Особенности развития современного общества диктуют настоятельную необходимость реализации активных изменений в подготовке будущих специалистов в области медицины. Высшее медицинское образование, будучи гуманитарным по своей сути, перестает быть только профессиональным, становясь элементом общей культуры из-за непосредственной связи с проблемами человека, его здоровья и жизни.
Основная задача медицинского образования заключается в содействии становлению личности специалиста, осознающего высокий уровень ответственности за жизнь и здоровье пациентов, обладающего как теоретическими знаниями, так и практическими умениями и навыками оказания медико-санитарной помощи. Процесс профессионального развития определяется, прежде всего, наличием у студентов медицинского вуза отчетливого Образа профессионального будущего.
Специфика понятия «Образ» как педагогической категории представляет собой субъективную картину окружающего мира, включающую как самого субъекта, других людей, так и пространственное окружение и временную последовательность разворачивающихся событий [2].
По мнению С.Л. Рубинштейна, Образ представляет собой чувственное впечатление, в котором отношения, явления и их свойства служат для субъекта предметами или объектами познания, он выступает регулятором поведения и деятельности как результат познавательной активности субъекта; Образ в гносеологическом смысле определяется познавательным отношением чувственного впечатления к реальности, которая существует вне его и не исчерпывается его содержанием [6].
Анализ философской и психолого-педагогической литературы позволил трактовать категорию «Образ» как продукт отражения, который возникает в предметной деятельности человека. Следует отметить, что появление нового Образа преломляется через прошлый опыт человека, через уже имеющиеся в его памяти Образы ранее отраженных явлений и предметов. Но Образ – это не зеркальное отражение действительности, Образ является результатом активного взаимодействия человека с окружающим его миром. Образ представляет собой активное, действующее начало, оказывающее влияние не только на само восприятие, но и на мотивацию личности, а через мотив – на деятельность субъекта [5]. В процессе отражения окружающего мира возникают, формируются и развиваются личностные качества человека, его интересы, потребности, жизненный опыт.
Следовательно, обязательным условием жизни человека является его способность отражать окружающий мир и формировать свой субъективный Образ мира. Наличие подобного Образа дает возможность будущему врачу ориентироваться в действительности, организовывать свою деятельность преобразуя объективную реальности в соответствии со своими потребностями, мотивами и интересами, регулируя разнообразные процессы собственной жизнедеятельности. Формирование Образа происходит в процессе активной деятельности студента медицинского вуза (субъекта), вследствие чего, Образ становится всё более адекватным объекту, при этом он вторичен к оригиналу и всегда богаче.
Осуществляя регулирующую функцию, Образ вызывает различные по силе и эмоциональной окраске переживания, побуждая к разнообразным действиям и поведенческой активности, поскольку даже само желание действия подразумевает регуляцию будущего поведения.
Не вызывает сомнения тот факт, что процессу получения предметного результата любого вида деятельности предшествует возникновение потребности, представления, цели, внутреннего Образа.
Анализ научной литературы и собственное исследование позволяют нам определить Образ как результат ценностного и целостного отражения окружающей действительности, субъективное явление, формирование которого происходит в процессе деятельности, предметно-практической, мыслительной и чувственной активности. Образ способен вызывать ценностные переживания и характеризуется не только степенью и силой переживания, но и эмоциональной заряженностью и субъективной значимостью. Именно мысленный Образ представляет собой результат абстрагирующей деятельности субъекта, проявляясь через взаимодействия субъекта и объекта, через преобразующее и активное отношение субъекта к объекту.
Следовательно, в более широком смысле, Образ рассматривается как субъективная форма отражения реальности, в узком же – понятие Образ используют для обозначения чувственных форм отражения. Как видно, характеристики понятия Образ не только многогранны, но и глубоко индивидуальны для каждого человека [1].
Проведенное нами исследование позволяет предположить, что в структуре любого Образа интегрируются знание о мире, себе как о субъекте врачебной деятельности, особенностях будущей профессиональной деятельности, что выражается в профессиональном самосознании и познании себя как субъекта профессиональной деятельности, приводя к саморазвитию, самосовершенствованию и самоактуализации. Совокупность ценностных представлений о мире будущей профессии и себе как субъекте профессиональной деятельности проявляется в различных эмоциональных состояниях, связанных с личностной и профессиональной сферами. Регуляция профессиональной деятельности и поведения личности направлена на реализацию мотивов выполнения профессиональной деятельности, предоставляя возможность профессионального саморазвития. Самоанализ и самооценка деятельности отражает процессуальную сторону познания себя и активизацию всех процессов «самости».
Следовательно, Образ, с одной стороны представляет собой отражение объективной реальности, с другой – важнейшее звено в системе регуляции деятельности человека, будучи по своей форме, полностью субъективным. Содержание Образа – не является статичным, оно постоянно обогащается, корректируется и уточняется в процессе деятельности. Становление Образа – процесс активный, в ходе которого имеет место получение и переработка информации из окружающей действительности.
