Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ

Белялова М.А. 1 Деды А.А. 1
1 МАОУ ВПО «Краснодарский муниципальный медицинский институт высшего сестринского образования»
1. Андреева, Г.М. Социальная психология. - М.: Аспект Пресс, 2006.
2. Белялова, М.А., Валюхова В.А., Чалов, В.Н. Воспитание педагогической культуры менеджера специальности 060109.65 «Сестринское дело» средствами художественной литературы. – Краснодар, 2008.
3. Бороздина, Г.В. Психология делового общения: учебник / Г.В. Бороздина. - 2-е изд. - М.: ИНФРА-М, 2008.
4. Еникеев, М.И. Общая и социальная психология. Учебник для вузов. - М.: Издательская группа Норма - инфра М, 1999.
5. Кан-Калик, В.А. Учителю о педагогическом общении. - М.: Просвещение, 1987.
6. Карпов, А.В. Психология менеджмента: Учеб. пособие. - М.: Гардарики, 2005.
7. Леонтьев, А.А. Речевое воздействие: Проблемы прикладной психолингвистики. - М., 1972.
8. Мескон Майкл, Майкл Альберт, Франклин Хедоури. Основы менеджмента: Пер. с англ. - М.: Дело, 2006.
9. Морозов, А.В. Деловая психология. Курс лекций; Учебник для высших и средних специальных учебных заведений. - СПб.: Издательство Союз, 2000.
10. Ольшанский, Д.В. Психология масс. - СПб.: Питер, 2002.
11. Панфилова, А.П. Теория и практика общения: [учеб. пособие для средн. проф. образования] / А.П. Панфилова. - М.: Академия, 2007.
12. Сизова, Л.А. Психологические детерминанты профессионально-личностной самореализации медицинской сестры многопрофильного лечебного учреждения. //Автореф…. диссертации к.пс.н. - Краснодар, 2015.

В современном профессиональном мире коммуникативная компетентность становится основным источником карьерного роста человека и эффективного осуществления профессиональной деятельности. Конкурентоспособными специалистами становятся лишь те, кто помимо профессиональной компетентности имеют социальный (эмоциональный) интеллект и коммуникативную грамотность, которая включает, в том числе, и владение деловым этикетом. Панфилова А.П. обращает внимание на знание правил этикета и действия, в основе которых лежат нравственные ценности, позволяют человеку сформировать позитивный имидж и иметь безупречную репутацию, что во всем цивилизованном мире ценится наивысшим образом в любой профессиональной деятельности [11].

В теоретических исследованиях Д. Ольшанского межличностные коммуникации делятся на формальные или официальные, которые определяются политикой, правилами, должностными инструкциями определенной организации и осуществляются по формальным каналам; неформальные коммуникации, не следующие общим правилам определенной организации; осуществляются согласно установившейся системе личных отношений между работниками организации [10].

Успех коммуникации, по мнению Д. Ольшанского, определяется следующими факторами: уверенностью в себе, использованием понятного языка, убедительностью в общении, изменением стиля поведения с разными людьми, получением положительной обратной связи [10].

Панфилова А.П. утверждает, что в коммуникации выделяют информационную, убеждающую, экспрессивную, внушающую (суггестивную) и ритуальную модели общения [11].

Общение – это социальное взаимодействие между людьми по­сред­ством знаковых систем в целях транс­ляции (передачи) общественного опыта, культурного наследия и организации совместной деятельности.

Еникеев М.И. уделяет внимание содержанию, функциям и средствам общения. Содержание общения много­предметное, цели связаны с его функ­циями, среди которых актуальны, информационно-коммуникативная (прием и передача информации); регу­лятивно-коммуникативная (интерактив­ная: организация взаимо­дей­­ствия людей в их совместной дея­тельности) [4].

Существует множество приёмов повышения эффективности общения, преодоления коммуникативных барье­ров, которые систематизированы Моро­зовым А.В., приём «имя собственное», осно­ванный на произнесении вслух имени-отчества партнера, с которым общается субъект коммуникации; приём «зеркало отношений», состо­ящий в доброй улыбке и приятном выражении лица, свидетельствующем, что «я - ваш друг»; приём «золотые слова» заклю­чается в высказывании комплиментов в адрес пациента или больного, способ­ствующих эффекту внушения; приём «терпеливый слу­шатель» вытекает из терпеливого и внимательного выслу­шивания проблем медработников или больных и приём «личная жизнь» выражается в привле­чении внимания к увлечениям субъек­тов общения, что также повышает его вербальную актив­ность и сопро­вож­дается положи­тельными эмо­циями [9].

