Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «ЭТИКА, ПРАВО И МЕНЕДЖМЕНТ В СТОМАТОЛОГИИ»

Зобенко А.В. 1 Пильщикова В.В. 1 Шильцова Т.А. 1
1 ГБОУ ВПО КубГМУ Минздрава России
1. Базаров Т.Ю. Управление персоналом. Практикум: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Управление персоналом», «Менеджмент организации». М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. – 239 с.
2. Петрова Н.Г., Вишняков Н.И., Балохина С.А., Тептина Л.А. Основы маркетинга медицинских услуг: Учебное пособие. – М.: «МЕДпресс-информ», 2008. – 112 с.
3. Редько А.Н., Пильщикова В.В., Васильев Ю.А. Оценка познавательной способности студентов при использовании интерактивных образовательных технологий / Международный журнал экспериментального образования. Материалы региональной межвузовской учебно-методической конференции с международным участием «Современное профессиональное образование: проблемы, тенденции, перспективы». Краснодар, 2014. - № 10. – С.255-258.
4. Стеценко С.Г., Гончаров Н.Г., Стеценко В.Ю. Пищита А.Н. Медицинское право. Учебник для юридических и медицинских вузов. – Издание 2-е дополненное и переработанное. – Москва: РМАПО, ЦКБ РАН. – 2011. – 568 с.
5. Хохлова Т.П. Основы менеджмента: учебник и учебное пособие в схемах. М.: Экономистъ, 2008. – 414 с.

В современных условиях перед высшей медицинской школой стоит важнейшая задача подготовки врачей, обладающих не только необходимыми профессиональными компетенциями в области избранной специальности, но и достаточным уровнем правовой грамотности, способных эффективно анализировать и разрешать этические проблемы, умеющих принимать эффективные управленческие решения для обеспечения высокого качества медицинской помощи населению. Ее реализация позволяет осуществить формирование научного миропонимания как части общей культуры выпускника медицинского вуза и является необходимым условием повышения конкурентоспособности будущих специалистов на рынке медицинских услуг.  

В этой связи в федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальности «стоматология» введена новая учебная дисциплина «этика, право и менеджмент в стоматологии». По сути, она представляет собой междисциплинарное направление, преследующее цель сформировать у будущих врачей-стоматологов представление о моделях и правилах медицинской этики, о моральных ценностях, основополагающих в условиях разрешения этических конфликтов в стоматологии; дать необходимый объем теоретических знаний об основных положениях медицинского права, позволяющий адекватно оценивать возникающие правоотношения при осуществлении профессиональной медицинской деятельности и воспитать у будущих специалистов достаточный уровень правосознания и правовой культуры; привить навыки эффективного управления лечебно-диагностическим процессом в стоматологической организации в условиях как государственной, так и частной практики.

Поэтому к исходным требованиям для освоения данной дисциплины отнесены как базовые знания, полученные в процессе довузовского этапа образования (обществознание, история, культурология), так и те знания и навыки, которые сформированы в результате изучения комплекса учебных дисциплин уже на базе высшей школы (философия, биоэтика, правоведение, экономика, общественное здоровье и здравоохранение, медицинская информатика и стоматология).

На кафедре общественного здоровья, здравоохранения и истории медицины КубГМУ преподавание дисциплины «этика, право и менеджмент в стоматологии» ведется среди студентов четвертого курса стоматологического факультета. В ее состав входят модули: «этика в стоматологии», на долю которого приходится около 20% всего объема дисциплины, «право в стоматологии» (30%), «управление качеством в стоматологии» (15%), «менеджмент в стоматологии» и «маркетинг в стоматологии» (соответственно 20% и 15%).

Врачебная этика – это раздел науки о роли нравственных начал в деятельности врача, его высокогуманном отношении к больному как необходимом условии эффективного лечения и укрепления здоровья человека. В ходе изучения модуля «этика в стоматологии», студенты познают психо-эмо­циональные черты врача-стома­толога, проявляющиеся в его взаимодействии с пациентом, его родственниками, другими медицинскими работниками в определенных социальных условиях; осваивают морально-эти­ческие нормы профессиональной стоматологической этики; учатся использовать правила и принципы врачебного поведения в будущей практической деятельности.

Медицинское право – это комплексная отрасль права, включающая совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения в сфере медицинской деятельности [4]. В рамках модуля «право в стоматологии» будущие стоматологи получают теоретические знания о принципах, институтах, категориях и современном уровне развития науки правоведения, приобретают навыки правильного в правовом отношении ориентирования в действующем законодательстве о здравоохранении в Российской Федерации и учатся адекватному его применению в конкретных практических ситуациях. У студентов формируются четкие представления о правах и обязанностях медицинских работников стоматологических учреждений, об ответственности врачей-стоматологов за профессиональные и профессионально-должностные правонарушения, воспитывается уважительное отношение к законам и другим нормативно-правовым актам, как к основополагающему гаранту соблюдения прав, свобод и интересов граждан и общества.

