментальные средства каждой технологии в процессе овладения необходимыми компетенциями, создающими прочную базу для будущей профессиональной деятельности.

Методика целостной лингвометодической подготовки будущего учителя, реализованная в процессе исследования в Пермском государственном гуманитарно-педагогическом университете включала:

– содержание лингвометодической подготовки студентов, модернизированное с учетом специфики образовательного учреждения, современных технологий обучения и особенностями используемой концепции;

– методы и организационные формы обучения, адекватные используемой концепции и учитывающие индивидуальные способности и интересы обучающихся;

– создание лингвометодической информационно-интерактивной среды учебного процесса, необходимой и достаточной для ведения полноценного учебного процесса на основе современных образовательных и информационно-коммуникационных технологий;

– современные средства обучения – носители учебной информации, идентично отражающие основные принципы используемой концепции, создающие условия для организации эффективной познавательной деятельности студентов с учетом специфики предметной области, психологических особенностей восприятия и усвоения информации, развития умений работы с информацией;

– создание электронного сетевого сообщества, понимаемого как средство обеспечения эффективного сотворческого взаимодействия всех субъектов образовательного процесса и организации взаимопомощи студентов;

– разработку и внедрение современных средств оценивания результатов лингвометодической деятельности студентов в логике балльно-рейтинговой и критериальной систем оценивания;

– разработку и внедрение системы повышения профессионализма преподавателя лингвистических дисциплин, владеющего не только своей предметной областью, но и смежными областями знания, психолого-педагогическими знаниями, особенностями используемой концепции обучения, информационными и коммуникационными технологиями, спецификой организации учебного процесса в контексте диалогического подхода к целостной лингвометодической подготовке будущего учителя иностранного языка.

Научные положения, разработанные и получившие научно-методическое описание в исследовании (концепция целостной лингвометодической подготовки будущих учителей иностранного языка, методика формирования лингвометодической компетентности будущего учителя иностранного языка и её модельное описание) используются в профессиональной подготовке и переподготовке работников системы образования различных специальностей и направлений, о чём свидетельствует опыт внедрения материалов исследования, программы повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров г. Перми, Пермского края, Республики Казахстан.


Библиографическая ссылка

Безукладников К.Э., Мосина М.А. ЦЕЛОСТНОСТЬ ЛИНГВОМЕТОДИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА НА ОСНОВЕ ДИАЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА // Международный журнал экспериментального образования. – 2016. – № 1. – С. 145-149;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=9407 (дата обращения: 21.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674