Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,839

КУРС ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭТИКИ ДЛЯ УНИВЕРСИТЕТОВ

Ригина Е.Ю. 1, 2
1 Самарский государственный технический университет
2 Самарский филиал университета Российской академии образования
Показана структура авторского (оригинального) актуального университетского курса экологической этики. Содержание курса включает «Введение», пять разделов («Предмет и история экологической этики», «Основные принципы экологической этики», «Экоэтические проблемы в естествознании», «Региональные проблемы экологической этики», «Дидактические материалы»), «Заключение». Разделы включают тематические подразделы (от трёх до десяти). В раздел «Дидактические материалы» входят подразделы «Проблемные задачи по экологической этике», «Тематика рефератов», «Контрольные вопросы», «Список рекомендуемой литературы». По проекту данного курса подготовлено специальное пособие. Курс экологической этики для университетов может быть рекомендован как в качестве самостоятельного специального курса, так и для включения в циклы дисциплин, посвящённых экологическому образованию, воспитанию и просвещению, социальной экологии, социальной философии, экологической культуре.
экологическая этика
экологическое образование
воспитание и просвещение
социальная экология и социальная философия
экологическая культура
1. Борейко В.Е. Краткий курс экологической этики. – Киев. Киевский эколого-культурный центр, 2004. – 72 с.
2. Борисова Т.В., Виноградова Е.Ю. (Ригина). Философские основания экологической этики и её категориальное определение // Теоретическая и прикладная экология. – М., 2009. – № 2. – С. 75–78.
3. Ригина Е.Ю. (Виноградова). Экологическая этика как категорический императив 21-го века // Творчество, культура, наука: сб. научн. тр. – Самара, Гос. техн. унив., 2008. – С. 99–105.
4. Ригина Е.Ю. (Виноградова). Экологическая этика в естествознании // Феномены природы и экология человека: сб. научн. тр. и матер. 5-го Междунар. Симпозиума (26–28 мая 2008 г.), т. 2. – Казань, Хэтер, 2008. – С. 77–80.
5. Ригина Е.Ю. (Виноградова). Разработка спецкурса по экологической этике для биологов и философов // Учебн., воспит. и научн. процессы в вузе: 7-я Всеросс. научно-метод. конф. Сам. инст. Акад. экон., гуманит. наук, управл. и права ВЭГУ (22 апреля). – Самара, 2009. – С. 528–533.
6. Ригина Е.Ю. (Виноградова). Основные направления преподавания экологической этики // Экол. образ. в интересах устойч. развития: 16-я Междунар. конф. – (М.), СПБ, 2010. – С. 31–135.
7. Ригина Е.Ю. (Виноградова). Экологическая этика в свете философии. Анализ феномена экологической этики с точки зрения философии. – Deutschland, Saarbrucken, Lambert Academic Publishing (LAP), 2011. – 137 с. Рисунки автора.
8. Ригина Е.Ю. (Виноградова). Совершенствование методов зоологических исследований с учётом норм экологической этики // Учебный, воспит. и научный процессы в вузе: 11-я Росс. научно-метод. конф., 18 апреля 2013 г. – Самара, Сам. Инст. Акад. ВЭГУ, 2013. – С. 273–282.
9. Швейцер А. Благоговение перед жизнью. – М.: Прогресс, 1992. – 576 с.

Экологическая этика является этикой будущего. Но её признание современным обществом – важнейшее условие разрешения кризиса в отношениях человечества и природы. Следует не только шире включать экологическую этику в учебные программы вузов, но и уделить особенное внимание преподаванию её тем, кто ведёт работу непосредственно в природе, занимается натурными наблюдениями, сборами коллекций, обработкой и хранением собранного материала, проблемами охраны природы и природопользования, философскими исследованиями и обобщениями. Как ни парадоксально, именно учёные вносят значительный «вклад» в уничтожение животных и растений, а преподаватели закладывают навыки такого истребительного природопользования на многие десятилетия вперёд. На наш взгляд, для деятельности естествоиспытателей необходимо разработать специальный кодекс этических норм, аналогичный известной «клятве Гиппократа».

Эти вопросы должны быть отражены в программах высшего образования в виде специального курса. Но одного лишь введения экологической этики в систему подготовки в ВУЗах недостаточно. Даже если это и будет выполнено, неохваченными останутся многие специалисты, получившие образование в прошлые годы, ведущие в настоящее время активную деятельность. Они нуждаются в соответствующем просвещении и повышении уровня экологической культуры и этики. Предлагаемое пособие предназначено в значительной степени и для них.