Освоение модуля «управление качеством в стоматологии» способствует формированию у студентов стоматологического факультета понимания качественной стоматологической услуги во взаимодействии с принципами стандартов и протоколов ведения больных, прививает навыки алгоритмизации проведения ведомственной и вневедомственной экспертизы качества оказанной населению стоматологической помощи.

Обучение будущих врачей-сто­матологов управленческим процессам в условиях государственной и частной практики осуществляется в разделе «менеджмент в стоматологии». Как известно, менеджмент в здравоохранении – искусство управлять интеллектуальными, фи­нансовыми и материальными ресурсами медицинской организации в условиях рынка с целью их рационального использования для повышения качества медицинских услуг [1,5].

В рамках данного модуля у студентов формируются навыки управления персоналом, общения и взаимодействия с коллективом, коллегами, представителями правоохранительных органов и родственниками пациентов. В различных моделируемых ситуациях студенты учатся самостоятельно оценивать эффективность экономической деятельности стоматологической организации, принимать рациональные управленческие решения с учетом запросов потребителей стоматологических услуг и особенностей конкурентной среды.

В заключительном блоке дисциплины «маркетинг в стоматологии» будущие врачи-стоматологи осваивают основы предпринимательства и маркетинговой деятельности. Маркетинговое управление, по определению американской ассоциации маркетинга, - это процесс планирования и реализации концепции ценообразования, продвижения и распределения идей, товаров и услуг, направленных на осуществление обменов, удовлетворяющих как индивидуальные, так и организационные цели [2].

Студенты получают представление о механизмах работы на современном рынке здравоохранения и мерах стимулирования реализации стоматологических услуг, о методах рекламы и каналах продвижения услуг к потребителям, о маркетинговых аспектах фокусных направлений в стоматологии (дентальная имплантация, эндодонтия, эстетическая стоматология) и аутсорсинге в стоматологической организации.

Достаточно широкое использование на практических занятиях интерактивных технологий обучения (деловая игра, «круглый стол», составление учебных кроссвордов) позволяет активно развивать у студентов такие качества, как креативность, гибкость и оригинальность мышления, стимулировать потребность в совершенствовании студентами своей познавательной, коммуникативной и психологической компетентности, повышать их интеллектуальную самостоятельность и уверенность в себе [3].

Заложенный в данных формах обучения игровой принцип не только максимально персонализирует учебный процесс, давая студентам возможность демонстрировать свой интеллектуальный и творческий потенциал, но и повышает чувствительность каждого участника к эмоциональным реакциям своих коллег и межличностным явлениям, позволяя в полной мере прочувствовать механизм командной деятельности. А именно эти качества, прежде всего, необходимы современному стоматологу-менеджеру, вла­деющему искусством предупреждения и разрешения этических проблем, адекватно оценивающему возникающие право­от­ношения при осуществлении профессиональной медицинской деятельности, эффективно управляющему персоналом стоматологической организации.

К сожалению, серьезной проблемой, существенно осложняющей учебный процесс, является отсутствие утвержденной учебно-методической литературы, которая содержала бы информацию, касающуюся всех дидактических модулей дисциплины «этика, право и менеджмент в стоматологии» и отвечала бы требованиям федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности «стоматология». В связи с этим на кафедре разработан пакет учебно-методических материалов, призванных не только помочь студентам в освоении данной дисциплины, но и повысить эффективность их самостоятельной работы при выполнении заданий, как на практических занятиях, так и во внеаудиторное время.

Очевидно, что современный этап развития общества и экономики диктует качественно новые требования к системе высшего медицинского образования. Сегодня очень важно, чтобы будущие врачи в своей повседневной практике не только уверенно владели методами диагностики и лечения заболеваний, но и могли принимать эффективные управленческие решения на уровне конкретной медицинской организации или ее подразделения, руководствуясь при этом принципами морально-этических норм врача, знанием основ правовой культуры. Поэтому дисциплина, предусматривающая изучение вопросов этики, права и менеджмента в здравоохранении является чрезвычайно актуальной не только при подготовке стоматологов, но и врачей других специальностей. Вполне логичным, более того необходимым, было бы, на наш взгляд, введение подобной дисциплины в последующие государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования по всем остальным специальностям.


Библиографическая ссылка

Зобенко А.В., Пильщикова В.В., Шильцова Т.А. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «ЭТИКА, ПРАВО И МЕНЕДЖМЕНТ В СТОМАТОЛОГИИ» // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 11-6. – С. 857-860;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=9495 (дата обращения: 03.12.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674