Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ СПЕЦИАЛИСТА В МНОГОУРОВНЕВОЙ СИСТЕМЕ МЕДИЦИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ПРИМЕРЕ ВНЕДРЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ «СПОСОБНОСТЬ И ГОТОВНОСТЬ К ОРГАНИЗАЦИИ СЕСТРИНСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ РЕАБИЛИТАЦИОННОЙ РАБОТ

Ищенко О.Ю. 1 Калинина Е.А. 1 Марьина А.А. 2
1 МАОУ ВПО «Краснодарский муниципальный медицинский институт высшего сестринского образования»
2 ГБУ СО Краснодарского края "Северский психоневрологический интернат"
1. Аслоньянц А.М., Ищенко О.Ю., Ищенко А.А. Использование модульно-компетентностной технологии преподавателем дисциплины «Общественное здоровье и здравоохранение». Международный журнал экспериментального образования, №10. –2014. С.41-45
2. Ильченко Г.В., Ищенко О.Ю. Козленко А.В. Мотивационные детерминанты в деятельности коллектива медицинских работников МБУ «Славянская ЦРБ». Международный журнал экспериментального образования, №10. –2014. С.140-142.

Качество образования, отвечающего требованиям государственных и мировых стандартов, обусловлено интегративностью изучения материала и внедрением его специалистами. Рыночная экономика предъявляет принципиально иные требования к качеству знаний выпускников образовательных учреждений.

Современный рынок требует постоянного создания и внедрения в деятельность медицинских учреждений новых методов управления, организации и контроля. Поэтому готовность специалиста работать в этой системе обусловлена его профессиональной подготовкой. Складывающиеся определённые компетенции позволяют на практике обосновывать и осуществлять действия по рациональной организации и управлению структурой. Важным компонентом профессиональной подготовки специалиста является исследовательская деятельность. Благодаря ей, закладываются основы научной организации труда, формируются определенные знания и умения, аналитические навыки и, как следствие, востребованность специалиста возрастает. Таким образом, процесс формирования основ исследовательской культуры является доминирующим в процессе профессиональной подготовки специалиста.

Цель работы:

Определить изучение формирования профессионально-исследователь­ской культуры специалиста в многоуровневой системе медицинского образования при изучении дисциплин кафедры ОЗЗ на примере профессиональной компетенции «Способность и готовность к организации сестринского обеспечения реабилитационной работы в учреждениях здравоохранения».

Гипотеза исследования: знания, полученные в многоуровневой системе мед- образования при изучении дисциплин кафедры ОЗЗ, в значительной степени определили эффективность формирования профессионально-исследо­вательской культуры специалиста.

Для проверки выдвинутой гипотезы необходимо было решить следующие задачи:

  1. Рассмотреть теоретические основы данной темы в литературе современных российских и зарубежных авторов.
  2. Проследить формирование про­фес­сиональной компетенции «Способность и готовность к организации сестринского обеспечения реабилитационной работы в учреждениях здравоохранения» в многоуровневой системе мед образования при изучении дисциплин кафедры ОЗЗ.
  3. Проанализировать деятельность ГБУ СО КК "Северский ПНИ".
  4. Изучить работу коллектива ГБУ СО КК "Северский ПНИ".
  5. Сделать выводы и создать рекомендации по организации сестринского обеспечения реабилитационной работы в данном учреждении здравоохранения.

Структура обучения по специальности «Сестринское дело» подразумевает формирование профессиональной компетенции (ПК-6) «способность и готовность к организации сестринского обеспечения реабилитационной работы в учреждениях здравоохранения» в Б.3 Вариативной части, где знания, умения, навыки определяются ООП вуза. В профессиональном цикле (трудоёмкость, зачетные единицы 120-130), в базовой части (85-90 единиц) являющейся общей для всех. В разделе «Общепрофессиональные дисциплины» (40-50) (Рис.1).

Рис. 1 Структура обучения по специальности «Сестринское дело»

Формирование профессионально-исследовательской культуры специалиста рассмотрено в исследовании проводимое на базе ГБУ СО Краснодарского края "Северский психоневрологический интернат". Учреждение административно принадлежит Департаменту социальной защиты населения Краснодарского края. В структуре находится два корпуса: административный и второй непосредственно интерната. При интернате работают три лечебно-трудовых мас-терских: швейная, обувная, столярная.

Данные за три последних года, показывают перевыполнение плана по количеству обслуженных лиц, при плановой нагрузке в 510 человек в год. Спрос на услуги психоневрологического интерната устойчиво высокий и нужно увеличивать мощности лечебного учреждения. Средняя стоимость содержания 1 проживающего в месяц в 2014 году составляет 9319 руб.

