Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТРАЕКТОРИЙ СТУДЕНТОВ-СПОРТСМЕНОВ РАЗНЫХ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИМИ САМООБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ РАБОТЫ С ИНФОРМАЦИОННЫМИ РЕСУРСАМИ

Камалеева А.Р. 1 Хадиуллина Р.Р. 2
1 ФГНУ «Институт педагогики и психологии профессионального образования» Российской академии образования»
2 ФГБОУ ВПО «Поволжская государственная академия физической культуры спорта и туризма»
В статье рассматриваются возможности использования сформированных самообразовательных умений и навыков работы с информационными ресурсами для проектирования и реализации студентами-спортсменами разных форм обучения их индивидуальных образовательных траекторий. Индивидуальные образовательные траектории студентов-спортсменов зависят от формы обучения (очная форма, очная форма по индивидуальному плану обучения, заочная форма) и включают в себя следующие процессы: учебно-познавательный, тренировочно-соревновательный, социально-коммуникативный. Сформированные самообразовательные умения и навыки работы с информационными ресурсами позволяют студентам-спортсменам разных форм обучения успешно совмещать спорт и обучение.
студенты-спортсмены
индивидуальные образовательные траектории
самообразовательные умения и навыки работы с информационными ресурсами
1. Андреев А.А. К вопросу об определении понятия «дистанционное обучение» // Дистанционное образование. – 1997. – № 4. – С. 16–19.
2. Вайндорф-Сысоева М.Е. Организация виртуальной образовательной среды в подготовке педагогических кадров к инновационной деятельности: дис. … д-ра пед. наук: 13.00.08. – М., 2009. – 388 с.
3. Камалеева А.Р. Научно-методическая система формирования основных естественнонаучных компетенций учащейся молодежи: дис. … д-ра пед. наук. – М., 2012. – 452 с.
4. Камалеева А.Р. Самообразование как необходимое условие непрерывного образования современного человека // Наука Красноярья. – 2012. – № 2. – С. 203–219.
5. О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об образовании» в части применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий» от 28 февр. 2012 г. № 11– ФЗ // Рос.газ. – 2012. – 2 марта. – № 5719 (вступил в силу с 11 марта 2012 г.).
6. Об образовании в Российской Федерации: приказ от 29 декабря 2012 г. № 273–ФЗ // Рос.газета. № 5976. – 2012. – 31 декабря 2012 г. – С. 1.
7. Полат Е.С. К концепции дистанционного обучения / Е.С. Полат, А.Е. Петров, Ю.В. Аксенов // Сборник научных трудов МИЭМ. – М., 1997.
8. Хадиуллина Р.Р. Информационные технологии в организационно-методическом сопровождении введения федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) (на примере спортивного вуза) / Р.Р. Хадиуллина, Э.Ш. Шамсувалеева // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева. – 2013. – № 3 (79). – С. 178–183.
9. Хадиуллина Р.Р. Концептуальные основы использования дистанционного обучения в вузах физической культуры / Р.Р. Хадиуллина, М.И. Галяутдинов / Теория и практика физической культуры. – 2014. – № 4. – С. 57–60.
10. Якиманская И.С. Технология личностно-ориентированного образования. – М.: Сентябрь, 2000. – 176 с.

Специфика образовательного процесса в вузах физической культуры определяется длительной территориальной разделенностью студентов-спортсменов от учебного заведения в связи с необходимостью их подготовки и участия в соревнованиях различного уровня. В результате студенты вынуждены переходить на индивидуальный план обучения или обучаться по заочной форме. Форма обучения студента-спортсмена определяет, по какой индивидуальной образовательной траектории будет осуществляться образовательный процесс. При этом для получения равного доступа к качественному образованию большую роль играют сформированные самообразовательные умения и навыки работы с информационными ресурсами, которые позволят студентам-спортсменам осуществлять учебно-познавательный и социально-коммуникативный процессы в условиях виртуальной образовательной среды, в основе которой лежит дистанционная платформа обучения Moodle.

Цель исследования – спроектировать индивидуальные образовательные траектории студентов-спортсменов разных форм обучения (очная форма, очная форма по индивидуальному плану обучения, заочная форма) на основе использования ими самообразовательных умений и навыков работы с информационными ресурсами.

