Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

РЕАЛИЗАЦИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ

Гарин А.В. 1 Баранникова Н.В. 1
1 ГБОУ ВПО КубГМУ Минздрава России
1.Немов Р. С. Психология. – 4-е изд. – М.: ВЛАДОС, 2003. – Кн. 1. Общие основы психологии
2. Лавриенко Л.В. Социальная психология и этика делового общения. М. 1995, С 55-61.

Цель работы – выявить влияние творческой деятельности студентов на развитие их коммуникативных навыков.

Еще со времен Гиппократа грамотное и продуктивное взаимодействие врача и пациента считалось одним из важнейших факторов выздоровления. В Средние века развитию навыков общения в медицинской сфере уделялось внимание не меньшее, чем развитию специальных знаний. В университетах преподавались грамматика, риторика и изобразительное искусство, которые способствовали формированию у врача всесторонней эрудиции. В современной медицине умение наладить доверительные отношения с пациентом является важнейшим условием любого лечебного мероприятия. Коммуникабельность врача складывается из множества факторов. Помимо профессиональных знаний требуется умение доносить информацию, умение находить соответствующий язык общения, который необходим не только с точки зрения клинической ситуации, но и с точки зрения индивидуальных особенностей пациента – его психотипа [1].

А.Ф.Билибин писал: «При врачевании должно использоваться не одно крыло (наука), а два крыла – наука и искусство. Для настоящего полета (врачевания) нужен взмах обоих крыльев. Без проникновения во внутренний мир больного человека, чему способствует искусство, врачевание неполноценно».

Творчество – это универсальное понятие, имеющее различные аспекты. В данном исследовании особое внимание уделяется художественной деятельности, связанной с использованием специфических выразительных средств: мимики, голоса, хореографии. Публичные выступления формируют у будущего врача необходимые навыки и средства коммуникации, которые в медицинской практике помогут создать необходимый психоэмоциональный фон общения в системе «врач – пациент», что в свою очередь способствует повышению качества медицинских услуг. Опыт публичных выступлений – важный фактор формирования коммуникативных и личностных качеств врача, что особенно важно, если его профессиональная деятельность связана с преподаванием [2].

Общее число респондентов, участвовавших в исследовании, составило 131 человек, из них преподаватели КубГМУ - 10 человек, обучающиеся в клинической интернатуре / ординатуре - 21 человек, студенты - 100 человек. Была разработана специальная анкета, вопросы которой затрагивают различные аспекты влияния творчества на профессиональную медицинскую деятельность.

На вопрос "Влияет ли участие в творческой деятельности на развитие личностных качеств врача?" 100% респондентов ответили утвердительно, и абсолютно все из числа опрошенных подтвердили, что влияние это - положительное. При этом на вопрос "Занимались ли вы когда-нибудь художественным творчеством?" Ответ «нет» дали 20,6% респондентом.

На вопрос: "Влияет ли участие в творческой деятельности на развитие профессиональных качеств врача?" Утвердительный ответ дали 66,5% респондентов; отрицательно высказались 33,5% респондентов. Ответ на вопрос, «Каково влияние художественного творчества на профессиональную деятельность?» распределились следующим образом: положительно ответили – 66,5%; отрицательно -3%; «никак не влияет» - 30,5% респондентов. Таким образом, большинство респондентов считают, что творчество положительно влияет на профессиональную деятельность врача. В ответах на тест «Оценка коммуникативных умений» (методика В.Ф. Ряховского) студенты, которые не занимались художественным творчеством, это - 25% от общего числа - набрали 53%, что говорит о выраженных недостатках в опыте межличностного общения. Остальные 75% студентов, которые занимались, либо занимаются в настоящее время художественным творчеством, набрали 39%, что характеризуется как удовлетворительный уровень коммуникативных навыков ("хороший собеседник"). Результаты теста в группе ординаторов и интернов, которые участвовали в работе театральной студии КубГМУ "Диамант", соответствуют интервалу от 0 - 10% ("отличный собеседник"). В итоге 100% респондентов, входящих в группу «интерны и ординаторы» (участники театральной студии), отмечали положительное влияние художественного творчества на развитие личностных качеств, профессионального и коммуникативного потенциала врача. Отмечалась важность реализации творческого потенциала личности в студенческий период.

Таким образом, развитие творческой активности студентов, следует рассматривать как важнейшей фактор профессионально - коммуникативных навыков будущих врачей.


Библиографическая ссылка

Гарин А.В., Баранникова Н.В. РЕАЛИЗАЦИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 11-6. – С. 815-816;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=9482 (дата обращения: 21.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674