В современных условиях перед высшей медицинской школой стоит важнейшая задача подготовки врачей, обладающих не только необходимыми профессиональными компетенциями в области избранной специальности, но и достаточным уровнем правовой грамотности, способных эффективно анализировать и разрешать этические проблемы, умеющих принимать эффективные управленческие решения для обеспечения высокого качества медицинской помощи населению. Ее реализация позволяет осуществить формирование научного миропонимания как части общей культуры выпускника медицинского вуза и является необходимым условием повышения конкурентоспособности будущих специалистов на рынке медицинских услуг.
В этой связи в федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальности «стоматология» введена новая учебная дисциплина «этика, право и менеджмент в стоматологии». По сути, она представляет собой междисциплинарное направление, преследующее цель сформировать у будущих врачей-стоматологов представление о моделях и правилах медицинской этики, о моральных ценностях, основополагающих в условиях разрешения этических конфликтов в стоматологии; дать необходимый объем теоретических знаний об основных положениях медицинского права, позволяющий адекватно оценивать возникающие правоотношения при осуществлении профессиональной медицинской деятельности и воспитать у будущих специалистов достаточный уровень правосознания и правовой культуры; привить навыки эффективного управления лечебно-диагностическим процессом в стоматологической организации в условиях как государственной, так и частной практики.
Поэтому к исходным требованиям для освоения данной дисциплины отнесены как базовые знания, полученные в процессе довузовского этапа образования (обществознание, история, культурология), так и те знания и навыки, которые сформированы в результате изучения комплекса учебных дисциплин уже на базе высшей школы (философия, биоэтика, правоведение, экономика, общественное здоровье и здравоохранение, медицинская информатика и стоматология).
На кафедре общественного здоровья, здравоохранения и истории медицины КубГМУ преподавание дисциплины «этика, право и менеджмент в стоматологии» ведется среди студентов четвертого курса стоматологического факультета. В ее состав входят модули: «этика в стоматологии», на долю которого приходится около 20% всего объема дисциплины, «право в стоматологии» (30%), «управление качеством в стоматологии» (15%), «менеджмент в стоматологии» и «маркетинг в стоматологии» (соответственно 20% и 15%).
Врачебная этика – это раздел науки о роли нравственных начал в деятельности врача, его высокогуманном отношении к больному как необходимом условии эффективного лечения и укрепления здоровья человека. В ходе изучения модуля «этика в стоматологии», студенты познают психо-эмоциональные черты врача-стоматолога, проявляющиеся в его взаимодействии с пациентом, его родственниками, другими медицинскими работниками в определенных социальных условиях; осваивают морально-этические нормы профессиональной стоматологической этики; учатся использовать правила и принципы врачебного поведения в будущей практической деятельности.
Медицинское право – это комплексная отрасль права, включающая совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения в сфере медицинской деятельности [4]. В рамках модуля «право в стоматологии» будущие стоматологи получают теоретические знания о принципах, институтах, категориях и современном уровне развития науки правоведения, приобретают навыки правильного в правовом отношении ориентирования в действующем законодательстве о здравоохранении в Российской Федерации и учатся адекватному его применению в конкретных практических ситуациях. У студентов формируются четкие представления о правах и обязанностях медицинских работников стоматологических учреждений, об ответственности врачей-стоматологов за профессиональные и профессионально-должностные правонарушения, воспитывается уважительное отношение к законам и другим нормативно-правовым актам, как к основополагающему гаранту соблюдения прав, свобод и интересов граждан и общества.
Освоение модуля «управление качеством в стоматологии» способствует формированию у студентов стоматологического факультета понимания качественной стоматологической услуги во взаимодействии с принципами стандартов и протоколов ведения больных, прививает навыки алгоритмизации проведения ведомственной и вневедомственной экспертизы качества оказанной населению стоматологической помощи.
Обучение будущих врачей-стоматологов управленческим процессам в условиях государственной и частной практики осуществляется в разделе «менеджмент в стоматологии». Как известно, менеджмент в здравоохранении – искусство управлять интеллектуальными, финансовыми и материальными ресурсами медицинской организации в условиях рынка с целью их рационального использования для повышения качества медицинских услуг [1,5].