Материалы и методы исследования

Проектирование и реализация индивидуальных образовательных траекторий осуществлялось на базе ФГБОУ ВПО «Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма» г. Казани со студентами 1 курса направления «Физическая культура» разных форм обучения: очной формы – 112 студентов, очной формы с индивидуальным планом обучения – 117, заочной формы – 118. Таким образом, общий охват студентов составил 357 человек. Для реализации поставленной цели была изучена соответствующая психолого-педагогическая и учебно-методическая литература [1, 2, 7, 10] и др., проведен анализ нормативно-правовых документов [5, 6] и др., использованы внутренние документы вуза («Рекомендации по разработке электронных курсов в обучающей среде Moodle», «Положение о балльно-рейтинговой оценке знаний студентов», «Положение об использовании дистанционных образовательных технологий в учебном процессе») и др.

Результаты исследования и их обсуждение

Сформированные самообразовательные умения и навыки (СУН) работы с информационными ресурсами позволяют студентам-спортсменам осуществлять учебно-познавательный и социально-коммуникативный процессы в условиях виртуальной образовательной среды вуза. Умения, сформированные у студентов-спортсменов в процессе изучения одной дисциплины (например, информатики), в дальнейшем находят свое применение для освоения других дисциплин (физики и др.), для формирования основных профессиональных компетенций, в самообразовании и практической деятельности [5].

В процессе изучения информатики у студента-спортсмена изначально формируются устойчивые учебные навыки (УН) работы на персональном компьютере. Овладение компьютерной грамотностью, основами современной методологии использования информационных технологий и практической их реализации в дальнейшем приводит к формированию обобщенных умений и навыков (ОУН). В дальнейшем использование ОУН для самостоятельного изучения других дисциплин, например, физики приводит к формированию самообразовательных умений и навыков (СУН), что, в свою очередь, способствует формированию определенного уровня обученности студента (УОС) по данным дисциплинам. В дальнейшем, эти умения позволяет студенту-спортсмену осуществлять планирование, организацию и контроль различных видов своей деятельности: тренировочно-соревновательной, учебно-познавательной, социально-коммуникативной.

В результате, процесс формирования у студентов-спортсменов самообразовательных умений и навыков (СУН) работы с информационными ресурсами можно представить в виде следующей дидактической цепочки: УН → ОУН → СУН → УОС → умение организовывать, планировать, контролировать тренировочно-соревновательную, учебно-познавательную, социально-коммуникативную деятельности [4]. Общая схема использования сформированных СУН работы с информационными ресурсами, приобретенных в процессе изучения информатики, для самостоятельного изучения других дисциплин, например, физики в условиях виртуальной образовательной среды, представлена на рис. 1:

pic_2.tif

Рис. 1. Схема изучения дисциплин в условиях виртуальной образовательной среды

Данный процесс фактически подразумевает реализацию студентом-спортсменом индивидуальной образовательной траектории, которая будет определяться формой его обучения: очной, очной с индивидуальным планом, заочной. Таким образом, индивидуальная образовательная траектория включает в себя учебно-познавательную, тренировочно-соревновательную, социально-коммуникативную виды деятельности и определяется формой обучения студента-спортсмена [9] (см. рис. 2).

pic_3.tif

Рис. 2. Индивидуальные образовательные траектории студентов-спортсменов разных форм обучения

При поступлении в академию каждый студент-спортсмен получает индивидуальные идентификационные логин и пароль, открывающие доступ к электронным учебно-методическим комплексам дисциплин (ЭУМКД), размещенных на платформе дистанционного обучения Moodle. Сотрудники административного управления (деканат факультета), отдела информационных технологий (It-отдел) проводят вводный курс по особенностям использования дистанционных образовательных технологий в академии.

Такой вводный курс позволяет студентам-спортсменам:

– иметь представление об использовании современных коммуникационных технологий для коммуникации и обмена информацией между субъектами образовательного процесса (студенты, преподаватели, тренеры, сотрудники отдела информационных технологий, сотрудники административного управления);

– изучить возможности платформы дистанционного обучения Moodleдля осуществления учебно-познавательного и социально-коммуникативного процессов;

– ознакомиться с особенностями обучения с использованием дистанционных образовательных технологий (требования по изучению лекционного материала, выполнению практических, тестовых, интерактивных заданий; график выполнения заданий, контрольных работ и способы их оценивания; особенности использования учебных пособий, электронных курсов; необходимость планирования самостоятельной работы в течение семестра; порядок подготовки к экзаменационной сессии; возможность получения консультаций от преподавателей, сотрудников административного управления и отдела информационных технологий в on-line и off-line режимах) [8]. После вводного курса индивидуальные образовательные траектории студентов-спортсменов разных форм обучения в дальнейшем расходятся.

