Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

«НОВАЯ ПЕДАГОГИКА» В.П. ВАХТЕРОВА: ИССЛЕДОВАНИЕ ГЕНДЕРНЫХ РАЗЛИЧИЙ

Россова Ю.И. 1
1 Арзамасский филиал ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского»
В статье представлены размышления известного ученого-педагога конца XIX – начала XX веков В.П. Вахтерова о социально-психологических различиях мужчин и женщин, об особенностях стиля их поведения. Затрагивается имеющая особый интерес для ученого проблема соотношения мужской и женской преступности, равноценности и равноправия полов. В работе анализируются результаты проведенного В.П. Вахтеровым экспериментального исследования, направленного на изучение влияния пола на интересы детей 9–14 лет. Рассматриваются психологические и поведенческие особенности мальчиков и девочек, выделенные педагогом в ходе своего эксперимента, показывается общность идей ученого и современных гендерных представлений, подчеркивается значимость сделанных В.П. Вахтеровым открытий для современной гендерной педагогики. Автором рассматривается затронутый ученым в начале XX века вопрос о совместном обучении мальчиков и девочек, что соответствует общемировой тенденции к совместному обучению и связывается с необходимостью создания основы для дальнейших межличностных контактов.
В.П. Вахтеров
«новая педагогика»
гендерная педагогика
гендерная психология
психология пола
фемининность
мальчик
девочка
младший школьник
совместное обучение
1. Вахтеров В.П. Досужные беседы // Смоленский вестник. – 1878. – № 6.
2. Вахтеров В.П. Основы новой педагогики. – Т.1. – М., 1913. – 583 с.
3. Конева И.А., Кузнецова К.Э. К проблеме образа Я и самооценки младших школьников с задержкой психического развития // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2–3.
4. Крайг Г. Психология развития. – СПб., 2000. – 992 с.
5. Мухина В.С. Возрастная психология. – М., 1999. – 456 с.
6. Овчарова Р.В. Психология родительства. – М., 2005. – 368 с.
7. Россова Ю.И. «Новая педагогика» В.П. Вахтерова: личность ребенка как высшая ценность // Приволжский научный вестник. – 2014. – № 8–2 (36). – С. 105–107.
8. Россова Ю.И. Формирование педагогических взглядов В.П. Вахтерова в Нижегородский период его жизнедеятельности // Вестник НГТУ им. Р.Е. Алексеева. Серия: Управление в социальных системах. Коммуникативные технологии. – 2013. – № 1. – С. 63–72.
9. Россова Ю.И. Функция учителя в образовательном процессе: современная педагогика и «новая педагогика» В.П. Вахтерова // Современные научные исследования и инновации. – 2015. – № 4–5 (48). – С. 9–13.
10. Симакова Ю.И. Гуманистическая система начального образования В.П. Вахтерова, 1853–1924 гг.: дис. ... канд. наук. – Нижний Новгород, 2002.

В.П. Вахтеров (1853–1924) известен как крупный ученый, создатель «новой», или эволюционной, педагогики, основной идеей которой является идея развития, как исследователь, изучавший широкий круг вопросов педагогики и психологии детского возраста [7, 8, 9, 10]. Не обошел он своим вниманием и проблему психологии пола. Педагог рассмотрел психологические и поведенческие свойства, характерные для мужчин и женщин, изучил и выявил зависимость между полом и интересами детей 9–14 лет, выделил психологические особенности мальчиков и девочек этого возраста, обосновал идею совместного обучения мальчиков и девочек с позиции психологии пола. Эти положения В.П. Вахтерова в зачаточном виде отражают идеи гендерной психологии, которая набирает научные обороты, активно развивается и является в настоящее время самостоятельной отраслью научного знания.

Интерес В.П. Вахтерова к проблеме психологии пола и его экспериментальные исследования в данной области являлись новаторским шагом в начале XX столетия. В этот период в отечественной психологии не изучались проблемы пола и межполовых отношений и публикаций по данным вопросам не было. Анализировались труды З. Фрейда, К. Юнга, О. Вейнингера. Книга австрийского философа О. Вейнингера «Пол и характер», в которой автор резко противопоставляет нравственную и духовную ценность мужчины инстинкту и духовной подчиненности женщины, впервые опубликованная в России в 1908 году, вызвала много толков и дискуссий.

