Под качеством образования понимается характеристика системы образования, отражающая степень соответствия реальных достигаемых образовательных результатов нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям.
Серьезные проблемы качества образования, в том числе и профессионального, можно отнести к издержкам переходного периода развития страны. Общесистемный социально-экономический кризис 90-х гг. ХХ века в России негативно отразился и на системе образования. Во многом государство ушло из профессионального образования, не выполнялось законодательство в области образования, произошел разрыв традиционных связей системы профессионального образования с наукой и системой труда. Профессиональное образование занималось в последние годы по сути проблемой самовыживания. К негативным тенденциям можно также добавить: сокращение бюджетного финансирования на жизнеобеспечение и совершенствование материально-технической базы учебных заведений; коммерциализацию образования; снижение престижности преподавательского труда и его социальную незащищенность; отсутствие мотивации молодежи в получении качественного образования.
Достижение современного качества подготовки военных специалистов АСУ – это системная проблема, зависящая от многочисленных взаимосвязанных факторов внешней и внутренней среды профессионального образовательного учреждения. Решение стоящей перед высшими профессиональными образовательными учреждениями задачи повышения качества образования возможно при осознании того, что качество результата образовательной деятельности, каким является интеллектуальный продукт, достигается качеством образовательного процесса (образовательной услуги), которое, в свою очередь, детерминируется качеством системы менеджмента на всех уровнях управления профессиональным образовательным учреждением. Системный подход к решению задач менеджмента качества концентрируется на объединении отдельных основных и вспомогательных процессов, функций и уровней управления в единую интегрированную систему, все элементы которой способствуют достижению заданного качества образования. При этом предусматривается процесс постоянного взаимодействия образовательной системы с системой труда, корпоративными партнерами в лице образовательных учреждений и другими группами социального окружения. Внутренняя среда профессионального образовательного учреждения с точки зрения организации учебного процесса и его содержания, а также ресурсного обеспечения должна соответствовать внешним изменениям на рынке труда и образовательных услуг.
По мнению многих специалистов [2], образовательная сфера все больше воспринимается в общественном сознании как сфера услуг, имеющая свои характерные черты. Образовательная сфера военных образовательных учреждений имеет свои особенности, хотя при глубоком анализе они уже не кажутся чем-то особенным. Речь идет как о специфике образовательного процесса (образовательные программы, обязательность занятий, фактическое отсутствие дисциплин по выбору и т.д.), так и о регулировании времени обучаемых (жесткая регламентация учебных занятий, обязательное проведение самостоятельной работы под контролем офицеров ротного звена и т.д.). И все это на фоне выполнения специфических военных мероприятий, требующих немало физических и временных ресурсов из бюджета образовательной деятельности. Стоит также отметить все более активное внедрения в образовательный процесс информационно-телекоммуникационных технологий [3, 4].
При этом сами процессы оказания образовательных услуг подчиняются общим законам, действующим на рынке. Поскольку речь идет об образовательных услугах, то и подходы к обеспечению их качества должны учитывать как особенности самих услуг, так и специфику условий образовательной деятельности. Здесь, прежде всего, следует выделить такую особенность образовательных услуг как воспроизводство интеллектуальных ресурсов, которые в то же время являются продуктом образовательной деятельности или результирующей стороной образовательной услуги.
В контексте рассматриваемой проблемы любое учебное заведение выступает в роли поставщика (производителя) образовательной услуги соответствующего профессионального направления и образовательного уровня. Военные образовательные учреждения, кроме вышеперечисленной роли, является поставщиком специалистов в силовые структуры. Особенностью таких отношений с заказчиком военных специалистов является практическое отсутствие времени «втягивания» в должность. Это обусловлено тем, что выпускник военного вуза сразу становится на достаточно высокую должность с соответствующим объемом обязанностей и ответственностей. Таким образом оценивание качества военных образовательных услуг значительно усиливается.
Для объективной оценки качества таких услуг одного лишь выявления степени их соответствия требованиям государственных образовательных стандартов, а также рынка образовательных услуг и потребителей недостаточно. Необходимо понимание того, насколько образовательный процесс совершенен, упорядочен, организован, устойчив, нацелен на предотвращение отклонений, несоответствий и т.д. Следовательно, качество результатов деятельности высших учебных заведений должно обеспечиваться через управление качеством основных рабочих процессов, сориентированных на опережающий характер соответствия требованиям внутренних и внешних потребителей.