Цель исследования ? разработка специального университетского курса по экологической этике и пособия для философов и биологов «Философские предпосылки и основные проблемы экологической этики».

Материалы и методы исследования

Анализ и синтез теории и практики в сфере философии, экологии, экологической морали, этики и эстетики.

Результаты исследования и их обсуждение

Нами разработан проект пособия «Философские предпосылки и основные проблемы экологической этики», «Содержание» которого предлагается вниманию педагогов и специалистов:

Введение.

I. Предмет и история экологической этики.

1. Актуальность проблемы.

2. Положение экологической этики в системе философских наук.

3. Развитие философских взглядов на отношения общества и природы. Предыстория экологической этики.

4. Развитие понятия гуманности.

5. Источники экологической этики.

6. Историческая необходимость экологической этики.

7. Развитие экологической этики в России.

II. Основные принципы экологической этики.

1. Моральные агенты и моральные партнеры.

2. Система ценностей природы.

3. Права природы.

4. Экоэтические принципы.

5. Проблемы этичного отношения к животным.

6. Этичное отношение к растениям.

7. Этичное отношение к окружающей среде.

8. Различные этики природы.

9. Природоохранная эстетика.

10. Экоэтическое воспитание

III. Экоэтические проблемы в естествознании.

1. Эксперименты над животными (лабораторные исследования).

2. Полевые исследования.

3. Заповедное дело.

4. Сбор коллекций и музейная деятельность.

5. Этические проблемы охраны редких видов.

6. «Моральный кодекс» естествоиспытателя.

IV. Региональные проблемы экологической этики (на примере Самарского региона, Среднее Поволжье, Россия).

1. Общественные объединения экоэтической направленности.

2. Основные проблемы.

3. Отношение молодёжи к проблемам экологической этики.

V. Дидактические материалы.

1. Проблемные задачи по экологической этике.

2. Тематика рефератов.

3. Контрольные вопросы.

4. Список рекомендуемой литературы.

Заключение.

Отдельные разделы заслуживают дополнительного разъяснения.

Актуальность преподавания специального курса по экологической этике и, соответственно, создания пособий, определяется тем, что проблема выживания биосферы и человечества в эпоху глобального экологического кризиса вышла на первый план как категорический императив нынешнего столетия. Без согласованных действий мировой общественности, без осознания массами людей грозящих им и их потомкам опасностей решение этой проблемы невозможно. Необходимо формирование нового мировоззрения, ядром которого должно стать экоцентристское сознание, ставящее в центр единство человека и окружающей среды. Антропоцентризм в отношении человека к природе должен смениться экоцентризмом. Основной путь для этого – формирование новой этики, распространяющей моральные нормы не только на отношения человека к человеку и обществу, но и отношения человека к природе. Экологическая этика основывается на равноправии человека и природы, исходя из того, что все виды живой природы имеют равную с человеком внутреннюю ценность, те же моральные права, а Земля – единственный дом, как для них, так и для человека [2–8]. Одна из задач экологической этики – создание внутренних нравственных барьеров в обществе, запрещающих определенные действия по отношению к природе.

Одним из основных в экологической этике следует считать вопрос о ценностях природы. Экологическая этика разрабатывает систему ценностей природы. Рассматривая исторические изменения взглядов на ценность природных объектов, можно заметить, что при всей исторической подвижности ценностей социума основополагающей, абсолютной ценностью является жизнь. И если на протяжении веков под жизнью в данном аспекте понимали прежде всего жизнь человека, то теперь это понятие трактуется шире: жизнь во всём богатстве её проявлений. Каждый объект природы обладает внешней и внутренней ценностью.

Внешняя ценность – это ценность (полезность) для других, например, для других членов экосистемы. Внешние ценности природы делят на экономические, стоимость которых можно подсчитать (хозяйственная, рекреационная и т.д.), и неэкономические, стоимость которых подсчитать трудно или невозможно. К последним относятся историко-культурная, патриотическая, эстетическая, этическая, духовная, воспитательная, образовательная, экологическая, научная, музейная, религиозная ценности, ценности существования, свободы, наследия, вдохновения и т.д. Существуют и неосознанные (неизвестные и неразработанные) ценности, которые ещё предстоит оценить и понять [1]. Хранителями ценностей дикой природы, в том числе и ещё не познанных нами, являются заповедники и национальные парки. Ценности природы вызывают соответствующие природоохранные мотивации: эстетическая, научная и т.д. В жизни нередко возникают конфликты ценностей. Чаще всего – между нематериальными и материальными ценностями природы.

