Актуальность данной статьи определяется зависимостью и влиянием межличностных отношений студентов на развитие карьерных устремлений. В настоящее время все чащевозрастают требования к профессиональной подготовке выпускников вузов. От них требуется не только высокий уровень компетентности в избранной профессиональной деятельности, но и личностные качества, которые помогают настойчиво преодолевать возникающие препятствия, легко адаптироваться к новой среде, ставить перед собой реальные карьерные цели.
Объект исследования: межличностные отношения студентов вуза.
Предмет исследования: влияние межличностных отношений студентов на развитие карьерных устремлений.
Цель исследования: изучить возможности развития карьерных устремлений студентов на основе усовершенствования качества их межличностных отношений.
Гипотеза исследования: расширяя сферу межличностного взаимодействия студентов в вузе, можно создать условия, благоприятные для обогащения и конкретизации их карьерных устремлений.
Межличностные отношения — это объективно переживаемые, в разной степени осознаваемые взаимосвязи между людьми. В их основе лежат разнообразные эмоциональные состояния взаимодействующих людей. В отличие от деловых (инструментальных) отношений, которые могут быть как официально закрепленными, так и незакрепленными, межличностные связи иногда называют экспрессивными, подчеркивая их эмоциональную содержательность [4].
Характер и качество межличностных отношений определяет личное, социальное благополучие, здоровье человека, его удовлетворенность или неудовлетворенность жизнью [3].
Межличностные отношения студентов, складывающиеся в вузе при взаимодействии с сокурсниками и преподавателями, могут выступать в качестве детерминантов развития карьерных устремлений. Межличностные отношения создают благоприятную основу для расширения профессиональных представлений студентов, выработки у них ценностных позиций в сфере будущей профессии и формирования готовности к достижению успеха в будущей карьере [2].
Психологическую сущность феномена карьеры современные исследователи раскрывают в широком и узком смысле слова.
В самой широкой смысловой интерпретации карьера обычно обозначается в качестве общей последовательности этапов развития человека в основных сферах его жизни (семейной, трудовой, досуговой), ведущих к достижению им положения, позволяющего наиболее полно удовлетворить свои потребности. В личностном измерении карьера является способом более полной самореализации человека в условиях соответствующей деятельности посредством удовлетворения собственных потребностей, интересов и притязаний.
Для описания процессуального характера карьеры в литературе достаточно часто применяются такие понятия как рост, движение, переход, что отражает процесс продвижения человека в некотором заданном направлении. Воплощением трудовой карьеры в таком понимании выступает обретение ее субъектом высокого профессионализма, а также достижение им признанного окружающими высокого профессионального статуса [1].
Карьерные устремления студентов вуза представляют собой сложное динамическое образование, объединяющее в себе карьерные ориентации, обладающие различной востребованностью. Наиболее востребованные карьерные ориентации типа «профессиональная компетентность», «стабильность» и «вызов» являются следствием влияния присущих студентам возрастных особенностей и особенностей современной социально-экономической ситуации в стране.
В качестве экспериментальной выборки в исследовании выступила группа студентов численностью 30 человек, обучающихся в вузах г. Краснодара.
С помощью методики Дж.Б. Роттера «Шкала межличностного доверия» мы определили уровень доверия студентов.
У 80% студентов (24 чел.) полученные результаты варьируются в границах от 95 до 125 баллов, что говорит о высоком уровне доверия, у 20% (6 чел.) – от 60 до 80 баллов – средний уровень доверия. По результатам данной методики, абсолютного недоверия не было выявлено.
Высокий уровень межличностного доверия показывает выраженную направленность личности на открытые, положительные взаимоотношения между людьми, содержащие уверенность в порядочности и доброжелательности другого человека, с которым доверяющий находится в тех или иных отношениях.
Опросник «Якоря карьеры» (Э. Шейн, перевод и адаптация В.А. Чикер, В.Э. Винокурова) направлен на диагностику ценностных ориентацией в карьере. Результаты проведенного исследования представлены в форме таблицы и анализа полученных результатов.
Таблица 1
Ценностные ориентации в карьере
№ |
Ценностные ориентации |
Средняя сумма баллов, max=50 б. |
1. |
Профессиональная компетентность |
50 |
2. |
Менеджмент |
30 |
3. |
Автономия (независимость) |
35 |
4. |
Стабильность работы |
50 |
5. |
Стабильность места жительства |
25 |
6. |
Служение |
22 |
7. |
Вызов |
50 |
8. |
Интеграция стилей жизни |
25 |
9. |
Предпринимательство |
20 |
Исходя из данных таблицы, наиболее приоритетными для современных студентов выступают карьерные ориентации типа «Профессиональная компетентность», «Стабильность работы» и «Вызов». Ориентируясь на профессиональную компетентность, студенты стремятся продвинуться на карьерном поприще за счет достижения более высоких профессиональных умений и навыков и их признания среди окружающих на уровне мастерства, превосходства над другими по качеству деятельности или оказываемых услуг. Сегодня важно, чтобы еще в стенах вузов у студентов были сформированы четкие карьерные устремления, позволяющие им наметить свой жизненный путь после завершения обучения в высшем учебном заведении. Имея четкий жизненный план в отношении своего дальнейшего карьерного продвижения, каждый человек может уверенно чувствовать себя в дне настоящем и предпринимать необходимые меры по обеспечению успеха дня завтрашнего.
Библиографическая ссылка
Антюшина Т.Ю. ВЛИЯНИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ СТУДЕНТОВ НА РАЗВИТИЕ КАРЬЕРНЫХ УСТРЕМЛЕНИЙ // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 11-6. – С. 776-778;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=9466 (дата обращения: 03.12.2024).