Обобщая изученный опыт по данной проблеме, можно выделить три основных подхода к оценке качества образования:
1. Теоретический, в рамках которого изучение проблемы идет по пути теоретико-методологического исследования. При этом иногда явно не просматриваются пути перехода от теоретического уровня к практическим разработкам методики оценки качества и внедрения ее в учебный процесс.
2. Практический подход, подразумевает, что его представители идут по пути создания средств (например, контроля) для оценки подготовки обучаемых, не задумываясь о концептуальных составляющих исследования.
3. Подход, сочетающий в себе теоретико-методологическую и практическую составляющие. Представители этого подхода идут по самому трудному пути, однако, как нам кажется, именно такой подход к данной проблеме наиболее приемлем. Так же выделяются внешняя и внутренняя системы оценки качества образования.
Внешняя система оценки качества образования представлена государственными институтами лицензирования, аттестации и аккредитации учебных заведений и сертификации определенных компонентов профессионального образования. Кроме того, происходит формирование общественных институтов аккредитации на базе различных научно-педагогических и научных ассоциаций и объединений.
Внутренняя система оценки качества образования организуется в образовательных учреждениях в формах итоговой и поэтапной аттестации (самоаттестации) обучаемых, систем оценки абитуриентов, систем психодиагностики и социодиагностики в учебных заведениях, а также в системах самооценки и самоаттестации учебных заведений и их подразделений. Качество образовательной деятельности характеризуется различными составляющими, включающими такие понятия как: наличие государственного стандарта высшего профессионального образования и качество его реализации; качество профессионально-преподавательского состава вуза; качество организации процесса обучения; качество методического обеспечения учебного процесса, а также качество субъектов обучения.
Таким образом, качество образования – многоплановая категория, и критерии его оценки могут быть самыми разными.
Многие авторы определяют качество образования как качество функционирования системы образования [5]. Однако некоторые специалисты трактуют его как достижение обучающимися заданного (нормативного) уровня обучения (подготовленности).
Исходя из подхода к пониманию качества образования, можно выделить следующие блоки показателей качества:
1. Качество преподавательского состава.
2. Состояние материально-технической базы учебного заведения.
3. Мотивация преподавательского состава.
4. Качество учебных программ.
5. Качество студентов.
6. Качество инфраструктуры.
7. Качество знаний.
8. Инновационная активность руководства.
9. Внедрение процессных инноваций.
10. Востребованность выпускников.
11. Конкурентоспособность выпускников на рынке труда.
12. Достижения выпускников.
Ключевой фигурой в образовательном процессе является преподаватель. Поэтому политика обеспечения качества начинается с формирования преподавательского корпуса. Понятие «военный преподаватель» в научной среде рассматривается нечасто. Хотя специфика преподавательской деятельности в военных образовательных учреждениях требует отдельного большого исследования.
Возникает вопрос, как же определить качество преподавателя. Вопрос этот является ключевым, ответ на него будет определять содержание образования, качества учебных программ, методику обучения, конкурентоспособность выпускников на рынке труда и другие составляющие качества образования. При этом преподаватель не только передает знания, но и формирует личность обучаемого, его мировоззрение и духовность, а преподаватель военного вуза обязан прививать обучаемому еще и командные и методические навыки. Причем такая деятельность «военного преподавателя» должна осуществляться в ходе выполнения основной образовательной деятельности. Поэтому качество преподавателя – понятие комплексное, включающее в себя:
– уровень компетентности – знания и опыт в определенной области науки и практики;
– потребность и способность заниматься преподавательской деятельностью;
– наблюдательность – способность подмечать существенные, характерные особенности учеников;
– способность устанавливать контакты с внешней и внутренней средой;
– известность;
– научно-исследовательскую активность;
– наличие научной школы.
Характерно, что каждая из составляющих понятия «качество преподавателя» может быть детализирована и, как правило, не поддается количественной оценке. Например, уровень компетентности определяется базовым образованием, последующим самообразованием, наличием ученой степени и звания; стажем педагогической работы; опытом практической работы в конкретной области. Материально-техническая база вуза характеризуется наличием и стоимостью основных средств, обеспечивающих образовательный процесс, проведение научных исследований и разработок (здания, машины и оборудование, библиотека и др.).