Рассмотренный возрастно-половой состав проживающих показывает, что большинство находятся в возрасте от 18 до 59 лет. Поэтому число занятых трудовыми процессами в 2014 году по назначению врача составило 138 человек. Профиль заболевания опекаемых – психиатрия. Из диаграммы структуры заболеваемости можно сказать, что большинство пациентов находится с заболеванием шизофрения – 40%.

Число штатных единиц в соответствии с штатным расписанием составляет 449 человек. Укомплектованность кадрами - 97,8%. Сделан вывод о недоукомп-лектованности врачебными кадрами и, в большей степени, средним медперсоналом.

Реализация компетенции «способность и готовность к организации сестринского обеспечения реабилитационной работы в учреждениях здравоохранения» рассмотрена на примере рационального использования ресурса рабочего времени медицинских сестер и способности обеспечить сестринскую организацию разнообразных форм реабилитационной работы в ГБУ СО КК "Северский ПНИ» кабинета физиотера­певтического лечения.

Для начала изучили мотивационные факторы, влияющие на деятельность сотрудников. Респондентами стали медработников Бригады №9.

Ведущие позиции всеми респондентами отданы факторам «высокая заработная плата» и «гарантия занятости». Самую низкую оценку получили факторы, связанные с продвижением по службе. Соответственно работодатель, зная лидирующие факторы вправе требовать высокое качество предоставляемых услуг и увеличение количества предоставляемых услуг. Для этого ему нужна статистика рационального использования ресурса рабочего времени медицинских сестер. Этот анализ можно провести с помощью методов фотохронометража. Изучение нагрузки мед. сестры физиотерапевтического кабинета за 2013 год показали, что в день она принимает в среднем 6,7 чел. Большая нагрузка возникает осенне - зимний период.

Детальный анализ данных хронометража показал, основная деятельность соответствует избранному стандарту. Мало времени уделяется общению с пациентами и их семьями менее 30 мин в день, что может повлиять на их удовлетворённость услугой и соответственно качество предоставляемых услуг. Включение в штат должности младшей медсестры позволит увеличить время, затрачиваемое на общение с пациентом, минимум на 10-20%.

В дальнейшем нужно анализировать эффективность работы сотрудников постоянно, в автоматическом режиме и оптимизировать работу в учреждении по результатам анализа: возможность определять структуру выполняемых работником функций, затраты времени, выявлять потери рабочего времени, сравнивать продуктивность работы сотрудников.

Для лучшего планирования, контроля и рационального распределения времени в современном мире существует технологии, которые можно успешно применять на практике в лечебном учреждении. Например, с помощью онлайн-органайзера Time Master. Внедрить систему хронометража рабочего времени сотрудников — контролировать качество работы сотрудников в течение дня, продуктивное и непродуктивное время поможет так же программа Soroka Statistic. С помощью этой программы руководители будут получать ежедневные и еженедельные отчеты с подробнейшей информацией о деятельности сотрудников. Но легче всего пользоваться самой распространённой программой Microsoft Outlook с помощью календаря встроенного в эту программу очень легко планировать день, месяц, и более. Там можно расписать назначенное лечение, применяемые услуги.

Внедрение системы хронометража рабочего времени поможет ускорить ежедневную работу, задачи будут выполняться оперативнее. В свободное время проводимый анализ своей работы, помогает принимать меры по увеличению эффективности работы уже на основании данных программы автоматического ведения хронометража рабочего времени.

Выводы:

Создана схема формирования компетенции на кафедре Общественного здоровья и здравоохранения КММИВСО.

Реализована возможность использования полученных знаний непосредственно в практической деятельности, обогатив их индивидуальным опытом и своеобразием.

Профессиональная деятельность требует умения познавать, проектировать, моделировать и на основе этого определять наиболее целесообразные способы решения проблем. Специалисты, приходящие в отрасль должны понимать эти процессы, позволяющим им адекватно изменяться изменяющейся внешней среде.


Библиографическая ссылка

Ищенко О.Ю., Калинина Е.А., Марьина А.А. ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ СПЕЦИАЛИСТА В МНОГОУРОВНЕВОЙ СИСТЕМЕ МЕДИЦИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ПРИМЕРЕ ВНЕДРЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ «СПОСОБНОСТЬ И ГОТОВНОСТЬ К ОРГАНИЗАЦИИ СЕСТРИНСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ РЕАБИЛИТАЦИОННОЙ РАБОТ // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 11-6. – С. 868-871;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=9499 (дата обращения: 21.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674