Актуальность данного исследования заключается в том, что в настоящее время количество аддиктивного поведения катастрофически увеличивается во всем мире, в том числе, и у нас в стране.
Проблема исследования в том, что нарушенный психологический климат в семье отражается на подростке, касаясь всех аспектов его психической деятельности, мировоззрения, поведения и ценностей.
Целью исследования является выявление связи между нарушенным психологическим климатом в семье, личностными особенностями и проявлением аддиктивного поведения в подростковом возрасте.
Объектом исследования являются типы семейного воспитания и возможные нарушения воспитания в семье, предметом - влияние нарушения семейного воспитания на проявление аддиктивного поведения у подростков.
Аддиктивное поведение (от англ. addiction - пагубная привычка, порочная склонность) рассматривается большинством авторов, стоявших у начала разработки этой проблематики (Ц.П. Короленко, А.С. Тимофеева, А.Ю. Акопов, и др.) как одна из форм деструктивного (разрушительного) поведения, то есть причиняющего вред человеку и обществу. Аддиктивное поведение выражается в стремлении к уходу от реальности посредством изменения своего психического состояния, что достигается различными способами — фармакологическими (прием веществ, воздействующих на психику) и нефармакологическими (сосредоточение на определенных предметах и активностях, что сопровождается развитием субъективно приятных эмоциональных состояний).
Выделяют следующие виды аддикции: наркотическая, алкогольная, телевизионная, компьютерная, игровая, пищевая, сексуальная, религиозная, трудовая, лекарственная, табачная.
Именно подростковый возраст является наиболее «благоприятным» для формирования аддиктивного поведения. В этом возрасте происходит формирование образа себя. И то, каким будет этот образ, во многом зависит от условий, которые подростка окружают. В это время рвутся все тонкие места. И правильное поведение родителей может помочь подростку пережить этот кризис. Суть аддиктивного поведения заключается в том, что встречая психологический дискомфорт, человек стремится уйти от реальности, пытается искусственным путем изменить свое психическое состояние так, что создается иллюзия безопасности, восстановления равновесия.
Большинство отклонений в поведении зависимых лиц имеет единую основу - неправильную систему семейного воспитания, что способствует социальной дезадаптированности ребенка. Самым простым для такой личности представляется аддиктивное поведение, как способ ухода от всех проблем, свалившихся на него. Но проблемы от этого не разрешаются, а лишь появляются новые.
Для эмпирической части исследования нами использовались следующие методики: методика «Детско-родительские отношения в подростковом возрасте» (ДРОП) и методика диагностики склонности к различным зависимостям (Лозовая Г.В.)
Базой для эмпирического исследования послужил Краснодарский муниципальный медицинский институт высшего сестринского образования. Респондентами явились студенты 3-го курса очной формы обучения, факультета «Сестринское дело» (бакалавриат) в количестве 30 человек. Выборка студентов была случайной.
С помощью методики Лозовой Г.В. были выявлены склонности к зависимостям респондентов по 14 критериям: алкогольная, телевизионная, любовная, игровая, сексуальная, пищевая, религиозная, трудовая, лекарственная, компьютерная, табачная, зависимость от здорового образа жизни, наркотическая и общая склонность к зависимостям. Результаты исследования представлены на рис.1.
Рис.1.Результаты диагностики склонности к различным зависимостям по Лозовой Г.В.
Результаты исследования свидетельствуют о том, что у респондентов отсутствует высокая степень склонности к зависимостям по всем показателем. Но также прослеживается тенденция склонности к алкогольной и пищевой зависимостям.
С помощью опросника ДРОП мы выяснили полную и дифференцированную картину детско-родительских отношений с точки зрения подростков. В данных (по отношению и к матери, и к отцу) мы проследили, что параметры незначительно, но увеличиваются в нескольких шкалах: конфликтности, требовательности, и авторитарности. На основе этого можно констатировать, что неудовлетворённость личными отношениями родителей и нерешенные внутриличностные конфликты родителей, сказываются на общей семейной обстановке, что, в свою очередь, влияет и на ребенка, растущего в семье.
На основе исследования конструктивны следующие рекомендации: родительские установки не должны вступать в явное противоречие с важнейшими потребностями ребёнка в движении, познании, общении со сверстниками. А также родители должны понимать, что только в их руках создание гармоничной атмосферы и доверительных отношений. Тогда подростку будет комфортно находиться среди своих домашних, ему не нужно будет прятаться от негативных эмоций за ширмой аддиктивного поведения.
Библиографическая ссылка
Верзина В.В., Алексеева Е.Б. АДДИКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ КАК СЛЕДСТВИЕ ДЕСТРУКТИВНЫХ ФОРМ ВОСПИТАНИЯ // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 11-6. – С. 808-810;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=9478 (дата обращения: 21.11.2024).