Образовательный процесс в профессиональном учебном заведении осуществляется на содержательно-методическом уровне, предполагающем как фундаментализацию, так и методическое обеспечение содержания образования.
Современное профессиональное образование, основанное на субъектно-деятельностном подходе, определяет стратегию и тактику реализации содержания образования на личностно значимом уровне, что обязывает преподавателей, выступающих в роли консультантов, к разработке с каждым студентом программы его развития и саморазвития. Такой подход означает, что профессорско-преподавательский коллектив является разработчиком учебно-методических материалов, в форме пособий, рекомендаций, инструкций, рассчитанных на самостоятельное изучение содержания образования.
Профессиональная подготовка менеджера сестринского дела включает реализацию психолого-педагогических дисциплин, цель которых подготовка специалиста, состоятельного в психологическом и педагогическом аспектах профессиональной деятельности.
В вузе отработана система методического обеспечения образовательного процесса, предполагающая целенаправленную работу преподавателей и студентов по созданию учебно-методических комплексов по дисциплине.
Современное образование, гуманистически ориентированное, находит содержательную реализацию посредством работы над материалами, включенными в учебно-методическое пособие «Педагогика гуманизма» [2], разработанное на кафедре педагогики и психологии вуза.
Авторами осуществлён подбор актуального и для студентов материала:
- теоретическое обоснование гуманизации образования как императива XXI века;
- глоссарий;
- афоризмы и изречения по гуманизации образования;
- методики исследования ценностных ориентаций студентов («Напишите свой портрет», «Ваши духовно-нравственные ценности», «К чему стремится большинство людей»);
- деловая игра в форме регламентированной дискуссии «Духовно-нравственные ценности человека»;
- тематическая дискуссия «О красоте человека»;
- публичные чтения, представленные произведениями В. Сухомлинского («Крылья матери», «О жаворонке, который в окошко улетел», «Семь дочерей»), А. Моруа («Открытое письмо молодому человеку о науке жить»), И. Габирола («Жемчужная россыпь»), А. Чехова («Письмо А.П. Чехова Н.П. Чехову»), Лабрюйера («Характеры, или нравы нынешнего века»), Ларошфуко («Максимы»), Д. Лихачёва («Письма о добром и прекрасном»), Н. Рубакина («Что такое образованный человек, интеллигентный человек»), Честерфилда («Письма к сыну»). После каждого произведения разработаны вопросы, обращённые к личности студента;
- рубрика «Каждый решает по-своему», рассчитанная на поиск ответов на предлагаемые вопросы с использованием высказываний философов, писателей и учёных в разных областях науки;
- литература для самообразования.
Каждый студент, изучив материалы учебно-методического пособия, разрабатывает программу личностного саморазвития и самовоспитания.
Пользуется популярностью «Практикум по педагогике с методикой преподавания» [7], рассчитанный на развитие педагогической культуры менеджеров сестринского дела и представленный высказываниями великих мыслителей о педагогическом мастерстве; художественными произведениями об Учителе; метафорами «Уроки, которые мы извлекаем из опыта других», педагогическими задачами и терминами по основам педагогического мастерства; перечнем литературы для дополнительного изучения.
Авторским коллективом осуществлён подбор художественных произведений о педагогах, включённых в пособие «Воспитание педагогической культуры менеджера специальности 060109.65 «Сестринское дело» средствами художественной литературы» (24 произведения, к каждому из которых предлагаются задания и вопросы) [4].
Пособие «Самостоятельная работа студентов по педагогике и методике преподавания» [3] развивает творческий потенциал будущих профессионалов в области педагогической и управленческой деятельности. В пособии на 9,5 печатных листах сконцентрирован разнообразный материал, предполагающий, с одной стороны, фундаментализацию, с другой стороны дифференциацию и индивидуализацию обучения личностно ориентированное отношение субъектов образовательного процесса к вопросам самообразования и саморазвития. Характерной особенностью является наличие заданий, рассчитанных на развитие культуры исследователя в области научно-методических и технологических проблем профессиональной деятельности.
Профессиональная подготовка менеджера связана с развитием ораторского искусства, направленного на формирование личности. «Университетское красноречие» - понятие старинное, в современной классификации применяют термин «академическое красноречие».
В настоящее время в России проблема овладения свободным культурным словом как никогда актуальна, особенно важно это для менеджеров в здравоохранении, чья речь – не только главное орудие профессиональной деятельности, но и образец, сознательно и бессознательно усваиваемый и воспринимаемый подчинёнными. Создание модели профессиональной деятельности менеджера на основе педагогической риторики будет способствовать эффективной подготовке студента – будущего специалиста. В пособие «Педагогическая риторика в профессиональном становлении менеджера специальности 060109.65 «Сестринское дело» [5] включены теоретические («Из истории отечественной педагогической риторики», «Концептуальная структура современной педагогической риторики в профессиональной деятельности преподавателя менеджера здравоохранения») и практические («Формирование педагогической риторики в профессиональной деятельности преподавателя и менеджера здравоохранения» - система упражнений, «Памятка оратора») материалы.
Многообразие и сложность задач профессионального образования делает особенно актуальным проблемы педагогического мастерства.
Общепризнано, что педагогика – не только наука, но и искусство, которому необходимо учить, так как образование и образовательный процесс – это не только получение информации, но и творческая деятельность, результатом которой является личность обучаемого, способная к самовыражению и достойному самоопределению в этом мире.
В пособии «Роль театральной педагогики в профессиональном становлении менеджера специальности 060109.65 «Сестринское дело» [6] представлено обоснование театральной педагогики (актёрская школа преподавателя, технология реализации театральной педагогики, общее и различия в актёрско-режиссёрской и педагогической деятельности; речевое искусство, технология использования элементов театральной педагогики в процессе профессиональной подготовки студентов), система заданий и упражнений по формированию и развитию профессионального мастерства средствами театральной педагогики; рекомендации и памятки по овладению педагогическим мастерством средствами театральной педагогики.
Предметом особой гордости является пособие «Педагогика в кроссвордах» [1], разработанное по всем темам педагогики и методики преподавания совместно со студентами, изучающими данную дисциплину.
Совместно со студентами подготовлено и пособие «Задания в тестовой форме по педагогике и методике преподавания» [8].
Систематизации знаний по психологии способствуют материалы пособия «Самостоятельная работа по дисциплине «Психология» [9].
Мониторинговые исследования профессионально-личностной культуры студентов определили разработку пособия «Диагностика внутрисемейных отношений», позволяющего эффективно осуществлять психологическую помощь при решении семейных проблем [10]. Диагностический материал способствует изучению специфики взаимоотношений молодых людей в добрачный период, отношений, складывающихся между супругами, детьми и родителями. Многосторонность, комплексность и системность разработанных материалов оказывают действительную помощь заинтересованным в данной проблеме студентам.
Процесс разработки учебно-методических пособий является процессом формирования профессиональной культуры менеджера сестринского дела.
Библиографическая ссылка
Белялова М.А. МЕТОДИЧЕСКИ ОБОСНОВАННЫЙ ПРОЦЕСС ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ВУЗЕ // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 11-6. – С. 798-801;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=9474 (дата обращения: 21.11.2024).