Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ИННОВАЦИЙ В ОБРАЗОВАНИИ

Белялова М.А. 1
1 МАОУ ВПО «Краснодарский муниципальный медицинский институт высшего сестринского образования»
1. Бизнес: Оксфордский толковый словарь Англ.-рус. - М.: Изд-во «Прогресс- Академия», РГГУ, 1995. - с.318.
2. Большой англо-русский словарь. В 2-х томах. Под общим рук. проф. И.Р. Гальтерина- М.: Советская энциклопедия, 1972. т.1-с.717.
3. Краткий словарь современных понятий и терминов – 3-е изд., Сост., общ. Ред. В.А. Макаренко. – М.: Республика, 2000. –с.201.
4. Поташник, М.М., Хомерики О.Г. // Структуры инновационного процесса в образовательном учреждении Магистр. – 1994. - №5.
5. Пригожин, А.И. // Нововведения: стимулы и препятствия. Социальные проблемы инноватики. – М., 1989.
6. Сластенин, В.А., Подымова, Л.С. // Педагогика: инновационная деятельность. - М., 1997.
7. Уайт, П. // Управление исследованиями и разработками/Сокр. пер. с англ. под ред. Д.Н. Бобрышева. – М.: Экономика, 1982. - с.23.
8. Шумпетер, И. // Теория экономического развития/Пер. с нем. В.С. Автопомова, М.С. Любского, А.Ю. Чепуренко. – М.: Прогресс, 1982. - 456с.
9. Юсуфбекова, Н.Р. Общие основы педагогической инноватики. Опыт разработки теории инновационных процессов в образовании. – М., 1991.

Современное образование, динамичное и адекватно реагирующее на изменения в политической, экономической и социальной жизни, предполагает изменения в содержании и организации деятельности учебного заведения, определяемые как инновационные.

Разные словари по-разному толкуют слово «инновация».

В англо-русском словаре – «инновация» – это нововведение, новшество [2].

П. Уайт различает понятия «изобретение» - конечный результат исследований, и «нововведение» - процесс, цель которого внедрение изобретения в жизнь, следующий за изобретением, завершает успешные разработки. Изобретение подразумевает появление на свет чего-то нового, нововведение – внедрение чего-то в практику [7].

Оксфордский толковый словарь разъясняет «инновацию» так: «Любой новый подход к конструированию, производству или сбыту товара, в результате чего инноватор или его компания получают преимущество перед конкурентами. Используя патенты, добившийся успеха новатор может обеспечить временную монополию, хотя впоследствии конкуренты найдут способы выхода на выгодный рынок.

Некоторые компании начинают выпуск новой продукции, ориентированной на сформировавшийся спрос, другие разрабатывают технологические новшества, создающие новые рынки» [1].

«Инновация» по определению экономиста Й.Шумпетера – это «появление чего-то нового, неизвестного ранее» [8].

В кратком словаре современных понятий и терминов под общей редакцией В.А. Макаренко «инновация (англ.innovation нововведение, обновление) – 1) вложение средств в экономику, обеспечивающее смену поколений техники и технологии; 2) выработка, синтезирование новых идей, создание новых теорий и моделей, претворение их в жизнь; политические программы, имеющие, как правило, индивидуальный, неповторимый характер; 4) в языкознании – новообразование, относительно новое явление, преимущественно в морфологии» [3].

Инновационная деятельность – это процесс реализации инноваций.

Понятие «инновация» впервые появилось в XIX веке, в начале XX века – наука о нововведениях – инноватика.

По определению А.И. Пригожина «нововведение (инновация)» - это целенаправленное изменение, которое вносит в определенную социальную единицу – организацию, поселение, общество, группу – новые, относительно стабильные элементы» [5].

В научной литературе инновационный процесс осуществляется посредством шести этапов:

1 – этап рождения новой идеи, концепции новшества (этап открытия);

2 – этап изобретения, т.е. создания новшества, материальный или духовный продукт-образец;

3 – этап нововведения, этап практического применения полученного новшества, его доработка; самостоятельное существование новшества;

4 – этап распространения новшества, его широкое внедрение;

5 – этап господства новшества в конкретной области, новшество перестает быть новшеством, теряет свою новизну, замена данного новшества более эффективным;

6 – этап сокращения масштабов применения новшества, связанный с заменой его новым продуктом.

Новизна – один из критериев оценки педагогических исследований, это основной результат творческого процесса, это свойство и самостоятельная ценность любого нововведения. Новизна в педагогической науке может быть абсолютной (принципиально неизвестное «новшество», отсутствие аналогов и прототипов), относительной (местная, частная, условная), псевдоновизной (оригинальничание, стремление сделать не столько лучше, сколько иначе), изобретательскими мелочами.

Следует отметить субъективную новизну, когда объект нов для данного субъекта.

Новшество – это средство (метод, методика, технология и т.д.), инновация, нововведение – это процесс, который развивается по определенным этапам.

Н.Р. Юсуфбекова выделяют три блока в структуре инновационных процессов в системе образования:

  1. блок создания нового в педагогике;
  2. блок восприятия, освоения и оценки нового;
  3. блок использования и применения нового [9].

М.М. Поташник отмечает, что инновационный процесс полиструктурен, он выделяет иерархию структур:

- деятельностная структура – совокупность компонентов: мотивы – цель – задачи – содержание – формы – методы – результаты;

- субъектная структура – деятельность всех субъектов развития: директора, его заместителей, учителей, ученых, учащихся, родителей, спонсоров, методистов, преподавателей вузов, консультантов, экспертов, работников органов образования, аттестационной службы и др.;

- содержательная структура – рождение, разработка и освоение новшеств в обучении, воспитательной работе, управлении школой и т.д.;

- структура жизненного цикла, выражающаяся в этапности: возникновение (старт), - быстрый рост (в борьбе с оппонентами, рутинерами, консерваторами, скептиками) – зрелость – освоение – диффузия (проникновение, распространение) – насыщение (освоенность многими людьми, проникновение во все части учебно-воспитательного и управленческого процессов) – рутинизация – кризис – иррадиация (модернизация новшества);

- управленческая структура – взаимодействие четырех управленческих действий: планирование – организация – руководство – контроль;

- организационная структура: диагностический, прогностический, собственно организационный, практический, обобщающий, внедренческий [4].

В педагогической литературе выделяются два типа инновационных процессов в области образования.

Первый тип – инновации, происходящие стихийно, эмпирически, как правило, отсутствие научного обоснования.

Второй тип – инновации, являющиеся продуктом осознанной, целенаправленной, научно обоснованной деятельности.

В.А. Сластенин и Л.С. Подымова разработали структуру инновационной деятельности учителя [6].

Инновации в системе образования связаны с внесением изменений в цели, содержание, методы и технологии, формы организации и систему управления; в стили педагогической деятельности и организацию учебно-позна­вательного процесса; в систему контроля и оценки уровня образования; в систему финансирования; в учебно-методическое обеспечение; в систему воспитательной работы; в учебный план и учебные программы; в деятельность учителя и учащегося.

Инновации группируются по разным основаниям:

- первая классификация основана на соотнесённости нового к педагогическому процессу, протекающему в школе;

- вторая – основана на применении признака масштабности (объёма);

- третья осуществляется по признаку инновационного потенциала;

- четвёртая классификация основана на группировке признаков по отношению к своему предшественнику.


Библиографическая ссылка

Белялова М.А. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ИННОВАЦИЙ В ОБРАЗОВАНИИ // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 11-6. – С. 791-794;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=9471 (дата обращения: 18.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674