В рамках данного модуля у студентов формируются навыки управления персоналом, общения и взаимодействия с коллективом, коллегами, представителями правоохранительных органов и родственниками пациентов. В различных моделируемых ситуациях студенты учатся самостоятельно оценивать эффективность экономической деятельности стоматологической организации, принимать рациональные управленческие решения с учетом запросов потребителей стоматологических услуг и особенностей конкурентной среды.
В заключительном блоке дисциплины «маркетинг в стоматологии» будущие врачи-стоматологи осваивают основы предпринимательства и маркетинговой деятельности. Маркетинговое управление, по определению американской ассоциации маркетинга, - это процесс планирования и реализации концепции ценообразования, продвижения и распределения идей, товаров и услуг, направленных на осуществление обменов, удовлетворяющих как индивидуальные, так и организационные цели [2].
Студенты получают представление о механизмах работы на современном рынке здравоохранения и мерах стимулирования реализации стоматологических услуг, о методах рекламы и каналах продвижения услуг к потребителям, о маркетинговых аспектах фокусных направлений в стоматологии (дентальная имплантация, эндодонтия, эстетическая стоматология) и аутсорсинге в стоматологической организации.
Достаточно широкое использование на практических занятиях интерактивных технологий обучения (деловая игра, «круглый стол», составление учебных кроссвордов) позволяет активно развивать у студентов такие качества, как креативность, гибкость и оригинальность мышления, стимулировать потребность в совершенствовании студентами своей познавательной, коммуникативной и психологической компетентности, повышать их интеллектуальную самостоятельность и уверенность в себе [3].
Заложенный в данных формах обучения игровой принцип не только максимально персонализирует учебный процесс, давая студентам возможность демонстрировать свой интеллектуальный и творческий потенциал, но и повышает чувствительность каждого участника к эмоциональным реакциям своих коллег и межличностным явлениям, позволяя в полной мере прочувствовать механизм командной деятельности. А именно эти качества, прежде всего, необходимы современному стоматологу-менеджеру, владеющему искусством предупреждения и разрешения этических проблем, адекватно оценивающему возникающие правоотношения при осуществлении профессиональной медицинской деятельности, эффективно управляющему персоналом стоматологической организации.
К сожалению, серьезной проблемой, существенно осложняющей учебный процесс, является отсутствие утвержденной учебно-методической литературы, которая содержала бы информацию, касающуюся всех дидактических модулей дисциплины «этика, право и менеджмент в стоматологии» и отвечала бы требованиям федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности «стоматология». В связи с этим на кафедре разработан пакет учебно-методических материалов, призванных не только помочь студентам в освоении данной дисциплины, но и повысить эффективность их самостоятельной работы при выполнении заданий, как на практических занятиях, так и во внеаудиторное время.
Очевидно, что современный этап развития общества и экономики диктует качественно новые требования к системе высшего медицинского образования. Сегодня очень важно, чтобы будущие врачи в своей повседневной практике не только уверенно владели методами диагностики и лечения заболеваний, но и могли принимать эффективные управленческие решения на уровне конкретной медицинской организации или ее подразделения, руководствуясь при этом принципами морально-этических норм врача, знанием основ правовой культуры. Поэтому дисциплина, предусматривающая изучение вопросов этики, права и менеджмента в здравоохранении является чрезвычайно актуальной не только при подготовке стоматологов, но и врачей других специальностей. Вполне логичным, более того необходимым, было бы, на наш взгляд, введение подобной дисциплины в последующие государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования по всем остальным специальностям.
Библиографическая ссылка
Зобенко А.В., Пильщикова В.В., Шильцова Т.А. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «ЭТИКА, ПРАВО И МЕНЕДЖМЕНТ В СТОМАТОЛОГИИ» // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 11-6. – С. 857-860;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=9495 (дата обращения: 03.12.2024).