С.Д. Смирнов показал, что частные, отдельные представления, Образы – регуляторы поведения и деятельности, возникают в контексте целостного Образа мира, сформировавшегося к данному моменту у человека, являясь исходной точкой и результатом любого познавательного процесса [7].
Необходимо отметить, что Образов мира у студентов медицинского вуза столько же, сколько людей, и одним из факторов типизации этих Образов является их учебная и профессиональная деятельность. Владение деятельностью обуславливает и принадлежность к профессиональной общности с характерным для нее образом жизни, и возможностью заниматься определенным видом профессиональной деятельности т.е. иметь возможность обретать все более высокую квалификацию, что приводит к специализации и индивидуализации Образа мира у каждого профессионала в области медицины. Формируясь в деятельности, Образ мира регулирует поведение личности, поскольку зависит от индивидуального опыта человека и конкретных условий, в которых этот опыт складывается.
Всё вышесказанное позволяет нам рассмотреть Образ мира как целостную, многоуровневую и ценностную систему, полученную в результате синтеза знаний и представлений человека о мире, других людях, себе и своей деятельности. Становление Образа мира проходит в несколько этапов. Первоначально имеет место становление Образов, отражающих внешний мир, затем под влиянием субъекта объективные Образы видоизменяются. Специфика каждого Образа мира определяется индивидуальными особенностями личности. Инвариантом Образа мира, который соотносится не с личностно-смысловыми образованиями, а с социально выработанными основами является Образ мира будущей профессии, выступающий в качестве его актуализированной части, становление которого и есть одна из задач профессионального обучения в вузе.
Согласно Е.А. Климову, Образ мира будущей профессии, свойственный тем или иным людям, – важнейшая составляющая их сознания и регулятор их профессионального поведения [3].
Поскольку Образ мира будущей профессии начинается с познания окружающей профессиональной действительности, его можно охарактеризовать как начальную фазу развития ценностных ориентаций. Становление ценностного отношения к профессиональной действительности составляет основу Образа мира будущей профессии. Ценностное отношение к окружающему профессиональному миру представляет собой результат осмысления явлений профессионального мира, взаимоотношений с другими людьми, представляющими важность и значимость для личности. В процессе профессиональной подготовки студентов медицинского вуза происходит обогащение Образа мира будущей профессии посредством присвоения профессиональных ценностей; обогащения и расширения медико-биологических знаний; совершенствования практических умений и навыков оказания качественной и эффективной медицинской помощи, направленной на сохранение жизни и здоровья пациентов; осуществления самоанализа и самооценки собственной деятельности.
Следовательно, Образ мира будущей профессии у студентов медицинского вуза мы можем определить как совокупность ценностных представлений о мире будущей профессии, суть которой заключается в сохранении здоровья и жизни людей, ценностного отношения к профессиональной деятельности и ее системного характера. Образ мира будущей профессии (врач) является «инструментом» при помощи которого студент ориентируется в профессиональном контексте жизни, изменяя его, подстраивая его под себя и одновременно, изменяясь сам. Представления студента о мире будущей профессии, себе в данной профессии – область существования важнейших условий регулирования и саморегуляции его активности, интерпретации собственного опыта.
Своеобразным внутренним фильтром, помогающим осмыслить ситуацию и придать ей значение, выступает Образ Я (будущий врач). Образ Я – многоуровневая организация, включающая и Образ Я – настоящее (реальное), Я – динамическое, Я – идеальное, Я- профессиональное, Я – будущее (возможное) [4].
Формирование Образа Я также является многофакторным процессом, непосредственно связанным с развитием диапазона деятельности и общения. Оно происходит на основе множества самооценок и самоанализа, связанных с ними трансформаций целого ряда элементов идеального «Я». Большое значение в становлении Образа Я имеет соотнесение личности своего реального «Я» с идеальным «Я», которым обладает каждая личность.
Все это позволяет определить нам Образ Я как относительно устойчивое, осознанное, особое ценностное образование, переживаемое как неповторимая система представлений человека о себе, на основе которой он строит отношение к себе, миру и другим людям. Формирование Образа Я является продуктом и результатом развития самосознания – одной из важнейших характеристик личности. На базе общего самосознания строится профессиональное самосознание, которое включает представление личности о себе, своей ценности, вкладе в общее дело, оказывая воздействие на становление Образа Я – профессиональное (будущий врач).
По мнению Е.А. Климова, структура профессионального самосознания предполагает: осознание своей принадлежности к определенной профессиональной общности; знание человека о степени своего соответствия профессиональным эталонам, о своем месте в профессиональной системе; о степени его признания в профессиональной группе; о своих сильных и слабых сторонах, путях самосовершенствования, вероятных зонах успеха и неудач; представление о себе и своей работе в будущем [3].
Это дает нам возможность предположить, что осознание и присвоение студентами медицинского вуза ценностей будущей профессии в качестве личностно-значимых, перевод теоретических знаний на язык конкретных профессиональных ситуаций реального здравоохранения, принятие профессионального стиля деятельности и общения, развитие рефлексивного мышления составляют содержание Образа Я – профессиональное (будущий врач).