Вопросы психологических особенностей мужчин и женщин, статуса и роли женщины в российском обществе обсуждались не на страницах психологических изданий, а в работах философов, представителей естественнонаучных дисциплин, общественных деятелей.

Характерным для В.П. Вахтерова, как и для многих философов (В. Соловьева, Н. Бердяева, В. Розанова и др.), являлось противопоставление социально-психологических свойств личности, стиля поведения мужчин и женщин. Он указывал, что интеллектуальные и нравственные качества мужчин и женщин существенно различаются и дополняют друг друга.

Женщина, подчеркивает ученый, не дала ни одного гения в области науки и искусства, равных Сократу, Платону, Аристотелю, Ньютону, Рафаэлю, Моцарту, Бетховену. Но зато «нравственный гений, состоящий из любви, нежности и самопожертвования», по мнению В.П. Вахтерова, воплощается именно в женщине.

Фемининность, с точки зрения педагога, проявляется в таких характеристиках, как чуткость, чувствительность, самоотверженность, отзывчивость. Женщины, по его мнению, лучше понимают чувства и переживания другого человека, легче разбираются в тонкостях человеческих отношений. В.П. Вахтеров писал: «…из чувств у женщины преобладает сострадание, симпатия, сочувствие и вообще альтруистические эмоции, – все то, что соприкасается с чувством любви. Женщина скорее мужчины почувствует красоту самоотвержения, великодушия, преданности, бескорыстия, доброты, потому что, как мать, она сама полна и самоотвержения, и доброты, и преданности» [2, с. 550–551].

В своей статье «Досужные беседы» ученый затронул важную для него проблему: кто, мужчина или женщина, достоин большего доверия, кто из них нравственнее, кто менее преступен? При этом он высказывал очень гуманное и добронравное отношение к нравственным особенностям женщины.

Отличительной чертой преступника педагог считает жестокость, отсутствие жалости. Ученый отмечает, что поскольку в женщине сильнее развито чувство сострадания, то и преступниц встречается гораздо меньше (в 10 раз меньше). В «Досужных беседах» В.П. Вахтеров приводит данные из отчета духовщинского съезда мировых судей: из 2163 человека, обвиненных мировыми судьями в течение семи лет (1869–1875 гг.), мужчин было 1958, а женщин 205. Педагог обращает внимание своего собеседника, что «...на совести женщин лежит в 10 раз меньше преступлений, чем на совести мужчин; и в жизни, и в истории женщина играет несравненно менее преступную роль, чем мужчины» [1]. Таким образом, В.П. Вахтеров высоко оценивал фемининное начало и при этом признавал женщину «существом не выше, но и не ниже мужчины», а их равноценность.

Устами Пафнутия Пафнутьевича педагог в «Досужных беседах» представляет традиционный взгляд на женщину, с которым не согласен: «...еще Виргилий сказал, что женщина и дьявол сотворены, чтобы делать пакости народу человеческому; да и первый грех, как всем известно, сделан не мужчиною, а женщиною. Еще не родилось такой женщины, которой бы я поверил хоть одну полушку из своего имущества, а уж о чести и думать нечего. Чего хочет женщина, говорят французы, того хочет Бог. Это неправда: чего желает черт, того хочет женщина. Вот как я их понимаю!» [1]. Также В.П. Вахтеров считал курьезом мнение, идущее из средневековья, что женщина – это «святым обложница, покоище змеино, дьявол цвета…, безысцельная злоба, купница бесовская» [2, с. 549–550]. Преувеличенным, с его точки зрения, является и признание женщины «высшим существом», «вместилищем мудрости», «избранным сосудом».

В.П. Вахтеров подчеркивал, что женщина равноценна мужчине и защищал ее право равенства с мужчиной в обществе. Современная гендерная психология также отстаивает идеи гендерного равенства, главной идеей которого является положение о равном участии мужчин и женщин в жизни общества, их полноправии.

Для современной гендерной педагогики небезынтересными могут быть результаты экспериментального исследования ученого, связанные с изучением влияния пола на интересы детей.

В.П. Вахтеров исследовал интересы мальчиков и девочек в возрасте от 9 до 14 лет и представил результаты исследования в виде графиков [2, с. 549]. Экспериментальной базой являлась Тверская фабричная школа. Исследование проводилось на основе анализа прочитанных книг; учащимся предлагалось ответить, какая книга им понравилась больше всего и почему. Пристальное внимание уделял В.П. Вахтеров анализу эпизодов, которые вызвали интерес детей. Например, указывает исследователь, одна и та же книга могла понравиться одному ученику за описание военного эпизода, а другому – за рассказ судьбы несчастной сиротки. Тогда и интересы испытуемых дифференцировались по разным разделам.