Внутренняя ценность (для себя), или самоценность, состоит в желании, стремлении к жизни, продолжению рода любого живого существа. Внутренняя ценность всех живых существ (и экосистем), в отличие от внешней, провозглашается одинаковой. Равная внутренняя ценность всех живых существ – одно из обоснований наличия у всех их равных моральных прав. Из моральных прав должны вытекать права юридические, закреплённые законодательством. В конце 20-го века ценность всех проявлений жизни была признана на международном уровне. В 1982 году Генеральная Ассамблея ООН приняла Всемирную Хартию природы – первый международный документ, утвердивший этический принцип, что всем формам жизни должна быть обеспечена возможность существования.

Экологическая этика ставит вопрос о «Моральном кодексе» естествоиспытателя. В настоящее время складывается особая дисциплина – этика науки, определяющая моральные аспекты научной деятельности, совокупность этических норм, обеспечивающих «здоровье» научного сообщества. В науке разрабатываются своеобразные профессиональные «фильтры», где учитывается ценностная ориентация учёного, а не его профессиональная квалификация. Ряд этических требований, применим ко всем сферам науки. Так, недопустимы фальсификация научных данных, использование чужих идей и т.п. Но существуют и моральные нормы, специфические для той или иной отрасли науки. Наиболее разработана этика медицинских исследований. Как правило, эту область называют биоэтикой (биологической этикой).

Достаточно хорошо разработаны кодексы этики медицинских работников. Принцип «не навреди» (клятва Гиппократа) признан с давних времён. В конце 20 века решение Хельсинкской декларации Всемирной медицинской ассоциации и Конвенции Совета Европы о биомедицине и правах человека выдвинуло на первый план благо и интересы отдельной личности. Они должны стоять выше интересов науки и общества. Во взаимоотношениях между врачом и пациентом, между исследователем и испытуемым необходимо соблюдать следующие биоэтические принципы: принцип минимизации ущерба пациенту, принцип уважения целостности человеческой личности и принцип информированного согласия (на участие в медицинском научном эксперименте). Разработана обязательная этическая экспертиза каждой заявки на биомедицинское исследование, предполагающее проведение экспериментов на людях, проводимая независимым этическим комитетом. Научное сообщество должно убедиться, есть ли реальная необходимость подвергать риску живое существо во имя интересов человечества. В качестве моральной основы в подобных ситуациях предлагается принцип благоговения перед жизнью, разработанный А.Швейцером [9]. Именно он положен в основу современной экологической этики. Причинение вреда любой жизни есть зло. Однако человек не может жить, не нанося вреда другим живым существам. В ряде случаев зло может стать необходимостью, но его можно минимизировать. Главное здесь – индивидуальная ответственность и индивидуальный выбор.

По нашему мнению, аналогичные принципы должны действовать и в естествознании, где объектом исследований являются живые существа и живые системы. Этика благоговения перед жизнью распространяется на все без исключения живые существа. С точки зрения экологической этики нет принципиального различия между испытуемым человеком и подопытным животным. Разумеется, не все правила медицинской этики можно напрямую перенести в биологию. Так, принцип информированного согласия на участие в научном эксперименте в данном случае, конечно, неприемлем. Два других принципа можно трансформировать следующим образом: принцип минимизации ущерба исследуемым объектам (животным, растениям, экосистемам) и принцип уважения целостности природной системы.

К основным региональным проблемам экологической этики следует отнести борьбу с жестокостью по отношению к живым существам. Здесь на первый план выходит проблема бездомных животных, прежде всего собак. Защитники бездомных животных видят выход в приютах для брошенных или потерявшихся животных, которым впоследствии можно найти хозяина. Много лет они добиваются создания таких приютов, преодолевая финансовые трудности, своими силами спасают и устраивают животных. Острой является проблема охоты (включая добычу рыб, рептилий, амфибий и др.), как в целом (прекращение её в так называемых «любительских» и «спортивных» целях), так и в частных случаях (перенесение сроков охоты, организация «элитных», «туристических» охот, добыча редких и исчезающих видов и т.д.). Не менее остры проблемы сохранения и развития зоопарков и ботанических садов, музейного дела, торговли дикими и домашними животными, домашнего их содержания. Охрана дикой природы в регионах, как и в целом по стране, недостаточно эффективна. Отдельная проблема – обитание диких видов в городе и сохранение участков, заслуживающих особой охраны. Многие местные природные объекты с учётом их историко-культурной и архитектурной значимости заслуживают включения в список мирового природного и культурного наследия, но ценны и обычные скверы, парки, зелёные насаждения, участки природных сообществ. Не случайно в последнее время всё чаще звучат протесты населения против застройки прилежащих к их домам зелёных участков.