Учебно-познавательный процесс студентов-спортсменов очной формы обучения, в основном, проходит в стенах учебного заведения: посещение лекционных, семинарских, лабораторных и практических занятий. В рамках аудиторных практических занятий проходят тренировочные занятия. Студенты выполняют задания, предусмотренные для самостоятельной работы; часть из них, в виде тестов, интерактивных упражнений, анкетирования выполняется дистанционно. На протяжении всего учебно-познавательного процесса у студента-спортсмена есть возможность очного коммуникативного общения со всеми субъектами образовательного процесса: со студентами, преподавателями, тренером, сотрудниками административного управления и отдела информационных технологий. В случае болезни такое общение может быть дистанционным, благодаря возможностям платформы Moodle. Текущий контроль за результатами прохождения учебных модулей осуществляется как в очной, так и в дистанционной форме.

Студенты, обучающиеся очно по индивидуальному плану (ИПО), после проведения вводного курса по использованию дистанционных образовательных технологий консультируются с преподавателями по вопросам структуры электронной версии изучаемой дисциплины, графика прохождения и оценивания учебных модулей. Далее такие студенты-спортсмены уезжают на тренировочные сборы и соревнования, поэтому лекционные и практические аудиторные занятия они посещают частично при отсутствии совпадений с графиком тренировочно-соревновательного процесса. В свободное от тренировок и соревнований время студенты благодаря сформированным самообразовательным умениям и навыкам работы с информационными ресурсами (СУН) самостоятельно осваивают в системе дистанционного обучения Moodle электронную версию дисциплин (ЭУМКД): изучают лекционный материал, выполняют практические, интерактивные, виртуальные лабораторные и тестовые задания. По всем возникающим при изучении дисциплин затруднениям возможна консультация с преподавателем (а также с другими субъектами образовательного процесса) как в очной, так и в дистанционной форме.

Студенты, обучающиеся по заочной форме обучения, после проведения установочных лекций, вводных практических занятий по изучаемым дисциплинам, получения графика изучения дисциплин покидают стены учебного заведения для продолжения своей основной работы, тренерской деятельности, участия в спортивных сборах и соревнованиях. Изучение электронных учебно-методических комплексов дисциплин (ЭУМКД), в основном, происходит самостоятельно благодаря сформированным навыкам работы с информационными ресурсами: все необходимые материалы выложены в системе дистанционного обучения Moodle. Для таких студентов предусмотрены различные виртуальные опросы: чаты (on-line режим), форумы (off-line режим); существует возможность заочного (а при необходимости и очного) консультирования с преподавателем (и другими субъектами образовательного процесса). Дополнительная аттестация в виде сдачи зачетов и экзаменов для студентов-спортсменов разных форм обучения осуществляется очно.

Заключение

Таким образом, нами были спроектированы индивидуальные образовательные траектории, позволяющие студентам-спортсменам разных форм обучения получать равные образовательные возможности: равный доступ к качественному образованию независимо от формы обучения. Большую роль в этом играют сформированные самообразовательные умения и навыки работы с информационными ресурсами, активное использование которых в условиях виртуальной образовательной среды вуза способствует формированию у студента-спортсмена высокого уровня обученности по различным дисциплинам и умения организовывать, планировать и контролировать тренировочно-соревновательную, учебно-познавательную и социально-коммуникативную деятельности.


Библиографическая ссылка

Камалеева А.Р., Хадиуллина Р.Р. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТРАЕКТОРИЙ СТУДЕНТОВ-СПОРТСМЕНОВ РАЗНЫХ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИМИ САМООБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ РАБОТЫ С ИНФОРМАЦИОННЫМИ РЕСУРСАМИ // Международный журнал экспериментального образования. – 2016. – № 2-1. – С. 47-50;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=9429 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674