Результаты исследования В.П. Вахтерова о влиянии пола на интересы детей 9–14 лет

Интересы

Мальчики

Девочки

Религия

1,7 %

2,9 %

Любовь к природе

0,6 %

2 %

Комическое

1,4 %

1,2 %

Игры, красота лица, веселье

2 %

Любовь к труду

4,1 %

5,7 %

Семья

4,4 %

6,9 %

Сострадание

7,4 %

23,3 %

Деятельная любовь

8,6 %

19 %

Любознательность

13,6 %

9,7 %

Животные

8,6 %

5 %

Война

12,5 %

Необычайные приключения

5,6 %

6,9 %

Путешествия

15,3 %

4 %

Охота

3,4 %

0,4 %

Сказки

12,5 %

10,8 %

Ученый указал на значительную разницу между интересами разных полов, а значит, по его словам, и «между стремлениями к развитию того и другого пола» [2, с. 549]. В.П. Вахтеров отмечал, что различия между мужским и женским типом проявляются очень рано, а в школьном возрасте уже ярко прослеживаются, что необходимо учитывать в процессе воспитания. Современная психология подтверждает его мысли: известно, что недостаточное внимание к гендерным аспектам формирования личности ребенка может стать достаточно сильным невротизирующим фактором, что особенно негативно сказывается на мальчиках.

Характерными чертами мальчиков исследуемого возраста В.П. Вахтеров называет силу, энергию, смелость, храбрость, отвагу, стремление к борьбе (оборонительной и наступательной). Поэтому мальчиков привлекают описания охоты и путешествий, военные рассказы, рассказы, где изображается борьба, физическая сила, ловкость. В сказках их интерес также сосредоточивается на предприимчивости, активности, могуществе героев. «Мальчик это в большинстве случаев воплощенное мужество и независимость; это типичный представитель сильной половины человеческого рода. В нем «кровь кипит», в нем «сил избыток». Такие дети разделили бы настроение, выраженное Горьким: «Безумство храбрых – вот счастье жизни», – писал на своих страницах В.П. Вахтеров [2, с. 552]. Ученый указывал и на повышенную агрессивность, задиристость представителей «сильного» пола, «готовых вступить в рукопашный бой по самому пустому поводу, когда угодно и с кем угодно» [2, с. 552]. Современный исследователь В.С. Мухина, как и В.П. Вахтеров, отмечает, что мальчики взрывнее, создают много шума, затевают грубые игры с драками и придают большее значение превосходству в физической силе и поэтому признают сильных, смелых и инициативных сверстников [6].

У девочек на основе своего исследования и наблюдений школьных учителей В.П. Вахтеров выделяет такое позитивное и значимое качество, как сострадание. По его мнению, это чувство более доступно девочкам, нежели мальчикам. Именно поэтому, с точки зрения ученого, среди учащихся девочек воровство и драки встречаются в три с половиной раза реже, чем среди мальчиков (данные школьной статистки). Этой же причиной – более развитой способностью девочек к состраданию и сочувствию – он объясняет тот факт, что женская преступность встречается намного реже, чем мужская.

В следующей схеме В.П. Вахтеров выделил психологические и поведенческие особенности мальчиков и девочек:

Мальчик Девочка

Сильнее физически Слабее физически

Смелее Более робка

Грубее Более нежна и кротка

Независимее Более нуждается в покровительстве

Активнее Пассивнее

Менее чувствителен Чувствительнее

Меньше доступен чувству жалости Сострадательнее

Более девочек любит борьбу, войну Более мальчика любит мир и согласие

Делает более проступков и шалостей Делает менее проступков и шалостей

Любит рассказы про войну Равнодушна к военным рассказам

Восхищается силою, ловкостью, храбростью Оказывает предпочтение нравственной силе

Выделяя типичные свойства мальчиков и девочек, в то же время педагог отмечал, что каждый ребенок – индивидуальность: «нельзя найти даже двух учеников с совершенно одинаковой индивидуальностью. Каждый из них представляет свое, ему одному свойственное сочетание особенностей. Каждый из них вполне самобытен. Они могут повторять друг друга в отдельных случаях, но никогда в целом…» [2, с. 58].