Следует отметить, что Образ Я – профессиональное (будущий врач) для студентов медицинского вуза не является статичным. Это динамичное образование, которое может изменяться, уточняться, дополняться, трансформироваться. Образ Я – профессиональное, будучи особым ценностным образованием, переживаемым как неповторимая система ценностных представлений студента медицинского вуза о себе как о будущем враче, на основании которой он строит отношение к себе, профессиональному миру и другим людям в своей деятельности по сохранению здоровья и жизни людей, является необходимым этапом на пути становления Образа профессионального будущего.
Образ профессионального будущего у студента медицинского вуза мы можем рассматривать как системно-ценностное образование, включающее его представление о мире, себе, цели и смысле жизни, ценностное отношение к жизнедеятельности в целом и будущей профессии врача в частности, целеполагание, планирование, прогностические умения и умения строить временную перспективу жизнедеятельности.
Таким образом, понятие Образа профессионального будущего неразрывно связано как с личностью будущего специалиста в области медицины, которая является носителем данного Образа, так и непосредственно с будущей профессиональной деятельностью. Совокупность адекватных представлений о мире будущей профессии врача, о себе, как о будущем профессионале в сфере здравоохранения, является важным условием становления Образа профессионального будущего у студентов медицинского вуза, как и планирование ими своей профессиональной жизни и ее реализации.
Образ профессионального будущего у студентов медицинского вуза – это результат их представлений о выбранной профессии и ценностного отношения к ней. Он определяется характером развития общего и профессионального самосознания личности, сформированностью его Образа Я – профессиональное. Образ профессионального будущего непосредственно связан с обобщенным Образом мира будущей профессии врача, поскольку одним из важнейших условий успешного вхождения студента медицинского вуза в профессию является активное становление Образа мира будущей профессии, расставляющего акценты значимости в мире ценностей, отношений, предметов и явлений. По мере динамики профессионального развития личности будущего специалиста в области медицины изменяется Образ его профессионального будущего в ходе освоения профессии и реального приобщения к ней.
В Образе профессионального будущего у студентов медицинского вуза находят свое отражение представления о ценностях врачебной деятельности и врачебного сообщества (в том числе и на основе создания интегрального Образа врача, который формируют собирательные Образы выдающихся врачей прошлого и настоящего: Асклепиада, А.Ф. Билибина, В.Ф. Войно-Ясенецкого, Ф.П. Гааза, Н.И. Пирогова, Е.И. Чазова и многих других), развитие ценностных ориентаций будущего врача; владение профессионально-ориентированными знаниями о целях и способах деятельности по сохранению жизни и здоровья пациентов; знания о личности врача – профессионала, профессионально значимых качествах, профессиональных мотивах и намерениях; наличие практических умений и навыков по оказанию профилактической, диагностической и лечебной помощи; владение рефлексивными умениями.
Не менее важным является и вопрос взаимоотношения и взаимовлияния Образов в процессе профессионального развития личности. Проблема взаимодействия и взаимоотношения Образов интересна с позиций аксиологической концепции А.В. Кирьяковой [2]. Согласно данной концепции особо значимой является ориентация студентов (в нашем исследовании – студентов медицинского вуза) в мире ценностей профессионального сообщества, представление о себе самих, своих возможностях и своей жизненной перспективе. Это сложный триединый процесс восхождения к Образу своего профессионального будущего: от Образа мира будущей профессии, через Образ Я – профессиональное к Образу профессионального будущего.
Так, на этапе становления Образа мира будущей профессии врача происходит присвоение студентом ценностей профессионального медицинского сообщества, что способствует формированию ценностного отношения к будущей профессии и профессиональной деятельности. Этап становления Образа Я – профессиональное (будущий врач) подразумевает преобразование личности будущего специалиста в области медицины на основе присвоенных профессиональных ценностей и осознания их личностно-значимыми. Третий этап – прогнозирование, целеполагание и проектирование профессионального будущего обеспечивает формирование Образа профессионального будущего. На этом этапе происходит систематизация и выстраивание иерархии собственной шкалы ценностей, формируется жизненная перспектива. Образ профессионального будущего у студентов медицинского вуза является ядром в развитии индивидуального профессионального поля личности будущего специалиста в области медицины и представляет завершающую фазу ориентации личности в мире ценностей.
Следовательно, именно образная сфера является регулятором деятельности студента медицинского вуза в процессе его личностного и профессионального развития. Она обладает огромным значением в познании окружающего мира, развитии ценностного потенциала личности будущего врача, постижении духовных смыслов жизни, соединяя прошлое с настоящим и будущим, способствуя приобретению опыта и определяя, во многом, развитие личности, ее профессиональные и жизненные цели и перспективы.
Библиографическая ссылка
Заболотная С.Г. СИСТЕМА ООБРАЗОВ КАК СПОСОБ И РЕГУЛЯЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА // Международный журнал экспериментального образования. – 2016. – № 2-1. – С. 38-42;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=9427 (дата обращения: 21.11.2024).