Основная цель коммуникационного процесса, по утверждению Мескона М. - обеспечение понимания информации, являющейся предметом обмена, т.е. сообщений [8].

Мескон М. констатирует, что почти невозможно переоценить важность взаимодействия в сопровождении субъекта коммуникации. Едва ли не все, что делают в коммуникативной деятельности, чтобы облегчить организации достижение ее целей, требует эффективного обмена информацией [8].

В коммуникативном процессе происходит не простое движение информации, но как минимум активный обмен ею, на что обращает внимание Андреева Г.М., особую роль играет для каждого участника общения значимость информации, потому что люди не просто «обмениваются» знаниями, но «стремятся при этом выработать общий смысл», - так считает Леонтьев А.А. [7]. Суть коммуникативного процесса - не просто взаимное информирование, но совместное постижение истины. Поэтому в каждом коммуникативном процессе реально в единстве даны деятельность, общение и познание. Медицинскому персоналу, независимо от уровня его профессиональных притязаний, необходимо владеть технологией и техникой общения для создания атмосферы доверия в едином желании и стремлении скорейшего и качественного выздоровления больного [2,7].

На создание атмосферы плодотворного сотрудничества энергетическое влияние оказывает коммуникативный стиль, о чем пишет Бороздина Г.В., т.е. совокупность привычных для человека способов и средств установления и поддержания контактов с окружающими [3].

Кан-Калик В.А. обращает внимание, что необходимо различать общие коммуникативные задачи предстоящей деятельности, которые, как правило, планируются заранее, и текущие коммуникативные задачи, возникающие в ходе общения. Формы и нюансы общения - общие коммуникативные задачи - могут быть в целом заранее спрогнозированы, задуманы, предвосхищены, но, в конечном счете, всегда должны корректироваться обстоятельствами общения и текущими коммуникативными задачами [5].

Карпов А.В. обращает внимание на роль коммуникации в управлении, что существенно в контексте данного исследования, так как культура руководителя определяет культуру среднего медицинского персонала, взаимодействующего с больными [6].

Способность среднего медицинского персонала сохранять оптимальность в различных условиях деятельности является наиболее характерным показателем профессионального здоровья, предпосылкой к обеспечению высокой профессиональной эффективности.

Адекватное восприятие информации зависит также от наличия или отсутствия в процессе общения коммуникативных барьеров выделяет фонетический, семантический, стилистический, логический, социально-культурный и барьеры отношений [5,6].

В работах психологов рассматриваются отдельные стороны компетентности: компетентность в общении (Л.А. Петровская), интеллектуальная компетентность (М.А. Холодная), конфликтная компетентность (Б.И. Хасан).

Средний медицинский персонал работает эффективно, благодаря правильной кадровой расстановке и воспитанию профессиональной культуры [3].

Сизова Л.А. в своих исследованиях обращает внимание на то, что личность медицинской сестры как субъекта управленческой деятельности характеризуется сочетанием инвариативных, специфических и вариативных психологических качеств. Инвариативными являются качества, в равной мере свойственные клиническим и старшим медицинским сестрам. Вариативные качества характеризуются терпимостью и ответственностью в отношении соблюдения нравственных норм; типом «понимающий людей» в межличностном доверии. Наиболее выраженными компонентами межличностного доверия в среде медицинских сестер являются надежность и приязнь, что можно определить как тип «эмоционально доверяющий максималист».

Сизова Л.А., определяет мотивационное ядро личности медицинской сестры, в котором мотивация социально-профессионального признания взаимосвязана с позитивной профессиональной идентичностью, снижением социальной адаптацией, высоким перфекционизмом, с ориентацией в межличностном доверии на надежность и предсказуемость партнеров по совместной деятельности [12].


Библиографическая ссылка

Белялова М.А., Деды А.А. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 11-6. – С. 794-796;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=9472 (дата обращения: 21.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674