Индивидуальность, по мнению В.П. Вахтерова, – это «святыня», которую надо развивать и оберегать; ребенок – «уникум в своем роде», оригинал, а не копия, и одарен разными способностями. Ребенок – это «драгоценная жизнь с определенными стремлениями к развитию», и обязанность педагога – «удовлетворять и содействовать развитию всего, что есть в этих стремлениях человеческого и нормального» [2, с. 48]. И в современной гендерной педагогике акцент делается на самореализации каждого ребенка, а не на закреплении гендерных стереотипов маскулинности-фемининности.

В.П. Вахтеров считал, что с психологическими особенностями мальчиков и девочек и чувствами, отличающими представителей разных полов, необходимо не бороться, а направлять их. В связи с этим в своих трудах ученый не раз высказывал мысль о том, что обучение мальчиков и девочек в начальной школе должно быть совместным. Именно совместное обучение, по его мнению, усиливает положительное влияние группы сверстников учащихся друг на друга, поскольку девочки отвыкают от жеманства и приобретают черты независимости и самостоятельности, а мальчики отвыкают от грубости и становятся более мягкими и вежливыми во взаимных отношениях. В.П. Вахтеров в «Основах новой педагогики» писал: «Сострадание у девочек очень сильно, но оно имеет цену только тогда, когда оно не пассивно, когда оно направлено на общественную деятельность, но чтобы оно обратилось в активные, сильные общественные чувства, нужна инициатива и энергия, а у женщины этого часто недостает. С другой стороны, инициатива и энергия мужского пола приобретает более цены тогда, когда она направлена на общественную деятельность, а для этого мужскому типу недостает чувства сострадания и симпатии» [2, с. 553]. Далее педагог отмечает, что девочки могут развить у мальчиков чувства симпатии, а мальчики будут содействовать превращению этого качества в активные общественные чувства.

Данные рассуждения В.П. Вахтерова отражают в некоторой степени идею об андрогинной личности, которая сочетает в себе позитивные мужские и женские качества (решительность, целеустремленность, независимость, предприимчивость, преданность, нежность, чуткость), и которую необходимо формировать с детства. Например, отмечает Г. Крайг, мужчины с андрогинными чертами личности могут быть независимыми и решительными, но вместе с тем способными приласкать младенца или внимательно выслушать другого человека. Женщины с такими чертами личности могут быть деятельными, разбираться в материальных вопросах и тем не менее свободно выражать свои чувства и одаривать окружающих своей заботой [4, с. 147]. Р.В. Овчарова подчеркивает, что в современных западных культурах с андрогинной половой идентичностью связывают более высокий уровень социальной адаптивности и более эффективное совладание со стрессовыми переживаниями [6, с. 225].

Важным доводом в пользу совместного обучения детей младшего школьного возраста В.П. Вахтеров считал тот факт, что в этот период легче устанавливается гармония во взаимоотношениях полов, поскольку половые инстинкты находятся в «дремлющем состоянии». Именно гармония в отношениях, с точки зрения ученого, станет одним из мощных факторов нашего поведения во всю последующую жизнь. Поэтому важно отношения детей построить на началах симпатии, справедливости и равенства. Допущенные ошибки, если эта «счастливая, невозвратная пора» прошла у ребенка или в одиночестве, или в уродливых отношениях со своими сверстниками, исправить будет невозможно.

Данные размышления ученого соответствуют общемировой тенденции к совместному обучению, важными доводами которого является то, что оно подчеркивает равноправие полов, создает базу для дальнейших межличностных контактов и совместного труда.

Таким образом, в современных условиях, когда активно внедряется гендерный подход в педагогическую теорию и практику, разрабатываются вопросы гендерного воспитания, идеи В.П. Вахтерова в области психологии пола могут быть осмыслены и использованы при решении проблемы развития, обучения и воспитания детей разного пола.


Библиографическая ссылка

Россова Ю.И. «НОВАЯ ПЕДАГОГИКА» В.П. ВАХТЕРОВА: ИССЛЕДОВАНИЕ ГЕНДЕРНЫХ РАЗЛИЧИЙ // Международный журнал экспериментального образования. – 2016. – № 2-1. – С. 82-86;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=9437 (дата обращения: 24.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674