Визуальная культура занимает важное место в современной культуре. Одним из элементов визуальной культуры является фотография, которая существует на разных уровнях, в том числе в области искусства. Для искусства XX–XXI вв. характерно стремление к слиянию художественно-образного способа освоения мира с другими формами человеческой деятельности. Это приводит к изменениям в самой структуре художественной образности. В контексте этой тенденции можно выделить такую модификацию синтеза художественной образности с документальным отражением реальности как художественный образ в фотографии. Фотография на протяжении своего относительно недолгого существования в истории культуры развивается стремительно, но художественный потенциал отстает от широты и всеохватности бытия в культуре. Фотографическая практика тяготеет к статусу искусства, но такие характеристики как возможность бесконечного тиражирования произведения, технологичность, документальная основа мешают иметь статус полноценного искусства. Существуют серьёзные сомнения в возможности для фотографии обретения статуса искусства.
Искусство предшествующих эпох нередко использовало факты, документы при создании художественной реальности. Однако делалось это не систематически, так как средства искусства не позволяли с предельной достоверностью создавать образы. Развитие технологий фотографии на рубеже XX–XXI вв. привело к кардинальному перелому в производстве фотодокументов эпохи. Технически фотография стала доступна абсолютному большинству в любой момент времени. Встраивание камеры в сотовый телефон сделало потенциальными фотографами всех владельцев телефонов. Появился и особый жанр селфи, автопортрет, который был доступен художнику в изобразительном искусстве, стал сопровождать повседневную жизнь каждого. Встает вопрос: расширилось ли так же использование художественных средств фотографии, как увеличение количества фотографов и фотографий.
Современное искусство постоянно работает с документальным материалом. В художественной культуре все чаще проявляется тяга к использованию документального принципа изображения, включаются реальные факты в содержание художественного произведения. Тенденция эта нашла разнообразные формы проявления в различных видах искусства в том числе в прямой репродуктивности художественной фотографии
В современной культуре кинематограф, художественная фотография, телевидение открывают небывалые возможности наглядной фиксации происходящего. Поиск своеобразия фотографии часто происходит при сравнении с другими видами искусства. В рамках теории кино велась полемика об отличии кино от фотографии. Кинообразу, как и художественному образу в целом, присущи целостность, окончательная завершенность. В образе разворачивается противоречие. С одной стороны, он совершенно понятный, с другой метафизически бесконечный. Стремление к постановке метафизических проблем в фотографии отмечал и Р. Барт. Это разворачивающееся противоречие воздействует на эмоции, опирается на воображение. Также важнейшее свойство кинообраза – отражение реальности. При этом отраженная часть выступает знаком отражаемого целого. Задаче отражать реальность соответствует документальность.
В художественных образах современности факт, документ не разрушает художественный образ, а становится его основой. Факт, приобретая черты художественной оформленности, живет по законам художественной реальности. Документ является исходным пунктом для художественного обобщения, либо идея документа связывает художественное начало. Можно сказать, что документ в художественном произведении перестает быть документом в чистом виде, утрачивает свое документальное начало, становится модификацией художественной условности. Художественное начало в таком «документально-художественном» образе утрачивает свою чисто художественную сущность, потому что он становится пронизан идеями, пропитан реальностью. Разумеется, это лишь одна из тенденций, наряду с которой существуют и другие.
В области киноискусства существует особый жанр – документальное кино. Документ эпохи существует на основе технического воспроизводства. Но этот документ несет на себе элемент художественности. Эмоциональное воздействие оказывает художественное начало. В документальном кино проявляется качество, о котором писал В. Беньямин в 1935 г. В эпоху технической воспроизводимости, когда «репродуцированное произведение искусства во все большей мере становится репродукцией произведения, рассчитанного на репродуцируемость», оно теряет свою уникальность. Когда произведение искусства утрачивает свое основное качество уникальность, тогда и исчезает аура произведения. Понятие «аура» Беньямин использовал в философском смысле, как уникальное ощущение дали, к которой невозможно приблизиться, которую можно только вдыхать. Беньямин делал свои теоретические выводы на основе анализа современного ему искусства, в частности он был увлечен творчеством не только режиссеров художественных фильмов – Эйзенштейна, Пудовкина, но и был поклонником Дзиги Вертова.
Теоретик отмечал, что кино проникнуто техникой, а воздействие кино и фотографии сравнивал с воздействием психоанализа: «место пространства, проработанного человеческим сознанием, занимает бессознательно освоенное пространство». Кинокамера открыла область визуально-бессознательного. Для кино этого период философ находил такие главные черты, как нацеленность на эксперимент и обучение. Именно в кино происходит политизация искусства. В разных культурах ситуация складывается в соответствии с политическим контекстом. Если в России 30-х годов происходила политизация искусства, то в Германии – эстетизация политики. Изменение технических стандартов привело к появлению новых форм искусства. Потребностям культуры отвечала документальность искусства.