Качество знаний определяется их фундаментальностью, глубиной и востребованностью в работе после окончания обучения. В открытом образовании организацией мониторинга за карьерой выпускников могут заниматься руководители региональных центров, для чего целесообразно создавать базы данных о выпускниках. Поскольку большинство показателей качества образования не могут иметь количественной характеристики, получение сводных показателей качества по блокам показателей и обобщающих оценок возможно с помощью квалиметрии.
Качество знаний определяется их фундаментальностью, глубиной и востребованностью в работе после окончания обучения. В открытом образовании организацией мониторинга за карьерой выпускников могут заниматься руководители региональных центров, для чего целесообразно создавать базы данных о выпускниках. Поскольку большинство показателей качества образования не могут иметь количественной характеристики, получение сводных показателей качества по блокам показателей и обобщающих оценок возможно с помощью квалиметрии.
Таким образом, качество образования можно рассматривать как многомерное понятие. К раскрытию этого понятия целесообразно подойти с позиций процессного подхода, который принят при разработке системы менеджмента качества с целью повышения удовлетворенности потребителей путем выполнения их требований.
Качество образования – востребованность полученных знаний в конкретных условиях и местах их применения для достижения конкретной цели и повышения качества жизни.
Процессный подход означает непрерывность управления, последовательность и взаимосвязь отдельных образовательных процессов в рамках их системы, а также их комбинацию и взаимодействие.
Система менеджмента качества является интегрированной, ориентированной на современные информационные технологии, использование достижений теории и практики менеджмента. Ее успешность может быть оценена с применением качественных и количественных показателей.
Удовлетворенность качеством образования является показателем, отражающим представление населения о качестве государственных и муниципальных услуг в сфере образования области [1]. Можно рассматривать удовлетворенность как эффект от результатов деятельности.
Этот показатель является одним из важнейших при оценке деятельности системы образования и всех уровней ее управления. Результаты социологических исследований удовлетворённостью качеством образования, проводимых независимыми организациями по разным методикам, часто не соотносятся друг с другом.
Для органов управления образованием всех уровней при проведении социологических исследований удовлетворенности населения качеством образования наиболее важным является выявление факторов, влияющих на удовлетворенность, «проблемных полей» в этой области и определение направлений работы по улучшению ситуации.
Условно факторы, влияющие на удовлетворенность населения качеством образованием, можно разделить на три группы:
1. Удовлетворенность условиями образовательного процесса.
2. Удовлетворенность результатами образовательного процесса.
3. Удовлетворенность доступностью образования.
К факторам, влияющим на удовлетворенность населения условиями образовательного процесса, относятся:
– его безопасность и оснащенность;
– уровень профессионализма педагогического и управленческого персонала;
– санитарное состояние образовательных учреждений, включая их территорию;
– микроклимат и ценности сложившейся организационной культуры образовательных учреждений;
– отношения образовательного учреждения с родителями обучающихся;
– представления обучающихся и их родителей об условиях осуществления образовательного процесса;
– представления, сложившиеся в местном сообществе, о том, какими должны быть условия в учреждении профессионального образования и какими должны быть педагоги этих образовательных учреждений.
Факторами, влияющими на удовлетворенность населения образовательными результатами, являются:
– степень соответствия образовательных результатов требованиям ФГОС;
– степень соответствия образовательных результатов ожиданиям самих обучающихся, их родителей и местного сообщества.
К факторам, влияющим на удовлетворенность населения доступностью услуг в сфере образования, относится физическая возможность населения получения бюджетных услуг в сфере образования надлежащего качества, независимо от места проживания.
Все три группы факторов в оценке удовлетворенности населения качеством образования имеют разные весовые значения. Различия в весовых значениях факторов зависят от уровня потребностей населения в образовательных услугах, степени их удовлетворения и ожиданий, которые сформировались у представителей различных групп населения относительно сферы образования.
Часто приходится сталкиваться с мнением, что военное образование представляет собой что-то особенное. Однако авторы, как и многие специалисты, основываясь на собственном богатом опыте преподавательской деятельности в военных и гражданских вузах, считают, что образование едино и однообразно. То, что некоторые пытаются выдать за военное образование, является, по сути, военной составляющей образования. Такой подход позволяет эффективно применять все законы развития образования для повышения эффективности подготовки военных специалистов.
Библиографическая ссылка
Тарутин А.В. КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ ВОЕННЫХ ВУЗОВ // Международный журнал экспериментального образования. – 2016. – № 2-1. – С. 92-96;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=9439 (дата обращения: 21.11.2024).