В качестве дидактических материалов студентам предлагаются проблемные задачи по экологической этике, темы рефератов, контрольные вопросы (для зачётов и экзаменов).

Темы рефератов: Элементы экологической этики в мифологическом мировоззрении; Отношения человека и природного окружения в воззрениях североамериканских индейцев; Древнегреческие философы об отношении человека к животным; Эстетика природы в культуре Востока; Сострадание к животным в философии А.Шопенгауэра; Принцип ахимсы как один из источников экологической этики; «Экоэтично» ли конфуцианство?; Живая этика Рерихов об отношении к животным; Философы Нового времени об отношении к животным; Священные животные древних славян; Взгляды русских космистов с точки зрения экологической этики; Пришло ли время говорить об этике Космоса?; Франциск Ассизский – покровитель экологии?; «Благоговение перед жизнью» в жизни А.Швейцера; Экологическая этика в современной индийской философии; Разработки Международной кафедры ЮНЕСКО (Улан-Удэ) в области экологической этики; Возможность научных исследований в заповедниках; Щадящие методы отлова насекомых; Экоэтические аспекты музейной деятельности (естественнонаучные коллекции); Эффективность действия СИТЭС в России; Допустимы ли тотальные отловы животных?; Плюсы и минусы световых ловушек для насекомых; Чувствуют ли растения?; Этичные способы определения почвенной фауны; Содержание животных в виварии с точки зрения экологической этики; Возможен ли компромисс между требованиями статистики и нормами экологической этики?; Перспективы полевого определения птиц; Этичные методы учёта численности млекопитающих (других групп животных); Право диких животных жить в городе; Пути решения проблемы бездомных собак в городе; Экологическая этика в отношении домашних животных; Содержание экзотических животных дома с точки зрения экологической этики.

Контрольные вопросы:

1. Предмет и задачи экологической этики.

2. Причина актуальности экологической этики.

3. Экологическая этика и экологическая культура.

4. Место экологической этики в системе наук.

5. Философские основания экологической этики.

6. Мифологический взгляд на природу.

7. Отношение к природе у североамериканских индейцев.

8. Отношение человека к природе в античной философии.

9. Христианский взгляд на место человека в мире.

10. Антропоцентризм западноевропейской философии.

11. Отношение человека к природе в индийской философии.

12. Место человека в мире согласно китайской философии.

13. Социально-экономические предпосылки экологической этики.

14. Этика земли О. Леопольда.

15. Этика благоговения перед жизнью А. Швейцера.

16. Необходимость морального выбора в этике А. Швейцера.

17. Этика природы в воззрениях древних славян.

18. Отношение к природе и животным в православии.

19. Отношение к природе в русской философии 19 века.

20. Современная природоохранная эстетика.

21. Эволюция понятия гуманности.

22. Основные вехи формирования экологической этики.

23. Ведущие экофилософы Запада.

24. Система ценностей природы.

25. Понятие о моральных партнёрах и моральных агентах.

26. Естественные права природы, животных, растений.

27. Юридическое признание прав природы, животных.

28. Экоэтические принципы и правила.

29. Основные направления этики окружающей среды.

30. Экологическая этика об экспериментах на животных.

31. Методы полевых биологических исследований с позиции экологической этики.

32. Этичность содержания животных в неволе (в зоопарке, виварии, дома).

33. Допустимость научных исследований в заповедниках.

34. Необходимость учёта норм экологической этики в музейном деле.

35. Этика отношения к диким животным в городе.

36. Перспективы развития биологических исследований с точки зрения экологической этики.

37. Экоэтические требования к исследователю природы.

Заключение

Курс экологической этики необходимо включать в программы преподавания в университетах и некоторых других высших учебных заведениях как весьма актуальный при подготовке, в первую очередь, специалистов по естествознанию и философии (биологов, зоологов, ботаников, палеонтологов, географов, специалистов по охране природы, экологов, философов, социологов, культурологов, аграриев, медиков, архитекторов, градостроителей). Издание пособий по данной тематике следует признать приоритетным и заслуживающим поддержки.


Библиографическая ссылка

Ригина Е.Ю. КУРС ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭТИКИ ДЛЯ УНИВЕРСИТЕТОВ // Международный журнал экспериментального образования. – 2016. – № 2-1. – С. 186-190;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=9459 (дата обращения: 25.05.2022).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074