Изменения в визуальной сфере культуры повлекли изменения в восприятии. Беньямин обратил внимание на мысль Хайдеггера, что в искусстве усиливается экспозиционная сущность, меняется чувственное восприятие человеком произведения искусства. Восприятие произведения распадается на два уровня: восприятие самого произведения искусства и восприятие экспозиционной ценности. Восприятие традиционных произведений искусства основывалось на погружении в него, вхождении в произведение, будило мысль человека. Такое глубинное восприятие порождали картины, звуковые музыкальные образы. А кино использует другой тип восприятия, который также был известен искусству, но не использовался столь широко. Например, при восприятии архитектуры издавна использовалась рассеянная форма восприятия. Техническая основа кино приводит к такому следствию – рассеянное восприятие стало ведущим способом восприятия. В «кино место мыслей заняли движущие образы» [1, с. 258]. Рассеянное восприятие концентрировала, собирала в определенный фокус документалистика. В культуре того времени стояла задача показать отсутствующую реальность. Одним из направлений искусства, которое решало такую задачу, было широкое использование документалистики. Документ соответствующим образом комментировался, вносились экспозиционные ценности, документальный фильм приобретал особую убедительность, и реальность приобретала несуществующие черты. Как видим, сопоставление кинообраза с художественном образом, размышления о специфике кино выявили и отличительные характеристики фотографии как застывшего изображения, привели к постановке такой проблемы по выражению Ю. Дамиша, как феноменология фотографического образа [3].
Фотография основана прежде всего на фиксации действительности, сама реальность становится выразительным средством. Фотография является одной из важных форм коммуникации современной культуры. В виртуальном пространстве Интернета идет интенсивное общение на основе фотографий. Фотография превращается в один из важнейший, массовых языков современной культуры. Так как в Интернете общение дистантное, виртуальное, то на помощь приходит художественная образность, которая позволяет передать эмоциональное состояние, переживания. Насколько владеют навыками художественной обработки фотографы, выставляющие свои фотографии в Интернете. В большинстве достаточно скромное. Абсолютное большинство пользователей Интернета и не задумывается о повышении своих навыков в области фотоискусства. В том числе потому, что рассеянное внимание не предъявляет требований к умениям и навыкам в области художественных возмоностей фотографии.
Фотография сегодня сопровождает развитие культурных индустрий, в частности, рекламу, где востребованы профессиональные фотографии. Но теоретики культурных индустрий не выделяют фотографию в отдельную форму среди других творческих индустрий России [4, с. 142–174]. В перспективе развития фотография может стать в России одной из культурных индустрий. Городская культура включает различные институции, связанные с фотографией – массовую повседневную фотографию, документальную фотографию, репортажную фотографию фотожурналистов, рекламную фотографию, художественные фотографии, фотостудии, фотовыставки, фотоконкурсы, школы фотографии, фирмы, занимающиеся лизингом фотоаппаратуры и др. Есть факторы, которые мешают занять фотографии место среди других культурных индустрий. Деятельность фотохудожника не имеет четко определенного статуса в современной российской культуре. В художественных вузах практически не учат по направлению подготовки фотоискусство. Фотография по наличию инфраструктуры сосредоточенной вокруг данной деятельности может претендовать на статус культурной индустрии. Картирование предприятий и ресурсов, связанных с фотографией, позволяет предварительно говорить о преобладании на данном этапе развития российской культуры коммерческой составляющей в фотографии, художественная составляющая не выделяется в полноправную часть городской культуры, звучит гораздо скромней. Сектор творческих индустрий в России не развит в целом и в области фотографии в частности. А ели говорить о фотографии, то, одна из главных причин недостаток профессиональных кадров и отсутствие системы профессионального образования, а также дотаточно неопределенный статус фотографии как искусства.
Фотография является составной частью междисциплинарных проектов мультидимедиа. В мультимедийных перфомансах используется язык фотографии, наряду с языком книг, кино, видео, телевидения, Интернета. Мультимедийные программы востребованы в музеях, фестивалях, выставках, хотя еще и недооценены, плохо защищены авторские права создателей. Технологии мультимедийных проектов расширяют поле распространение продуктов данного вида творчества. В медиапроектах происходит синтезирование различных видов искусства, и фотография становится элементом нового синтеза искусств. Для фотографии серьезной проблемой является её нетождественность самой себе, а зависимость от различных объектов или произведений других видов искусств. Д. Бёрджер увидел не возможность для фотографии полноправно войти в мир искусств в силу того, что она не может стать собственностью, произведение фотографа не уникально, его можно бесконечно воспроизводить [2, с. 19]. Хотя можно возразить, что авторское право распространяется на фотографии. Фотография может быть собственностью, хотя не столько на уровне коллекционирования, сколько на уровне автора. Также уникальностью обладает выбранный момент съемки, который никогда не повториться.
Как видим, фотография вызывает интерес теоретиков и можно проследить логику движения теоретической мысли от сопоставления фотографии с другими видами искусств – изобразительным искусством, кинематографом, музыкой, до выявления ообенностей бытия в культуре [5, c. 11–22]. Важные теоретические выводы прозвучали при анализе влияния на фотографию техники и массовой культуры. Но важным является и такой уровень бытия фотографии в культуре как возможности создания художественной образности. Фотография основана на документальной фиксации происходящего, важнейшей характеристикой является выбор момента времени. В искусстве традиционно существуют варианты взаимодействия с документальностью, в том числе документ может служить основой создания художественной ткани. Фотография на основе документализма способна создавать художественный образ. И стремление для фотографии к документализму, в том числе и художественной фотографии, является преобладающим. Художественный образ порождает многообразие смыслов, в этом его притягательность и сила. Художественность в фотографии – это не столько разнообразные приемы, хотя они имеют место в экспериментальных формах, но это прежде всего умение остановить такое мгновение на фотографии, которое рождает в сознании зрителя художественный образ, на основе документальных форм рождается художественное переживание, появляются новые смыслы осознания реальности – от проявления бессознательных импульсов, до убедительности публицистических положений.
Библиографическая ссылка
Малинина Н.Л. КУЛЬТУРНЫЕ СМЫСЛЫ БЫТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗА В ФОТОГРАФИИ // Международный журнал экспериментального образования. – 2016. – № 1. – С. 189-192;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=9417 (дата обращения: 21.11.2024).